Среди множества уникальных памятников древнего Дербента, готовящегося отметить свое 2000-летие, есть один, который заслуживает особого внимания российского народа, и связан он с именем первого всероссийского императора. Землянка Петра I в Дербенте – памятник геополитического значения. Это напоминание о добровольном присоединении персидского города-крепости к Российской империи почти 300 лет назад.
В 1722 году во время Персидского похода царь останавливался на ночлег в специально построенной для него двухкомнатной земляной хижине, укрытой от летнего зноя. Петр пробыл в Дербенте три дня и отправился с войском и флотом далее, на Баку, оставив в древней крепости русский военный гарнизон. Землянка Петра I долгое время считалась своеобразной святыней. В 1848 году наместник Кавказа князь Воронцов приказал обнести хижину каменной оградой. На каменные столбы повесили якорные цепи и установили чугунную плиту с надписью «Место первого отдохновения Петра Великого 23.08.1722 г.». Вокруг ограды установили три пушки, отлитые в 1715 году. Позже, во второй половине XIX века над землянкой был сооружен монументальный павильон из каменных квадратных колонн под шатровой железной кровлей. Достопримечательность не раз посещали члены императорской семьи и многие другие известные люди. В их числе – писатель Александр Дюма (отец).
После установления советской власти в Дербенте «Домик Петра I» в 20-е годы XX века был утрачен. Здание подверглось перестройке, межколонные просветы заложены каменной кладкой, стены и кровля землянки срыты и закрыты деревянным полом. В здании поселились люди, а вокруг приросли хибары. На площадке даже было запланировано строительство новых жилых домов. Местоположение памятника было забыто до тех пор пока в 1987 году его не обнаружили по сохранившимся колоннам. С тех пор горожане не раз поднимали вопрос об увековечении памяти присоединения Дербента к России. Но реальная возможность восстановления культурного объекта появилась лишь недавно, в 2014 году, в рамках подготовки к юбилейным торжествам, посвященным 2000-летию Дербента. Директор Дербентского музея-заповедника Али Ибрагимов обратился за помощью к меценату Зиявудину Магомедову, председателю совета директоров Группы «Сумма» и основателю благотворительного фонда «Пери». Эти организации известны своими меценатскими проектами, в числе которых реконструкция деревянного дома Петра I в Заандаме (Нидерланды), в котором молодой царь жил во время обучения корабельному делу, а также транспортировка копии этого дома из Голландии в московский музей «Коломенское». Зиявудин Магомедов откликнулся на просьбу Али Ибрагимова и холдинг «Сумма» очень быстро принялся за создание нового музейного комплекса. Строительство было завершено 20 июля 2015 года, а 23 июля музей принял первых посетителей.
Об археологических изысканиях и строительстве Музейного комплекса Петра I в Дербенте специально для портала «Инвестиции в туризм» рассказал руководитель Дербентского департамента группы «Сумма», архитектор Ильдар Абдуллаев.
— Ильдар Абусекович, Вы были автором проекта музейного комплекса, управляли строительством и реставрационными работами. Расскажите об объектах комплекса и их истории.
— В комплексе три основных объекта. Это остатки домика-землянки, в которой 23 августа 1722 года остановился Петр I во время первого Персидского похода, с возведенным над ним в 1870-е годы павильоном-колоннадой, отреставрированном в ходе реализации проекта, памятник Петру I, выполненный по модели знаменитого русского скульптора М.М. Антокольского (1843 – 1902), а также Здание музея с зоной отдыха и публичных мероприятий.
Концепция музея изначально предполагала возможность проводить массовые мероприятия общегородского масштаба: лекции, концерты, праздники, работа с населением и молодежью. Поэтому мы сделали большую площадку перед скульптурой Петра Первого. Сейчас наш музей многофункционален. Миссия музея – воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к отечеству через познание своей истории.
При сооружении комплекса мы постарались не применять каких-то новых веяний. Ограждение, которое вы увидите при входе между двумя главными колоннами, украшенными коронами российской империи – это реконструкция того, что было утрачено, по сохранившимся рисункам. Все остальные конструкции – это стиль той архитектуры, которую мы видим в самом периптере. Ротонда акцентирует внимание на скульптуре Петра. Скульптура выполнена мастерами Санкт-Петербурга. Образ царя долгое время обсуждался, и мы убедились, что именно этот образ наиболее удачно раскрывает суть похода Петра I, его зрелый возраст в 1822 году. В самом здании музея 140 квадратных метров, есть помещения для работы и с людьми, и с детьми, для персонала, есть хранилище и магазин для продажи сувенирных товаров. Мы постарались сделать так, чтобы здесь были не только экспонаты персидского похода, а присутствовала тема истории Дербента, новаторства и научного прорыва. Это место само по себе уникально для Дербента. Ведь все цивилизации оставляли свой след в истории древнего города, и очень серьезный след оставила русская империя, наряду с персидской, османской. И то, что мы сейчас видим, чем располагают жители Дербента — это тот синтез тех культур, которые вобрали горожане в себя. И это является предметом нашей гордости.
— Сколько стоило сооружение музейного комплекса? Привлекались ли в проект государственные инвестиции?
— Весь объект обошелся в 180 млн. рублей. Никакого государственного участия здесь нет, всё за счет мецената. Переносили инженерные сети, газопровод высокого давления, приглашали археологов. Больше всего средств ушло на переселение жителей. Тут мы шли по разным схемам: приобретали им жилье, предлагали им или они сами нам предлагали, или же мы выдавали деньги и они приобретали недвижимость самостоятельно. Фактически стоимость их жилья по сравнению с рыночной стоимостью была превышена в 2 с лишним раза, а то и в шесть раз. То есть люди воспользовались ситуацией. Здесь было два двора, шесть собственников на территории 19 соток. Семь семей мы отселили, 18 строений снесли. Много времени ушло на достижение договоренностей по этим вопросам.
Сначала мы выкупили дом, который стоял прямо нал землянкой: 4 комнаты и прихожая. Сломали стены и увидели, что они стояли на старинной каменной кладке. Мы поняли, что есть вероятность при проведении раскопок выявить останки землянки. Тогда мы привлекли по договору Дербентскую археологическую экспедицию под руководством Муртазали Гаджиева. Раскопки показали, что остатки мемориального комплекса хорошо сохранились в сухом грунте. Почти 90% конструкции здания было сохранено. Реставрационные работы шли по хорошо сохранившимся аналогам.
Сначала памятник не у всех вызывал надежду, что он действительно сохранился. Али Ибрагимов обращался с идеей его восстановления во многие инстанции, к меценатам и инвесторам, но неизменно получал отказ. Откликнулся лишь Зиявудин Магомедов, всерьез увлеченный петровской темой. Когда мы пришли на эту площадку, то увидели лишь несколько фрагментов капители, выступающих из штукатурки на фасадной части. И говорить о том, что землянка в какой-то своей части сохранилась, никто не мог. Только после того, как начались работы, мы поняли, что есть шанс все это увидеть и освободить.
Освободили также 2 проезда: противопожарный и для туристов с северной стороны. Большой проблемой была организация парковки для туристического транспорта. Эту задачу мы смогли решить. Более того, мы решили еще проблему большого двора. Теперь площадка работает не только как музей, но и как образовательная, воспитательная.
— Расскажите вкратце о бизнесе группы «Сумма» и деятельности благотворительного фонда «Пери».
— Группа «Сумма» — это диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах, зерновой бизнес. Это порты в Новороссийске, Владивостоке, Санкт-Петербурге, транспортировка энергоносителей, строительство серьезных энергопроектов под Санкт-Петербургом и на Северном Кавказе. Холдингом был построен спорткомплекс с плавательным бассейном для Универсиады в Казани. Под контролем группы «Сумма» были завершены работы по реконструкции Большого театра в Москве. Основатель и руководитель холдинга Зиявудин Магомедов – уроженец Дагестана. Он длительное время, с того момента, как уехал учиться, живет в Москве. Там весь его бизнес.
Фонд «Пери» – это благотворительный фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных программ в России и в мире, основанный Зиявудином Магомедовым в 2012 году.
Зуявудин Магомедов много делает как меценат. У него есть много разных программ в Дагестане по подготовке специалистов среди одаренной молодежи, поддержке студентов с их интересными проектами вплоть до реализации этих проектов.
— А Вы — уроженец Дербента?
— Да. Раньше был главным архитектором Дербентского района и работал заместителем главы администрации города.
— Музейный комплекс построен. Кто сейчас оплачивает его содержание? Ведь вход для посетителей пока бесплатный.
— Музей-землянка пока работает за счет группы «Суммы». Решение о передаче экспозиции в структуру Дербентского музея-заповедника еще не принято. Ведутся переговоры о передаче, идет поиск государственно-частного партнерства и определение формы-статуса, который мог бы позволить эффективно управлять этим музеем. У Дербентского музея-заповедника недостаточно средств для того, чтобы содержать этот объект.
— Сколько уходит на содержание?
— Пока сметы нет. Но вы видите здесь и элементы благоустройства, и озеленение, и инженерные сооружения, и сотрудники.
Мы это делаем в преддверии праздника 2000-летия Дербента. Музейный комплекс – это подарок городу перед празднованием. Хотя это абсолютно самостоятельное явление в музейном деле и вообще в истории.
— В городе есть еще музейные площадки, восстановленные за счет инвесторов?
— Насколько мне известно, нет. Это первый объект.
— Планирует ли группа «Сумма» сделать еще что-нибудь для Дербента?
— Конечно. Политика руководства республики и города заключается в том, чтобы завлечь меценатов, инвесторов, общественность не только в популяризацию всех памятников, но и в реставрационные работы.
— Как житель Дербента, какие объекты, нуждающиеся в восстановлении, вы могли бы предложить меценатам?
— Этим делом больше занимается музей. Потому что они располагают фондами, они лучше знают историю. У нас была готовность принять участие в реставрации и последующей передаче музею здания Ахунтова на Буйнакской, 43, где сейчас располагается поликлиника. Но сожалению, идея не была поддержана министерством здравоохранения и другими должностными лицами. Это здание, владельцем которого когда-то был Ахунтов, интересно с точки зрения архитектуры. Оно выполнено в классическом стиле в начале прошлого века. Но само по себе, по своей объемо-планировочной структуре очень хорошо бы подошло под музей.
— Что еще можно отреставрировать в городе с привлечением частного инвестора?
— Совершенно недавно, в 2013-м году, при раскопках на улице Мамедекова был открыт любопытный памятник ритуального значения. Его называют «воротами рая». Исламская религия, объект 10 века, культовое здание находится под землей.
Вообще, на мой взгляд, можно было бы провести серьезную работу по выкупу или поддержанию зданий старой части города. Обратите внимание, с северной части крепости остается все меньше зданий с плоской кровлей, как это было принято в старину. Плоские крыши – это характерная черта древнего образа Дербента, но сейчас это все меняется. Необходимо разработать программу по реставрации, как это сделали в свое время в Баку, убрать из исторического центра современные строения, спрятать под землю провода и прочие коммуникации.
— Какой процент реально старых зданий сохранился в старом городе?
— 70-80%. А что касается самой застройки, ее не надо переделывать. Эта хаотичная застройка характерна для Востока, где каждый домик нес не только эстетическую нагрузку, но и функциональную, в том числе в военном отношении. Все для того, чтобы враг заблудился, расчленился по узким улицам, и местное население его добило. Нужно восстановить образ древнего Дербента времен строительства Дербентской крепости.
Ольга Чижкова
По информации: Инвестиции в туризм