Именно столько исполнилось Павлу Московскому – человеку, который в советское время в качестве сотрудника «Совэкспортфильма» отвечал за отдых в России – то бишь в СССР – зарубежных кинозвезд. Более того, именно с подачи Московского Сталин разрешил туристам фотографироваться на красной площади! С ветераном кино встретился наш корреспондент Виталий Лесничий.
Мой собеседник с конца 40-х по 1953 год был заместителем управляющего всесоюзным объединением «Совэкспортфильм». С 1957-го по 1968-й в идеологическом отделе ЦК КПСС заведовал сектором кино, телевидения и радиовещания. Режиссерам Пырьеву и Герасимову помог в создании Союза кинематографистов. С его подачи советский зритель открыл для себя Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Джину Лоллобриджиду. События, точки на карте, имена Павел Владимирович называет без заминки. Даже труднопроизносимую на русском языке фамилию индийца Маноранджана Бхаттачария.
– В 1951 году к нам прибыла делегация индийских кинематографистов, – рассказывает Московский. – Мне поручили ее встретить и сопроводить в ознакомительной поездке по стране. Вместе посетили крупнейшие киностудии в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Свердловске. Индия тогда только обрела независимость, и выглядели гости очень бедно. Сам индийский режиссер Бхаттачария за год до визита вышел из британской тюрьмы, где отбывал срок за участие в национально-освободительной борьбе. Когда я увидел, как в холодный осенний день он сходит с трапа в легкой национальной одежде, снял со своего плеча теплое пальто…
На следующий день после прилета индусы отправились на Красную площадь. Восхищенные красотой, достали фотоаппараты. И уже сделали первые кадры на фоне храма Василия Блаженного и башен Кремля, как неожиданно рядом возникли люди в штатском. Они заявили, что фотографировать запрещено, и попросили отдать технику. Павел Владимирович попытался объяснить: мол, перед ними деятели культуры братской страны, приехали по приглашению Иосифа Сталина. Услышав имя вождя, проверяющие смягчились: «Аппаратуру оставьте при себе, а пленку отдайте!»
После инцидента Московский проводил визитеров в гостиницу, а сам поспешил набрать телефон Комитета по делам искусств (позже реформированного в Министерство культуры) и сообщил о случившемся. Как позже выяснил, из ведомства связались с Молотовым, а тот, в свою очередь, со Сталиным. И уже через пять минут Московскому пришел ответ: «Можете идти на площадь и фотографироваться – запрет на фотосъемку снят!»
Вот так в 1951 году Красная площадь стала главной съемочной площадкой как для иностранцев, так и для соотечественников.
В годы «железного занавеса» Павел Московский по работе объездил едва ли не весь мир: на вилле Фрэнсиса Копполы был свидетелем того, как Таривердиев покорил режиссера «Крестного отца» своей музыкой из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Вместе с Утесовым сидел за одним столиком круизного лайнера, смеялся над одесскими анекдотами и видел, как великий певец – коллекционер фарфора – в каждом порту поднимался по трапу с тарелками и вазами в руках. А в разгар войны во Вьетнаме был на борту самолета французской авиакомпании, на котором наша делегация возвращалась из Японии с фестиваля советского кино. Самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Сайгона, перепрофилированного в американскую авиабазу.
– Вместе с Надеждой Румянцевой, Маргаритой Володиной и Самсоном Самсоновым мы провели полтора часа в баре аэропорта за одной на четверых бутылкой кока-колы, не проронив ни слова. Выдавать в себе советских граждан в окружении враждебно настроенных американцев было опасно… И пусть сегодня это выглядит смешно, те полтора часа нам было вовсе не до смеха.