Архитектор Карл Гиппиус, построивший этот красивый особняк почти в центре Москвы, был выдающимся модернистом. В самом особняке на стенах висят полотна знаменитых мастеров – бакста, головина, кустодиева, коровина, родченко. Но это не просто картинная галерея. Главный объект внимания государственного центрального театрального музея имени бахрушина – его величество театр.
Театральные музеи вроде бы не входят в категорию обязательных для посещения туристами мест. Это не замки и не собрания знаменитых картин.
Да и вообще, что такое театральное искусство? Нечто сиюминутное, мимолетное. Отсюда возникает менее риторический вопрос: зачем туристу идти в театральный музей? На первый взгляд это сложный туристический продукт, с не самым очевидным результатом. Ведь в столице сотни разноплановых и разноформатных музеев – взять хотя бы Третьяковскую галерею или даже «нехорошую» квартиру Булгакова.
Как ни странно, преимущества Театрального музея Бахрушина вытекают из его недостатков. Не слишком высокая популярность у иногородних и иностранных туристических групп оборачивается комфортом тихих залов и отсутствием очередей и толчеи. Согласитесь, самый раздражающий фактор в популярных музеях – посетители. Второй негативный фактор популярных мест также относится к разряду человеческих – раздраженные и вечно недовольные смотрительницы. Оно и понятно: ежедневные толпы неподготовленной публики, пришедшей поглазеть на «мишек в сосновом бору» или сделать селфи на фоне Айвазовского, не способствуют умиротворению. Лишенные ежедневного стресса, сотрудницы Театрального музея выглядят добрыми феями на фоне своих коллег из более популярных музеев. Как следствие – добрая, почти семейная атмосфера в залах.
Третий фактор – самый главный. От Театрального музея не ждешь ничего особенного, поэтому в нем невозможно разочароваться. А вот очароваться очень даже возможно. Для начала – здание музея, напоминающее замок. Википедия сообщает, что он построен в стиле ранней английской готики. Не верьте. Архитектор Карл Гиппиус, построивший этот особняк для купца Бахрушина, был выдающимся модернистом. Кстати, Гиппиус же создал нарядный чайный магазин, украшающий Мясницкую улицу. Только в том случае он взял за основу китайскую архитектуру, а в Замоскворечье возвел здание по старым английским мотивам. Получился уникальный не только для Москвы, но и для всей России особняк.
Интерьеры этого особняка интересно рассматривать, даже если бы в нем не было никаких экспозиций. А они есть, да еще какие! Во-первых, стены украшают картины больших мастеров имперской России: Бакст, Головин, Кустодиев, Добужинский, Коровин, Юон, а также революционеров от искусства: Татлина, Экстер, Родченко. Одна только коллекция живописи могла бы составить самодостаточную программу. Однако это не картинная галерея, поэтому здесь собраны артефакты, прямо или косвенно связанные со светской жизнью старой Москвы, а также Петербурга и даже провинции прошлых веков. Почему светской жизни? Да потому что именно театры выступали местами средоточия такой общественной жизни! Судите сами: в тогдашних клубах, вроде знаменитого Английского, мужчины играли в карты на деньги. По сути, игорные заведения с выпивкой, да еще и закрытые для женщин. Но какая светская жизнь без прекрасного пола? Балы и приемы редки, да и проводятся только для своих. А вот в театре можно не только посмотреть новую постановку, но и познакомиться, и потанцевать. Потому что после представления устраивались танцы, продолжавшиеся до поздней ночи. И выход в театр становился событием, к которому готовились.
Московский купец Алексей Бахрушин слыл большим оригиналом в своей среде. Его «коллеги по первой гильдии» если и коллекционировали, то понятные вещи, например, картины или скульптуру, а Бахрушин собирал разные безделицы, связанные с театральной жизнью. В категорию «безделиц» попадали театральные трубочки (предшественники театральных биноклей), эскизы декораций, в наше время оказавшиеся полноценными произведениями искусства, личные вещи театральных «звезд» и множество всего такого, что не представляло особенного интереса для солидных коллекционеров.
В результате странной прихоти в нашей древней столице образовался самый большой в мире театральный музей, где можно узнать о культурной и светской жизни подданных Российской империи гораздо больше, чем в каком-либо другом месте. Поразительно, но коллекция Бахрушина не была разграблена в послереволюционное время, а сам отец-основатель работал директором музея до своей смерти в 1929 году. И коллекция пополнялась экспонатами из новой, советской театральной жизни.
Чем еще интересен музей? Выставками и различными тематическими мероприятиями: творческими встречами, лекциями, концертами, спектаклями – музей же театральный! Имеется программа как для взрослых, так и для детей. Подробнее с музейной «афишей» можно ознакомиться на официальном сайте.
Многие приезжают в Москву из провинции с определенной целью – посетить спектакли «Ленкома», МХТ, Малого, «Современника». Визит в Театральный музей до начала спектакля замечательно дополнит культурную программу. Цена билета настолько доступна, что сравнима с ценой чашки кофе в буфете любого из вышеперечисленных театров. Удобное расположение (возле станции метро «Павелецкая») делает возможным распланировать день туриста.
Впрочем, можно сюда приводить и тех, кто к театру равнодушен, зато уверен, что уже все видел. Удивление этой категории туристов гарантировано. В среднем экскурсия по Бахрушинскому музею занимает около полутора часов. И они того стоят!