РОССИЙСКИЕ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ ДАВНО ОБЛЮБОВАЛИ ТИХИЙ ДОН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАТУРНЫХ СЪЕМОК. И ЭТО НЕУДИВИТЕЛЬНО: В РЕГИОНЕ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ И НЕОЖИДАННЫХ МЕСТ. В САМОМ РОСТОВЕ – УЮТНЫЕ ДВОРИКИ ОБРАЗЦА XIX ВЕКА. В СЕЛЕ ЗАЙ-ЦЕВКЕ – ГОРЫ, ГДЕ ПРОХОДЯТ ТРЕНИРОВКИ АЛЬПИНИСТОВ. В ТАГАНРОГЕ – АЗОВСКОЕ МОРЕ С БЕСПОДОБНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ ИТАЛЬЯНСКИХ ЗОДЧИХ. КРОМЕ ТОГО, ЮЖНАЯ ПРОВИНЦИЯ ПРИВЛЕКАЕТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕШЕВИЗНОЙ.
Режиссер Сергей Сенцов, снявший «Студию 17», «Физрука» и «В Москве всегда солнечно», для своего фильма «Французская кулинария» кусочек Парижа отыскал в живописном донском хуторе Усть-Койсуг. В донской столице сняли другие сцены фильма – «парижские кафе» и роскошные апартаменты частных особняков. Для уютного гнездышка лирической героини был выбран дом на улице Станиславского с 3,5-метровыми потолками, которому стукнуло 160 лет.
Кроме уютных двориков в Ростове есть немало заброшенных заводов, которые при желании в одночасье можно превратить в съемочный павильон. В разрушенном цеху, где еще до революции варили мыло, кинематографисты за одну ночь построили декорации аэропорта – они понадобились для съемок фестивальной картины Екатерины Данченко «Похоронить Ленина».
Все чаще на экране мелькают виды Таганрога – родины Чехова и Фаины Раневской. В частности, Никита Михалков отснял здесь несколько батальных сцен для «Утомленных солнцем-2».
«Я попал на кастинг случайно, – вспоминает один из участников массовки, житель Таганрога Антон Барсуков. – Предстояло снимать сцену бомбардировки немецкими самолетами советской баржи, нужны были «раненые». Ко мне подошла девушка из съемочной группы и спросила, что мне перевязать: голову или руку. Я выбрал руку. Чтобы доплыть до места съемок, нашей барже потребовалось минут сорок. Помощник режиссера дала команду переодеться, в воду стали кидать чемоданы, костыли, деревянную дверь. А затем нам велели прыгать в воду и для надежности держаться за этот реквизит. Но многие предметы успели уплыть, нам пришлось их догонять. Через несколько минут баржа отплыла, и мы остались одни. До берега было очень далеко, и если бы пришлось плыть «своим ходом», на это ушло бы полдня. Конечно, вдали стояли быстроходные катера МЧС, готовые подоспеть в любую минуту, но ощущение было, что мы действительно посередине моря и потерпели крушение…»
«Над нами стал кружить вертолет с оператором, ветер от его лопастей разбрызгивал воду, поднялись волны, – продолжает Антон. – Так мы снимали дубль за дублем, губы уже у всех посинели, а вертолет все кружил и кружил… Наконец он улетел, и к нам медленно стала подходить баржа. Все облегченно вздохнули. На берегу нас ждала полевая кухня: на обед была гречка с мясом. Все так проголодались, что просили добавку, и ее охотно давали. Лично я этим приключением остался доволен».
Избушка для Руперта Эверетта
Больше всего баек связано с экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» – тем более что в Ростовской области прошли съемки сразу трех из четырех киношных версий. Как известно, вторую картину снимал Сергей Герасимов. Съемочная группа обосновалась неподалеку от города Каменска-Шахтинского. Снимать картину в этих местах, а не на малой родине Шолохова режиссеру посоветовал сам автор. Рядом с хутором Диченск мастерами-декораторами был «построен» хутор Татарский – казачьи курени и широкий майдан с церковью, а немного поодаль – усадьба Листницких. В Каменске-Шахтинском были возведены декорации вокзала и привокзальной площади Новочеркасска, а также станций Нарва и Разгон.
На роль Дарьи была утверждена малоизвестная в то время актриса Людмила Хитяева. По сюжету ей нужно было утопиться в реке, а этого она панически боялась, поскольку в жизни три раза тонула в Волге (к счастью, ее вовремя спасали). Очевидцы вспоминают, что съемка сцены проходила в конце октября, да еще в месте, где течение Северского Донца особенно лихое. Даже опытный пловец рисковал не справиться с быстрым течением. Как назло, режиссер был недоволен работой Хитяевой. Было отснято тринадцать дублей, прежде чем Герасимов махнул рукой – «Снято!». К этому моменту актриса уже была просто без сил.
К одному из юбилеев Михаила Шолохова его земляки установили в Вешенской на берегу Дона бронзовых Григория и Аксинью, которые очень похожи на актеров Быстрицкую и Глебова. Туристы непременно фотографируются на их фоне…
Третий раз за «Тихий Дон» взялся Сергей Бондарчук. В одном из интервью английской газете «The Guardian» Руперт Эверетт, который сыграл Григория Мелехова, так вспоминал свое житье-бытье в России: «Я жил в избушке. Съемки «Тихого Дона» я закончил полумертвым от алкогольного отравления». На самом деле проживала звезда кинематографа в хоромах площадью 125 квадратных метров. С ним приехали его лабрадор, личный повар-француз и переводчица. В Вешках англичанин любил загорать: выставит кресло во двор и нежится на солнце.
Прошлым летом в окрестностях станицы Вешенской снова снимали «Тихий Дон». На этот раз в песчаном поле были построены масштабные декорации: три настоящих хутора с домами и десятками дворовых построек. Руководил съемками Сергей Урсуляк, в главных ролях Евгений Ткачук и Полина Чернышова.
Рассказывают, что группе пришлось изрядно постараться, чтобы снять сцены пахоты на волах. Поскольку сегодня никто в хуторах и станицах с их помощью землю не перекапывает, киношники были вынуждены купить молодых бычков и тренировать их в течение нескольких месяцев. Подучиться надлежало и некоторым актерам.
«Казаки, как и восточные воины, ездили на коротких стременах, чтобы во время боя стоя рубить шашкой и колоть пикой, – рассказал каскадер Евгений Богородский. – Из пришедших актеров все, кроме Евгения Ткачука, который играл Григория, были с нулевым опытом. На подготовку ушло около трех месяцев занятий по нескольку раз в неделю. Поначалу падали, как горох. К счастью, обошлось без травм: манеж на подворье посыпан опилками, падать мягко».
Российский зритель должен увидеть сериал в 2015 году на телеканале «Россия-1».
Наш паровоз вперед летит
Повидал режиссерскую хлопушку и город Усть-Донецк. Там снимался популярный сериал «Цыган» – экранизация романа другого донского писателя Анатолия Калинина. Для одной из серий нужно было снять свадьбу цыганки и русского шофера. Второй режиссер Лариса Полынникова поехала на базар, где было много обитателей табора, отобрала двадцать самых колоритных, договорилась… На следующий день на съемочную площадку приехали без малого сто человек – с женами, детьми, друзьями.
…Хотите побродить по местам киношной славы – загляните в музей железнодорожной техники в Ростове. Именно тут экранизировали историю о начальнике охраны Сталина – Николае Сидоровиче Власике. Фильм рассказывает, как беззаветно и преданно Власик служит Сталину, постепенно словно становится его тенью и даже членом его семьи. Главную роль в сериале исполнил Константин Милованов, а сценарий написала ростовчанка Валерия Байкеева.
Стоит отметить, что богатую донскую натуру по достоинству оценили еще советские киношники. В 1962 году в Ростове снимался фильм «На семи ветрах». На пленке запечатлен дом на Ворошиловском проспекте, который вскоре был снесен, теперь на его месте стоит безликая высотка.
А кто не видел замечательный фильм с Юрием Никулиным «Ко мне, Мухтар!» (1964)? Картину о взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар снимали под Ростовом, а в «роли» питомника выступала Ростовская школа служебно-розыскного собаководства. В музее школы до сих пор хранится альбом с рабочими фотографиями ленты.
ЧТО ЕЩЕ СНИМАЛОСЬ В РОСТОВЕ?
«СТРАХ ВЫСОТЫ» (1975): СЛЕДОВАТЕЛЬ РАБОТАЛ В ЗДАНИИ УПРАВЛЕНИЯ СКЖД, КОТОРОЕ БЫЛО ПОСТРОЕНО В 1911–1913 ГОДАХ И ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.
«ФАВОРИТ» (1976): ВСЕ СКАЧКИ СНИМАЛИСЬ НА РОСТОВСКОМ ИППОДРОМЕ.
«ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ» (1977): СЕРИАЛ, В КОТОРОМ МОЖНО УЗНАТЬ ПЕРЕУЛОК ГАЗЕТНЫЙ.
«ВАС ОЖИДАЕТ ГРАЖДАНКА НИКАНОРОВА» (1978): ФИЛЬМ ЧАСТИЧНО СНИМАЛСЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВОКЗАЛЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ.
«В МОЕЙ СМЕРТИ ПРОШУ ВИНИТЬ КЛАВУ К.» (1979): СЪЕМКИ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПРОХОДИЛИ НА ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ «МЕЛОДИЯ» В ПАРКЕ РЕВОЛЮЦИИ И В ШКОЛЕ № 83 НА ПРОСПЕКТЕ СТАВСКОГО, ДЛЯ ФИНАЛЬНЫХ СЦЕН БЫЛ ВЫБРАН ПАРК ИМ. ГОРЬКОГО.
«ШТЕМП» (1991): В КАДРЕ МЕЛЬКАЮТ ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ДОНА И АЭРОПОРТ.
«РОСТОВ-ПАПА» (2001): ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРОНИКНУТЬСЯ КАЗАЧЬИМ ДУХОМ, АКТЕРЫ АЛЕКСЕЙ КОРТНЕВ И ИНГЕБОРГА ДАПКУНАЙТЕ БРАЛИ УРОКИ ВОКАЛА У КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ В СТАНИЦЕ СТАРОЧЕРКАССКОЙ. РЕЖИССИРОВАЛ ФИЛЬМ РОСТОВЧАНИН КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ.
В 2000-Х В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СНИМАЛИ ТАКИЕ ЛЕНТЫ, КАК «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» (РЕЖИССЕР ЛЕОНИД ПЛЯСКИН), «ОДНАЖДЫ В РОСТОВЕ» (РЕЖИССЕР – РОСТОВЧАНИН СЕРГЕЙ ЖИГУНОВ), «ЕСЛИ ТЫ НЕ СО МНОЙ» (РЕЖИССЕР ИГОРЬ МУЖЖУХИН), «ПОРТРЕТ В СУМЕРКАХ» (РЕЖИССЕР АНГЕЛИНА НИКОНОВА), «ХУТОРЯНИН» (РЕЖИССЕР – ТАКЖЕ УРОЖЕНЕЦ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВИКТОР МЕРЕЖКО).