– Организаторы считают, что егерь Кузьмич – народный киногерой. От егеря же одна только польза – он лес, зверей охраняет, за чистотой следит… А вы знаете, что мой герой Кузьмич считается национальным героем Финляндии?
– Интересно, почему?
– Потому что он живет на финской территории и не гадит там… Карельские власти сейчас очень серьезно взялись за развитие региона. А мне предложили поучаствовать в пропаганде республики как идеального места для активного туризма. Я – с удовольствием. Тем более что рекламировать ничего не надо – надо только хотя бы раз туда съездить. Вот представьте: от Питера проезжаешь 260 километров и попадаешь в сказку – в «леса Берендея». Сортавала – замечательный такой городок, в нем находится знаменитый горный парк «Рускеала». Это большой каньон с мраморными выработками, которые со временем затопила вода. Туда дайверы спускаются, ходят по мраморным лабиринтам, на лодках катаются… Карелия, конечно, удивительная страна! Там не только фестивали рыбной ловли. От Сортавалы сорок минут езды до Валаама, а это, как вы знаете, божественные места, особый микроклимат. Или взять местную деревеньку под названием Киндасово. Слышали?
– Нет. А чем она знаменита?
– Там ежегодно проводится Международный сельский фестиваль юмора и смеха, как в Габрово. Между прочим, в этом году я был ведущим этого веселого мероприятия и отныне принят в почетные жители этой «деревни дураков», чем невероятно горжусь! (Смеется.) Так вот сейчас в этих краях каждая четвертая машина – с московскими номерами! Многие там покупают дома с участками. И понятно почему. В Карелии производства очень мало, воздух и вода в водоемах – чистейшие. Можно одновременно ловить рыбу и пить воду из этого озера или речки.
– Какие-то чудеса рассказываете!
– Серьезно! А какие там ягоды, грибы, какая рыба. Из-за того что вода хорошая и чистая – рыба не болеет. Я знаю только одно место на земле, сопоставимое по красоте и чистоте, где сказка в любое время года. Это Байкал! Но далековато, к сожалению.
– Ваша «ода Карелии» удалась на славу. Но давайте поговорим о вас. Недавно, вспоминая о своем хулиганском детстве, вы объяснили его так: «Мальчик вынужден становиться мужчиной!»
– Конечно, вынужден. Только все по-разному становятся: кто-то подвиг совершает, а кто-то хулиганский поступок. Один завоевывает женщину тем, что бьет ее по лицу, а другой – тем, что несет цветы и целует ей руку.
– Вы к какой категории относились?
– Конечно, я цветы дарил, руки целовал… Папы у меня не было, я воспитывался мамой в атмосфере, где отношение к женщинам было восторженным, уважительным. Но огромное количество было соблазнов. Поэтому случались ошибки. Ведь я и под идущий на полном ходу поезд ложился, и с моста прыгал, и в электрическую розетку пальцы засовывал… Я родился в 1954 году, в нашей коммунальной квартире было 42 хозяйки, бои во дворе мы устраивали тухлыми яйцами, во дворе всегда ошивались воры и рассказывали романтические истории про тюрьму… Вот и мы кололи наколки, «ботали по фене», ходили с ножами, пили в подворотнях. Из той нашей детской компании никого в живых уже давно нет. Меня же спасла театральная студия!
– А как вы в такой криминогенной обстановке решили стать актером?
– Я очень много слушал радиоспектаклей. Во времена моего детства радиоточка постоянно работала – отголосок войны, блокады, которую пережили мама и бабушка. Для меня радио было «цветное». Я слушал великих артистов и представлял… Помню свое первое серьезное выступление. На первом курсе театрального мы показывали экзамен за полугодие, а в зале сидели мастер моего курса режиссер Игорь Петрович Владимиров и молодой актер его театра Михаил Боярский. Я показывал птицу-секретаря, которую, к своему стыду, никогда не видел. Но я придумал, какая она: сунул руки в тренировочные штаны с пузырями на коленях, ходил чинно на длинных худых ногах и деловито крутил головой, у меня даже нос по-птичьи увеличивался! Боярский хохотал так, что упал с кресла!
Очень важной считаю встречу с мэтром российского кино Игорем Масленниковым. В его фильме «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» по пьесе Островского я сыграл стряпчего Рисположенского, эдакого юриста-аферюгу.
– Есть журналистский штамп – «утром проснуться знаменитым». Как это случилось с вами?
– Был такой фильм-альманах «Исключение без правил» по мотивам книг Михаила Мишина. Там четыре новеллы – «Золотая пуговица», «Скрепки», «Голос» и «Экскурсант». Так вот «Экскурсант» – первый фильм, где мне дали главную роль. Я сыграл работника фабрики игрушек Борю Топоркова, случайно попавшего в группу интуристов. В 1985 году его сняли и сразу показали по телевизору. Я утром вышел на улицу и – был знаменит. Потом десять лет меня узнавали: «Это вы работали на фабрике мягкой игрушки?»
– Список ваших любимых ролей большой?
– А у меня же их вообще не так много – главных ролей. «Кукушка», «Особенности…» Я их очень люблю. Очень дорог мне военный врач в драме Юрия Грымова «Чужие», этот острейший фильм мало кто видел, к сожалению. В театре мне почти не довелось играть в классике, счастьем была роль «Левши» в постановке моей жены режиссера Полины Белинской, профессора Иоргена Тесмана в драме Ибсена «Гедда Габлер». Очень важной считаю встречу с метром российского кино Игорем Масленниковым («Шерлок Холмс», «Зимняя вишня»). Мы работали над фильмом «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» по пьесе Александра Островского, я сыграл стряпчего Сысоя Псоича Рисположенского, эдакого юриста-аферюгу. В 2009 году мы первый раз в жизни встретились с Масленниковым на съемочной площадке, и он вдруг открыл для себя Виктора Бычкова. Бегал, как ребенок, по съемочной площадке и кричал: «Бычков – прекрасный артист!» Кстати, недавно Масленников мне новый сценарий прислал. Главная роль. Но, к сожалению, денег на него не дают…
– В следующем году у «Особенностей национальной охоты» юбилей. 20 лет спустя можете объяснить, в чем секрет феноменального успеха картины?
– Случилось счастливое стечение обстоятельств: от сценария до актеров. Ведь в 90-е годы все рухнуло. В кино стали приходить люди, которые просто деньги отмывали. Кооперативное кино! Большинство фильмов было стыдно показывать. А в Рогожкина поверили. И он набрал людей, в которых верил… Мы просто работали, как одна семья, – мы жили, дышали этим фильмом. Когда «Особенности…» показали на «Кинотавре», никто не хотел расходиться. Все тусовались, друг другу фразы из фильма повторяли. Когда гости вечером вышли на набережную попить пива и пообщаться, то и дело слышалось: «Семенов, водку пить будешь?» – «Ну, за дружбу!» Вернувшиеся с морской прогулки организаторы фестиваля, которые не были на показе, не понимали, о чем речь. В этот момент фильм исчез на два часа – не могли найти копию. А через два дня, когда я прилетел в Петербург, таксист узнал меня: «А я ваш фильм смотрел! Вот кассета есть!» Я не поверил: «Какая кассета? Всего одна копия, да и то в Сочи!» Оказывается, пираты мгновенно скопировали, и уже все расползлось по стране.
Мы кололи наколки, «ботали по фене», ходили с ножами, пили в подворотнях. Из той нашей детской компании никого в живых уже давно нет. Меня же спасла театральная студия!
– Подобного не было со времен великой гайдаевской троицы, когда в их честь выпускали водку, календари, значки, а в народ пошли анекдоты. Вы собираете атрибутику «Особенностей»?
– Кстати, с водкой «Кузьмич» у меня лично связана вот какая история. Когда я снялся на этикетку, лет 12 назад, моя дочка Арсения была совсем маленькая. Все лето она проводила на даче у бабушки. Как-то приезжаю к ним, а она мне рассказывает трогательным таким голоском: «Папочка, я как соскучусь по тебе, бегу в магазин. Стою и смотрю на тебя, смотрю…» А там на прилавке стояли бутылки водки «Кузьмич» с моим изображением… Вот так! Кому-то водка, а кому «отец родной».
— Это правда, что в 2008-м вы чуть не снялись у Стивена Спилберга в роли «плохого русского генерала» Сикорского?
– Правда. Мне действительно предложили попробоваться в картину «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Буквально через несколько дней получил «задание»: поставить камеру и прочитать английский текст. Но я так не умею, все-таки школа Станиславского! Взял на «Ленфильме» генеральский мундир, мы с моей женой Полиной (а она прекрасный театральный режиссер) придумали сюжет, построили дома декорации склада, пригласили товарища, в совершенстве владеющего английским. Так как «Индиана Джонс» все-таки комикс, специально для американцев поставили на стол квашеную капусту, огромную банку икры и штоф с настоящей самогонкой. Хотите плохого русского? Нате! За ночь мы сняли целый микрофильм – даже с титрами! Отправил диск Спилбергу…
– Каков был вердикт?
– Как мне потом передали, американцы были в шоке. Оказалось, что снятое нами во многом совпало с их оригинальным сценарием, который до последнего держится в строжайшем секрете. Их взволновало: кто все сдал русским? И кстати, потом они в фильме кое-что изменили, а моему агенту Спилберг написал: «Извините, но таких хороших русских не бывает!»
– Сильно расстроились?
– Да нет, что мне расстраиваться? Почитайте рассказ Чехова «Радость». Помните, когда студент прибегает, сует всем газету: «Теперь обо мне вся Россия знает!» А там написано, как он напился и в бесчувственном состоянии попал под лошадь. Прославился! Вот и я через Спилберга чуть «не прославился» на Западе.
– Вы Россию объездили вдоль и поперек. Говорят, что помимо работы в театре и кино частенько ведете мероприятия?
– Это лучше, чем сниматься в плохом кино. Достойнее, как мне кажется.
– И что делаете на корпоративах? И кто ваша публика? Олигархи, банкиры?
– Там разные люди. Это могут быть сообщества по интересам – рыбаки, охотники, «почитатели Кузьмича», иногда дети, которые хотят увидеть живого дядю Витю, друга Хрюши и Степашки. Это может быть свадьба, юбилей. Олигархи, они такие… малоподъемные. Но иногда бывает.
– Помните самый необычный концерт?
– Я вел новогодний корпоратив в 90-е годы. Там из трехсот с лишним гостей было человек двадцать… очень конкретных. Пиковых тузов таких – все пальцы в татуировках. И когда я отказался выпивать, сказав: «Ребята, пожалейте меня! Я шесть часов один и не могу себе позволить ни капли», они принесли аукционный арманьяк столетней выдержки. Такая бутылка сегодня стоит около трех миллионов рублей. Налили мне сто грамм – я выпил и ничего не понял. Было ощущение, что деньги сыплются мне в желудок – и все. А им доставило удовольствие, что они доставили мне удовольствие.
Актер не гнушается работать на корпоративах: «Это достойнее, чем сниматься в плохом кино». Радость людям, опять же…
– Интересно, дом, очаг – с чем они у вас ассоциируются? С крепостью, запахом пирожков или уютом?
– С книгами. С местом, где можно положить свою тетрадку и карандаш. Для меня самый лучший отдых – интересная книга, и чтобы никто не нервировал. Жена принесет чай с лимоном… Еще здорово, когда сын Добрыня рядом заливается смехом, потому что я его щекочу своей бородой.
В Карелии производства очень мало, воздух и вода в водоемах – чистейшие. Можно одновременно ловить рыбу и пить воду из этого озера или речки.
– У вас есть на просторах нашей необъятной матушки-родины уголки, которые увидели и – влюбились раз и навсегда?
– Очень люблю места на границе Карелии и Ленинградской области, где мы снимали «Особенности национальной охоты». Высоцк под Выборгом, Зеленогорск, Сестрорецк, Ваганово, где у мамы дача была. Там у меня друзья, там я душой отдыхаю. По-настоящему!
– Что значит «по-настоящему»?
– Знаете, еще великий физиолог академик Иван Павлов говорил, что организм должен отдыхать в том климате, в котором человек родился и к чему привык. Да, можно съездить в жаркие страны, погреться. Но дело в том, что там организм начинает адаптироваться только на седьмой день, когда вам уже пора уезжать. Он только перестроился, а вы его гоните назад. И он начинает, как часы, барахлить. Вот стоит вам слетать в Америку дней на двадцать, вернуться обратно, и у вас «крыша уедет» на полгода. Поэтому посмотреть – да, но не отдыхать. Отдыхать я предпочитаю здесь – в своих любимых краях. Карельский перешеек, Финский залив, Ладога… Или в Эстонии. Это очень близко от Петербурга. Очень похожий климат, тихо, все говорят по-русски и все рады, что ты приехал. Там соляные пещеры, массаж, всякие полезные процедуры. Семь дней отдохнул – мне на полгода этого хватает.
– Самый невероятный случай из жизни Виктора Бычкова – путешественника?
– Скорее, не случай, а наблюдение. Мы 45 дней провели в Черногории – на съемках фильма «Граф Монтенегро». А там места такие дивные, что люди, попавшие туда впервые, мгновенно влюбляются в эти горы, море, старинный город Будву, и сразу же у них рождается мысль: именно здесь надо купить квартирку, какой-нибудь захудалый домик, хотя бы сараюшку… На сорок четвертый день я ходил и всех членов съемочной группы опрашивал: «Когда вернетесь домой, какое блюдо вы хотите на столе увидеть?». 99,9 процента твердо ответили: «Селедку, вареную картошку и квашеную капусту с огурцами». На сорок пятый день я попросил: «Поднимите руки, кто хочет купить недвижимость или «хотя бы сараюшку» в Черногории». Как вы думаете, сколько рук поднялось?
– Ни одной.
– Правильно! Через три дня мы с Полиной оказались в наших северо-западных широтах. А там уже начиналась осень… И пока группа ехала (мы прибыли раньше, потому что на своей машине ехали через границу), мы сели возле озера. А там такая рясочка плывет по воде… Посредине озерца кто-то на лодочке удит рыбу, а на берегу у них банька, дымок идет… И такая красота, и листья желто-зелено-красные, и мы сидим и в один голос говорим: «Вот! Вот где надо жить». И такая благодать спустилась на душу… Вот такой веселый «случай».
– Вы неоднократно играли егеря. А в реальной жизни вы охотник?
– У меня есть ружье. Иногда я его достаю – разбираю, чищу и полирую. Убивать я не хочу. Чучела животных мне очень несимпатичны. Я, скорее, рыбак, созерцатель…
– Последняя громкая премьера с вашим участием – фильм «Вий». Где в ближайшее время мы вас увидим?
– Буквально на днях получил приглашение сняться в продолжении – «Вий. Путешествие в Китай. ЗD».
– «Вий» в Китае?
– Очень надеюсь, что потом будет еще и в Америке… Всегда мечтал участвовать в красивых приключениях типа «Индианы Джонса». Первый «Вий» собрал рекордную кассу, и создатели задумались о продолжении. Сценарий потрясающий, могу раскрыть лишь несколько секретов: мы увидим Москву петровского времени, будет множество приключений, драк и море чая. Участие в проекте уже подтвердили западные звезды первого фильма Джейсон Флеминг и Чарльз Дэнс. К звездной команде присоединяются один из самых моих любимых артистов Рутгер Хауэр и наш Юрий Колокольников, который недавно снялся в знаменитом сериале «Игра престолов». Сюжет невероятный: герой Джейсона Флеминга на этот раз попадет в жутчайший переплет в Китае, а спасать его будут наши казаки. Кстати, моя роль кузнеца расширится. Наш Леонардо да Винчи – изобретатель и богатырь Тарас под 150 кг весом – будет воевать с Великой Китайской стеной!