Якорные цепи русского линкора «Императрица Екатерина Великая», по легенде, были сделаны из чистого золота, общий их вес составлял 100 пудов. В начале ноября все посетители фестиваля Русского географического общества (РГО) могли своими руками потрогать и даже попробовать на зуб фрагмент этой якорной цепи.
Вместе с другими не менее ценными экспонатами этот фрагмент привез на выставку в ЦДХ руководитель Центра подводных исследований краснодарского регионального отделения РГО и организатор экспедиции «Раскрывая тайны «Императрицы Екатерины Великой» Сумбат Александров.
За 25 лет бывший хирург из госпиталя для ветеранов войны исследовал десятки затонувших кораблей и самолетов. Однако «Императрица» занимает особое место в его коллекции. На сегодняшний день это один из трех ведущих подводных проектов РГО по всей стране. Другие два – корабль «Лефорт», оборонявший Кронштадт во время Крымской войны, и подводная лодка времен Великой Отечественной войны Щ-302, затонувшая в Балтийском море.
Экспедиция «Раскрывая тайны…» стартовала в прошлом году и была посвящена 100-летнему юбилею спуска легендарного линкора на воду и началу Первой мировой войны. Благодаря работе членов экспедиции сейчас нетрудно восстановить события столетней давности и открыть для себя неизвестные страницы истории Черноморского флота.
Линкор, наводивший ужас
В начале прошлого века ход морских сражений во многом зависел от наличия этих самых линкоров-дредноутов, которые пришли на смену устаревшим броненосцам. Они отличались более мощным артиллерийским вооружением, усиленной броней, повышенной непотопляемостью и увеличенной скоростью хода.
Россия, потерпев поражение в Русско-японской войне, теперь хотела укрепить свои позиции на Черном море. В июне 1911 года состоялась церемония закладки линкоров на заводе «Руссуд» в Николаеве, и их сразу зачислили в списки флота под названиями «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».
Через три года новенький линкор «Императрица Екатерина Великая» был спущен на воду и практически сразу принял участие в боевых действиях Первой мировой войны. Вооружение русского линкора наводило ужас на противника. Артиллерия главного калибра «Императрицы» включала двенадцать 305-миллиметровых орудий, артиллерия среднего, противоминного калибра – двадцать 130-миллиметровых казематных пушек. Корабль имел 12 зенитных орудий и четыре подводных торпедных аппарата, мог брать на борт два гидросамолета. Экипаж насчитывал 1200 человек.
За время экспедиции Сумбат и его друзья провели уже более 200 погружений. Водолазы подняли на поверхность уникальные вещи.
В октябре 1916 года Россию потрясло известие о взрыве и гибели в севастопольской гавани линкора «Императрица Мария». Погибли сотни моряков экипажа. Сам взрыв произошел в пороховом отсеке. Однако до сих пор остается загадкой, что послужило причиной этого взрыва.
Погибаю, но не сдаюсь
После революции «Императрица» получила от советского правительства новое имя – «Свободная Россия», а «Император Александр» стал называться «Воля». 1 мая 1918 года два линкора были переведены из занятого немцами Севастополя в Новороссийск. Однако германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь. В то же самое время из Москвы пришел шифрованный приказ затопить корабли. Пользуясь неразберихой, часть экипажа «Императрицы» дезертировала, некоторые матросы требовали перейти на сторону немцев, однако оставшиеся офицеры приняли другое решение.
В июне 1918 года «Императрица Екатерина Великая» была снята с бочек и затоплена в Цемесской (Новороссийской) бухте. Последним сигналом линкора был: «Погибаю, но не сдаюсь». Такая же участь постигла многие другие суда Черноморского флота.
Но история с «Императрицей» не закончилась ее потоплением.
В начале 1930-х годов у советских военных была неудачная попытка поднять линкор – во время подъема произошел взрыв, и треть корпуса линкора в носовой части разрушилась. Накануне Великой Отечественной опять вспомнили о башнях затопленного линкора. Их подняли и передали советскому флоту, а орудия отремонтировали и отправили на склад.
Поиск с риском для жизни
За время экспедиции Сумбат и его друзья провели уже более 200 погружений. Водолазы подняли на поверхность уникальные вещи: четыре звена якорной цепи общим весом 140 килограммов, телефонный аппарат фирмы Ericsson, розетку фирмы Siemens, бочок для питьевой воды, малодымный уголь, тарелки. Но больше всего Сумбат гордится найденной в кают-компании мемориальной табличкой с изречением Екатерины II о флотской службе.
– Самая большая трудность в том, что судно лежит вверх килем и верхняя часть корабля на шесть метров уходит в глубокий ил, – рассказывает он. – Чтобы попасть на среднюю палубу, надо пробивать переборку из шахты. Работа у водолазов крайне опасная, поскольку судно около 100 лет разъедалось морской водой. Но тем не менее нам удалось проникнуть во внутренние помещения корабля и частично расчистить их от илистых отложений и завалов. Мы провели полную фото- и видеосъемку линкора и даже составили 3D-модель судна.
В настоящее время в Цемесской бухте Новороссийска полным ходом идут подводные съемки документального фильма об этом легендарном линкоре Первой мировой войны.
Огромным сюрпризом для членов экспедиции стало обращение к ним родственников тех моряков, которые служили на линкоре «Императрица Екатерина Великая». Внуки и правнуки с готовностью рассказывают о судьбе своих предков, делятся фотографиями и личными вещами из семейных архивов.
В настоящее время в Цемесской бухте Новороссийска полным ходом идут подводные съемки документального фильма об этом легендарном линкоре Первой мировой войны. Создание фильма стало возможным благодаря поддержке медиасовета Русского географического общества под руководством пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова и кропотливой работе кубанских географов.