Как ни странно это звучит, возрождение коломенской пастилы началось… благодаря конькобежному спорту. В 2008 году Коломне предстояло принимать чемпионат Европы по конькам. Для такого события требовалось организовать оригинальную культурную программу. Тут коломенские активисты вспомнили про роман коломенского писателя Ивана Лажечникова «Ледяной дом» и решили устроить в городе гулянья, схожие с описанными в книге праздниками времен Анны Иоанновны. Выяснилось, что на торжествах у императрицы присутствовали представители разных губерний, а Коломну представляла не кто иная, как пастильница.
Вдохновившись классикой, из местных жительниц выбрали пастильницу, а потом задумались о самой пастиле. Рецепт ее к тому времени был утерян, приходилось руководствоваться весьма условным описанием «пастила коломенская, белопенная рыхлая, три пальца толщиной, достоянная всяческого удивления». Но нынешний директор Музея пастилы Наталья Никитина вместе с подругой Еленой Дмитриевой подняли архивы, обратились за консультациями к краеведам и в конце концов восстановили старинную технологию. Отыскали в окрестностях подходящие яблони, заготовили фруктовое пюре, научились готовить пастильное тесто и правильно его высушивать, нашли даже старинные этикетки и заказали «ретрокоробки» для пастилы. Думали, что вся эта суета – ради одного праздника, а оказалось – инвестируют в будущее Коломны.
Так все и началось. Теперь в городе появились уже четыре музея, которыми руководят все те же Наталья и Елена. Помимо пастилы занялись возрождением других брендов: открыли музеи «Калачная» и «Сие деньги коломьски», вспомнили про местное мыло купца Суранова. Мыльного музея пока нет, а вот само мыло производят и предлагают гостям. Благо, гостей становится все больше и больше: «на пастилу» в город стали приезжать в два с половиной раза больше туристов.
Чаепитие в музее
Пастиле в Коломне посвящены два учреждения: Музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» и Музейная фабрика, устроенная в помещениях бывшей пастильной фабрики купца Чуприкова. Разместились эти заведения недалеко друг от друга, посещать их можно и по отдельности, но лучше в один раз – так представление о местной пастиле будет полнее.
Музей исчезнувшего вкуса трудно назвать музеем в классическом понимании этого слова: нет витрин с «орудиями производства» и старинными упаковками, нет табличек с разъяснениями, сколько сладкой продукции производилось раньше в Коломне… И хорошо, что ничего этого нет! Зато есть деревянная конторка, за которой продает билеты старушка в чепце. Есть барышни в шуршащих платьях с оборками, суетящиеся с самоварами. Есть нарядная хозяйка, которая выходит к гостям и рассказывает историю возрождения старинного рецепта.
Когда вкус и воображение посетителей уже достаточно раздразнили, их приглашают в соседнюю комнату, где все готово к чаепитию в старинном духе. На столах горят свечи, которые потом потушат латунным колпачком, в углу посвистывает канарейка, и хотя вокруг обстановка позапрошлого века, как-то не верится, что ты в музее. Ну где это видано, чтобы в музейных залах разрешали садиться на диванчики и стулья, фотографироваться, а главное – есть и пить?
Пастилу тут дегустируют не абы как, а под рассказы хозяйки. А темы рассказов зависят от экскурсионной программы, которая меняется в зависимости от календаря. С ноября до середины декабря и с конца января по 20 февраля посетителей знакомят с историей пастилы и Коломны. В рождественские праздники можно попасть на программу «Волшебный фонарь», посвященную Рождеству и святкам. Отдельные программы есть на Масленицу и Пасху. В сентябре рассказывают о коломенских садах… Есть и программа «Амуры в Коломне»: пастилу пробуют под романтические истории и рассказы о языке вееров, мушек и цветов.
Дела фабричные
Фабрика пастилы, казалось бы, предполагает куда более практичный подход, чем Музей исчезнувшего вкуса. Так и ждешь, что тебя будут водить по цехам, строго объясняя, для чего нужен вот тот чан или пресс. Ан нет: создатели музея и тут подошли к вопросу творчески, превратив фабрику в настоящий театр.
Здешняя экскурсия – как спектакль, сыгранный на нескольких камерных сценах. Энергичная приказчица провожает гостей во флигель, где садовник Мелентий Кузьмич и его дочка рассказывают о сортах яблок и чайных сборах. Затем гости попадают в подвалы, где хранятся яблоки (почти винные погреба, но насколько приятнее запах!), и гуляют по цеху, где кондитер Захар Евграфович всячески пытается привлечь их к процессу производства: то предлагает помыть яблоки в странноватом агрегате под названием барабан Рейса, то помешать пюре в котле Кеслера. Помощник кондитера Ваня в это время, наоборот, от работы отлынивает всеми возможными способами да еще успевает заглядываться на фабричных девушек. Ну а под конец посетителям предстоит познакомиться с самим владельцем фабрики – Петром Карповичем Чуприковым.
О том, на каком уровне сыграны все мизансцены актеров-экскурсоводов, можно судить по такому факту: с сотрудниками занимался профессиональный режиссер, и в результате при музее появился даже свой экспериментальный театр.
Пастила как приправа
Музейная пастила совсем не похожа на магазинную. Суше, легче, с другим вкусом. И, кстати, значительно дороже. Что же вы хотите – ручная работа! Но в качестве подарка старомодные коробочки, в которых хранятся обернутые папиросной бумагой пастилки, очень хороши.
Первое, что разъясняют гостям музея: пастила не всегда была десертом. Изначально ее заготавливали как консервированную приправу к супам и соусам: нечто вроде бульонного кубика, придающее кушаньям кисловатый вкус антоновки. Кстати, слово «пастила» произошло от глагола «постелить»: тесто ведь сушили, расстилая тонким слоем. Потом в тесто научились добавлять мед и разные пряности, создавая весьма дорогой по тем временам десерт.
Не каждый сорт яблок годится для пастилы. Ее делают из кислой антоновки, а раньше самым лучшим сортом считалась зеленка, которую теперь уже и не найти: яблоки эти в обычном виде не годились в пищу, были твердыми и кислыми. Зато долго хранились и идеально подходили для заготовления «консервы».
Взбивать яблочное пюре раньше приходилось вручную, много часов подряд. В музее шутят, что терпеливые женщины безропотно справлялись с этим нелегким делом, а вот когда к взбиванию подключили ленивых мужчин, они изобрели миксер.
Классический рецепт можно разнообразить всевозможными способами: на дегустации и в музейном магазине предлагают пастилу шоколадную и медовую, пастилу с добавлением сливового, малинового, абрикосового, лимонного пюре, пастилу с корицей, миндалем, кедровыми орешками… Есть «Любимая пастила Достоевского», созданная по описанию в мемуарах жены писателя. И даже пастила с экстрактом хмеля! Последний сорт называется «Трезвость» и, по легенде (вернее, по информации из рекламных объявлений в дореволюционных газетах), должен помогать от запоев. Правда, вряд ли те, кто покупает коробки «Трезвости», всерьез верят в чудодейственный эффект!
Дорожная Карта
Как добраться
Из Москвы в Коломну можно доехать на электричке (или экспрессе) с Казанского вокзала, следующей до Голутвина. Дорога до станции Коломна занимает 2–2,5 часа. Другой вариант – автобус № 460 от метро «Выхино».
Сладкие адреса
Музей «Коломенская пастила» расположен в доме № 13а по Посадской улице. Адрес музейной фабрики: улица Полянская, дом 4. Оба музея работают ежедневно с 10.00 до 20.00, но посетить их можно только во время экскурсионной программы. Лучше заранее записаться на экскурсию, позвонив по телефонам: 8 (985) 727-52-92 (музей) и 8 (985) 767-02-20 (фабрика).