Новый руководитель Ростуризма Олег Сафонов – «свежая голова» в отрасли. В свое время он был заместителем гендиректора Уралвагонзавода, который в последнее время стал для кремля настоящей кузницей кадров. До назначения в федеральное агентство по туризму занимал пост финансового директора центра наукоемких технологий. Такая биография, казалось бы, не предполагает ничего «нештатного», но вот как он сам прокомментировал свое назначение:
Не знаю, чем руководствовались люди, сделавшие мне предложение возглавить Ростуризм, но я принял его охотно и с интересом. Здесь не было никакой финансовой подоплеки или соображений карьерного роста, у меня были предложения, как говорится, и покруче. Но назначение привлекло меня – не поверите! – кучей проблем, которые стоят перед отраслью…
Как мы помним, есть у законов управления такой прием: для решения застаревших задач надо привлекать людей, взгляд которых, как говорится, не «замылен». Что принесет назначение Олега Петровича? Каким он видит будущее отрасли? Побывав на нескольких пресс-конференциях, мы попытались обобщить ответы Олега Сафонова на вопросы журналистов.
Как и во всяком плановом деле, в первую очередь речь заходила о Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма», где накопилось достаточно много проблем. Их Олег Сафонов не скрывает:
– Действительно, когда я принимал дела в Ростуризме, с реализацией этой программы сложилась очень непростая ситуация. Но по состоянию на 1 июля показатель ее исполнения по капитальным вложениям заметно улучшился и составил 49 процентов. Считаю это неплохим показателем, если иметь в виду, что наша программа построена на принципах государственно-частного партнерства, в какой-то мере ситуацию наше Федеральное агентство выправило.
Однако вот о чем я думаю: туризм – это, по сути дела, рынок с борьбой за потребителя, конкуренцией. В этом плане для развития внутреннего и въездного туризма ключевыми становятся транспортная доступность и стоимость перевозок. По всем направлениям. Если этого добиться, утверждают специалисты, то будет загружен полностью и Крым, и Краснодарский край, и Ставропольский. А пока у нас еще очень много таких людей, которые никуда не ездят из-за высокой стоимости билетов.
Разумеется, туризм – он разный. Он бывает и экзотическим, но массовым его делают простые и неприхотливые люди, стремящиеся хоть раз в году нормально отдохнуть и развлечься. И, думаю, именно к ним должно быть обращено наше внимание. В прошлом году туристами, то есть теми, кто покинул свои дома и дачи, стали всего 30 процентов населения. Из них одна треть отдыхала за рубежом. Для развития внутреннего и въездного туризма нам нужно создавать такую систему, при которой отдыхать в стране было бы комфортней, безопасней, дешевле, чем за рубежом. Тем более наша страна имеет колоссальные туристские возможности, но мы их плохо используем.
А вот что рассказал новый глава туристического ведомства о своих первых шагах на новом месте:
– Сейчас в рамках Федерального агентства мы создали рабочую группу, в которой планируем аккумулировать все предложения по снижению стоимости и авиационных, и железнодорожных перевозок. Думаю, что к осени мы сможем предъявить конкретные предложения, которые позволят изменить ценовую политику туристских услуг.
Успех во многом зависит от деятельности региональных органов власти. А они далеко не всегда на высоте: из 80 с лишним регионов в реализации ФЦП участвуют лишь 17, да и то у многих большие проблемы. Мы дали понять, что если те или иные регионы по каким-то причинам не способны освоить денежные средства, выделенные из госбюджета, то тогда мы будем искать варианты перераспределения по другим областям и республикам.
Корреспондент «Голоса Америки» задал Олегу Сафонову вопрос, который можно было расценить как провокационный: «В России много музеев, экспонаты которых рассказывают о репрессиях. Собираетесь ли вы рассказывать об этих репрессиях китайским гражданам, которые приезжают в Россию в рамках программы «Развитие красного туризма»?
«Китайская тема» не поставила в тупик нового руководителя Ростуризма
– Действительно, туристы из КНР по итогам прошлого года занимают второе место по массовости в России, а в этом году, думаем, они будут находиться уже на первом, – сказал Олег Сафонов. – Это связано и с тем, что для организованных групп туристов введено безвизовое посещение. Китайцы, кстати, проявляют интерес к Крыму и Севастополю, и одна наша компания уже разрабатывает для них такой маршрут. Китайские туристы действительно проявляют интерес к этому так называемому «красному периоду». В этой связи в Ульяновской области готовится интересный проект, который базируется на памятниках советской поры, на детских годах жизни Ульянова-Ленина. Что же касается репрессий, в Магадане, который стал синонимом ГУЛАГа, также рассматривается соответствующий теме проект. Думаю, такой маршрут заинтересует очень многих.
Но особым вниманием у Олега Сафонова, как нам показалось, пользовался вопрос о Крыме.
– Мы надеемся, что Крым войдет в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма уже в этом году. Ставится задача развития туристских кластеров в Крыму и в Севастополе. Не буду подробно останавливаться на том, что на полуострове находится порядка 825 коллективных средств размещения. В прошлом году в Крыму отдыхало около 6 миллионов человек. Причем в коллективных средствах размещения отдыхали чуть больше миллиона человек. В Крыму имеются 5 тысяч частных домовладений, мини-отелей, 14 тысяч квартир, которые сдаются, – это основной сегмент крымского отдыха.
Мы ожидаем, что в этом году Крым посетит порядка 3 миллионов отдыхающих. К сожалению, на Украине идет гражданская война, и туристы в основном будут российскими. Хотя я хотел бы пригласить всех жителей Украины и других стран на отдых в Крым. Здесь встретят с особым гостеприимством.
Нам понравилось, что на встречах с журналистами Олег Петрович старался не уходить ни от каких вопросов, в том числе личных, например, где будет отдыхать этим летом его семья и он сам.
– Я думаю, что в этом году мне не придется отдыхать. Что касается моей семьи, она поедет отдыхать сначала в Сочи, а затем – в Крым. Я хочу, чтобы и дети мои там отдыхали, и мама там подлечилась. При этом я вам доложу, это не секрет, так как я теперь госслужащий, а до этого много работал в бизнесе: у нашей семьи есть собственный дом на Сейшельских островах. Но считаю, что нужно отдыхать у нас.
Достаточно ли сегодня у главы Ростуризма, задали вопрос журналисты «Отдыха в России», своего рода инструментария для воздействия на туристический рынок, с тем чтобы эффективно работать над сокращением той же стоимости билетов, улучшением инвестиционного климата и другими важными составляющими отрасли?
– Я думаю, что у нас есть достаточное количество полномочий, которые позволяют нам, я бы не сказал, воздействовать, скорее, создавать условия для развития туристического рынка и его потенциала. Вообще, туризм – это бизнес. Государство бизнесом не занимается. Задача государства – создать условия, улучшить инфраструктуру, делать все необходимое для того, чтобы иностранные и отечественные инвестиции приходили в туристический бизнес. Я думаю, что для этого у нас достаточно полномочий. Просто надо ими творчески пользоваться.
Мы хотели бы проводить очень открытую политику взаимодействия и с рынком, и с журналистами. Различного рода интересные идеи, которые вы высказываете, мы, конечно же, будем принимать во внимание и будем их реализовывать…