Раньше все народы Земли поклонялись Солнцу – как создателю света, жизни и радости. Со временем это всеобщее поклонение исчезло, но древний праздник Ысыах, проводимый в день летнего солнцестояния, сохранился у народа саха, населяющего Якутию. Сохранились и атрибуты ритуала: тотемные столбы-сэргэ, обряды очищения и приношений божествам, шаманские танцы дьохогой, имитирующие движения лошадей и стерхов, а также символ благодати – священный напиток кумыс. Ученые утверждают, что якуты донесли сакральный смысл ритуала в первозданном виде до наших дней. А Ысыах, признанный этнокультурным феноменом, стал самым массовым национальным праздником России.
Ысыах – якутский Новый год
Теперь получается, что якуты празднуют Новый год дважды, сначала зимой, вместе со всей страной, а потом летом – в период белых ночей и солнцестояния. Жители республики собираются на сельские и городские праздники-ысыахи, возводят конусообразные летние жилища ураса, разжигают костры, пьют кумыс, встречают рассвет и водят хороводы. Самый большой Ысыах проводится близ столицы Республики Саха – Якутска. В этом году праздник собрал 175 тысяч гостей.
Мы попали на праздник, что называется, с корабля на бал, – с борта утреннего самолета в самую круговерть якутского «карнавала», даже не подозревая о том, что спать до следующего утра нам уже не придется. Впрочем, спать и не хотелось – чистый северный воздух, пенистый кумыс, ритмичная варганная музыка, повышающие энергетику шаманские обряды и всеобщее веселье сделали свое дело. А наши биологические часы просто оцепенели от белых ночей Севера.
Прогуливаясь по огромной территории священной местности Ус-Хатын, где все только готовились к торжеству, мы подошли к деревянной урасе одного из улусов (улусами называют муниципальные районы республики) и случайно оказались на праздничном тюсюлгэ. Шаман-алгысчыт жег костер из сухого лошадиного навоза «сылгы саага» в ритуальном костре, поливал его кумысом, произнося моления и напевая на якутском языке. Во время обряда он громко выкрикивал «Уруй! Айхал!», а все присутствующие хором торжественно повторяли эти слова. Затем люди стали класть в костер оладьи и становиться в круг, который тут же начал двигаться по часовой стрелке, бодро притопывая. Нас захватили в этот ускоряющийся хоровод, и уже через минуту я кружилась со всеми в ритме танца, вовремя произнося загадочное «Уруй! Айхал!». Когда хоровод закончился, а барабан перестал отстукивать ритм, симпатичные бабушки в национальных одеждах выдали нам угощение и кумыс и разрешили пофотографироваться в обнимку с чучелом медведя на мягких подушках с якутским орнаментом.
Позже выяснилось, что это был обряд благословения алгыс, в ходе которого надо принести дары духам природы, «покормив огонь». Этот обряд всегда проводится в начале важного дела, будь то праздник, свадьба или закладка фундамента муниципального детского садика. В обряд принято вовлекать гостей. Ведь раньше Ысыах подразумевал праздник состоятельного хозяина, который приглашал к себе в гости жителей всех окрестных и дальних поселений. Вообще якуты – очень гостеприимный и радушный народ. С иноземцами обращаются просто. Как потом объяснила наша проводница, «начнешь усложнять отношения – замерзнешь!».
Свою урасу – жилое строение, чем-то напоминающее индейский вигвам, – на главном Ысыахе Якутии имеют не только муниципалитеты-улусы. Корпоративную урасу принято ставить всем приличным фирмам и организациям. Всего на священном поле Ус-Хатын построено около 180 объектов. В их числе ураса Газпрома, Алмазов Якутии, Якутской городской Думы, Сахафильма, Арктического института искусств, Ассоциации чукчей и даже Почты России. В них отмечают праздник сотрудники фирмы, их семьи и гости. Они там готовят еду на очаге, сидят за праздничными столами и просто отдыхают.
Колорит на все 100!
Грандиозный Ысыах Туймаады начался с церемонии открытия, в которой участвовало более 1500 артистов художественной самодеятельности. На трибунах разместились несколько десятков тысяч зрителей, большинство – в национальных одеждах. На почетных местах – первые лица Якутска и Республики Саха. Они тоже были в костюмах, сшитых по якутским традициям. Эта особенность праздника мне особенно приглянулась – захотелось самой одеться во что-нибудь колоритное, чтобы не отставать от якутских дедушек и бабушек, выглядящих, как сказочные персонажи эпоса олонхо.
Вокруг бегали радостные дети в маленьких национальных кафтанчиках, шапочках и ярких платьицах. Тут же прогуливались красивые женщины в мягких кожаных сапожках с вышивкой и шелковых платьях, посверкивая тяжелыми украшениями из серебра, мельхиора или бисера. Полный серебряный комплект национальной «бижутерии», включающий головной убор бастынга, серьги, нагрудное украшение илин кэбисэр и браслеты, обходится якутской моднице в сумму от 100 до 200 тысяч рублей – в зависимости от общего веса драгоценного металла и изящества орнамента на нем.
В диком сакральном поле Ус-Хатын порой встречались элегантные дамы в босоножках на каблуках и платформах, одетые во вполне современные вечерние туалеты, лишь с небольшим намеком на национальный колорит. Виднелись украшения из золота и бриллиантов. В поле зрения попадались аксессуары из кожи, шелка, меха и конского волоса. «Раз в год можно одеться во все самое красивое и необычное, и никто тебе не скажет ни слова – все знают, что у тебя Ысыах!» – заметила наша проводница.
Национальные костюмы и аксессуары можно свободно купить в Якутске и самому пойти на праздник при полном параде. Так там все и делают – от малых детей до старичков. В Якутске есть собственное производство – фабрика «Сардана», работающая еще с советских времен. В ее фирменном магазине перед праздником раскупили всю летнюю коллекцию, а после Ысыаха весь коллектив ушел в отпуск. Кое-что из аксессуаров и одежд можно приобрести прямо на празднике. В открытых торговых павильонах продаются даже ювелирные изделия и бриллианты. Ведь, как известно, Якутия – страна алмазов!
Рекорд для Книги Гиннесса
С самого утра и до позднего вечера на празднике проводятся массовые обряды, традиционные для верований древнего народа саха. Три из них уже вошли в Книгу рекордов Гиннесса. В 2011 году был установлен рекорд по самому массовому исполнению музыки на хомусе – якутском варгане. Тогда ансамбль из 1344 «хомусистов» исполнил семиминутную музыкальную композицию. В 2012 году 15 тысяч человек одновременно водили якутский хоровод, поставив рекорд по самому большому в мире национальному хороводному танцу. Танец осуохай символизирует всеобщее единение людей. Во время него танцующие поют и шагают в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершая круговорот во времени и пространстве, вознося благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Стихийные многотысячные хороводы и в этот раз неоднократно возникали во время праздника. И, возможно, люди могли бы побить прошлый рекорд, но их в кругу никто не считал.
В этот раз специальный судья Книги Гиннесса посчитал и зарегистрировал рекордный обряд кумысопития, в котором приняли участие более 11 тысяч человек. Они были одеты в национальную одежду и принимали священный напиток из специального национального сосуда чорон, одновременно повторяя движения алгысчыта. Многие пришли на обряд семьями и трудовыми коллективами. Люди разместились на трибунах нового ипподрома, построенного мэрией Якутска специально к Ысыаху.
Глава города Якутска Айсен Николаев считает, что рекорды и сам праздник Ысыах Туймаады способствуют сохранению и популяризации якутской культуры во всем мире, привлечению туристов в этот северный регион. «Более 11 тысяч человек одновременно просили наших небесных покровителей о благе для Якутии. Такой обряд повышает духовность нации», – добавил Николаев.
После рекорда — многочисленные концерты, конкурс якутских красавиц, конкурс национальных блюд и национальной одежды, спортивные игры боотуров, конные скачки и многое другое. Главное, на всей территории праздника действует запрет на продажу алкоголя.
Волшебная круговерть праздника продолжается, спать некогда. А где, собственно, спать? К празднику все гостиницы в городе забронированы. Но для такого события открывают двери общежития якутских вузов, в съемных квартирах разворачиваются мини-отели. «Многие приезжают на праздник издалека на своих машинах, разбивая целые палаточные городки и свои мини-вигвамы «ураса». Ысыах – семейный праздник, часто во время него встречаются родственники, которые не виделись целый год.
Уруй! Айхал, Якутия!
Апогей Ысыаха – рассвет. Обряд встречи Солнца безумно красив и романтичен. Летняя ночь на Севере коротка. Солнце садится за полночь и уже через три часа медленно всходит на северо-востоке. Снова алгысчыт входит в транс под мерные звуки хомусов – якутских варганов. Вокруг него стоят юноши и девушки с факелами в белоснежных одеждах. Снова очищение огнем и общение с духами земли, воды, деревьев. Звучат древние молитвы на якутском языке, которым вторят десятки тысяч собравшихся. Все они тянут ладони к восходящему солнцу, чтобы поймать его первый луч и от всей души выкрикнуть «Уруй! Айхал!». По смыслу это близко русскому «Да здравствует!». Затем все бегут, чтобы войти в огромный круг-хоровод и станцевать могучий ритуальный танец осуохай под лучами восходящего солнца, благословляющий объединение сил для созидания и процветания. Говорят, участие в обряде встречи Солнца дает импульс удачи на весь год. После него, зарядившись энергией, надо загадать желание. Для этого – прислониться спиной к тотемному столбу – алтан сэргэ и представить, что твое желание исполнилось.
Я ощущала себя будто в фантастическом фильме, на другой планете. Или как минимум в другой стране. Стояла у большого медного столба как завороженная, пытаясь загадать желание, но больше размышляя обо всем происходящем вокруг меня. «Иностранцы?» – поинтересовался стоявший рядом якутский юноша. И я честно призналась: «Да, иностранцы, из Москвы».