УНИКАЛЬНЫЕ ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ СЕРГЕЯ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО ПОКАЗЫВАЮТ, КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ГОРОДА И ЛЮДИ НАШЕЙ СТРАНЫ СТО ЛЕТ НАЗАД.
Вот уж кто поездил по России и пофотографировал вволю все, что представляло интерес, так это первый в мире изобретатель долговечной и реалистичной цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. От Соловков до Самарканда, от Абхазии до Урала объехал он все провинции Российской империи со своей камерой для цветной съемки. Строго говоря, цветные фото раньше Сергея Михайловича изобрели братья Люмьер. Но выглядели их снимки как черно-белые, раскрашенные кричащими анилиновыми красками. А посмотрите на фото Прокудина-Горского. Хоть сейчас на обложку глянцевого журнала!
В этом году тому, кто запечатлел всю Россию в цвете задолго до появления Инстаграма, исполнилось бы 150 лет. Почитатели таланта Прокудина-Горского организовали в интернете народный проект – фотосравнения «100 лет спустя». Фотографы-энтузиасты со всей России снимают храмы и пейзажи с того же ракурса, с какого запечатлел их для истории фотограф царя.
Спецвагон для фотографа
«Коллекция достопримечательностей Российской империи» – так называется самый известный и масштабный проект Сергея Прокудина-Горского. На сегодняшний день из великого фотопутешествия по огромной стране уцелело всего около 2000 ярких цветных снимков. А было их более 40 000!
Николай II, любитель технических новинок, заинтересовался изобретением русского химика, ученика самого Менделеева, и немецкого фотографа Адольфа Мите. Император поручил Прокудину-Горскому заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. А первым делом, конечно, заказал снимки собственной монаршей семьи. Все ныне известные цветные фото Николая II, его жены Александры и их детей сделаны Сергеем Прокудиным-Горским. Так к изобретателю и фотографу прочно приклеилось прозвище «Фотограф царя».
А он не столько любил царя, сколько любил Россию. Эта любовь к Родине и к людям, ее населяющим, к многообразию чудесных пейзажей и самобытных народов империи видна в каждом его снимке.
По поручению императора Сергею Михайловичу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой для проявки снимков. Для работы на воде у фотографа был небольшой пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой – моторная лодка. Для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург для Сергея Михайловича был прислан автомобиль «Форд». Царской канцелярией Прокудину-Горскому были выданы документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано всячески помогать фотографу в его путешествиях.
Это был необычайно смелый и масштабный для того времени проект. Надо сказать, зарплату от императора Прокудин-Горский не получал. Он осуществил проект на свои собственные, быстро истощившиеся средства.
Взгляд сквозь радугу
Камера для цветной съемки, на которую снимал Прокудин-Горский, – это его изобретение, равно как и лучший в мире на тот момент сенсибилизатор для проявки фотографий и печати диапозитивов. Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цвета делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три черно-белых негатива, расположенных на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трех изображений (красного, зеленого и синего) на экране получалась полноцветная картинка.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы фотографий Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов. Он фотографировал в цвете Шаляпина и Льва Толстого, метеоритные дожди и солнечные затмения, оставив внушительное наследие мирового масштаба и существенно опередив свое время.
Как это было и с русскими изобретателями радио и телевидения, гениальное открытие химика и фотографа – технология долговечных цветных фото – была на долгие годы забыта. Первая мировая, революция, гражданская война, эмиграция – все это похоронило изобретение на долгие годы. И лишь современные компьютерные технологии позволили восстановить и отпечатать цветные фото со стеклянных пластин Прокудина-Горского.
Этнография в картинках
Он снимал все, что было ему интересно: колоритного толстого эмира Бухары Алим-хана, закованных в кандалы каторжников в Самарканде, горца в Дагестане и Ботанический сад в Сухуми, крестьянских жен и ребятишек… Это был прирожденный художник. В свое время Сергей Прокудин-Горский изучал живопись в Императорской академии художеств. А сделанные им позже цветные фото ваз и интерьеров Эрмитажа помогли уже в наше время отреставрировать уникальные предметы.
Русская православная церковь в наши дни организовывает фотовыставки православных храмов и святынь, сохранившихся только на фото Прокудина-Горского. Это Россия, которую мы потеряли.
Бежать из революционной России после того, как высочайший покровитель фотографа Николай II был расстрелян вместе со своей семьей, Прокудину-Горскому помог Луначарский. Нельзя было ему с такой биографией и дворянской родословной задерживаться в стране, которая осталась только на осколках его разбитых стеклянных фотопластин.
И он поехал работать кинооператором во Францию, к братьям Люмьер. При этом Прокудин-Горский все же умудрился вывезти часть негативов на пластинах. К сожалению, большинство из них отсырели и пришли в негодность из-за хранения в подвалах во Франции, уже в период Второй мировой. Чтобы спасти хотя бы оставшиеся, сыновья фотографа продали негативы Библиотеке конгресса США, которая и является на данный момент правообладателем всех снимков Прокудина-Горского.