Думаете, дикие мустанги встречаются только в прериях да в фильмах про ковбоев и индейцев? А вот и нет! В Северной Америке прекрасных, вольных, как ветер, красавцев мустангов почти не осталось. Истреблены. Зато у нас, на северном берегу Цимлянского водохранилища в Чернышковском районе Волгоградской области, до сих пор живут табуны диких лошадей. Труднопроходимые места природного заповедника хранят их от назойливых туристов. Но время от времени кому-то из счастливчиков удается сделать редкие кадры несущегося навстречу солнцу табуна мустангов.
Откуда взялись?
Сторонники альтернативной истории уверены, что местные мустанги – потомки коней прекрасных амазонок. Ведь Геродот некогда утверждал, что вся область от Дона до Волги заселена племенами женщин-воительниц. В наших землях действительно хватало воинственных женщин. Так, доподлинно известно, что девушки савроматов сражались в войнах наравне с мужчинами и даже не имели права выйти замуж, пока не принесут несколько отрубленных голов своих врагов.
Но официальная версия историков, подтвержденная, кстати, конезаводчиками, гласит: мустанги «Цимлянских песков» – потомки коней донского казачьего войска. В пору гражданской войны многие боевые кони потеряли своих седоков в бою и в ужасе бежали от грохота орудий в более тихое место. А успокоившись, лошади нашли друг друга и стали сбиваться в небольшие табуны. Благо корма, зеленых лугов и тенистых рощ в этом созданном самой природой оазисе хватает.
Численность мустангов в природном парке «Цимлянские пески» меняется. Одно время их было около 700 голов. А несколько лет назад мустанги оказались на грани исчезновения: их оставалось не более полусотни. Однако когда за дело взялись фермеры-энтузиасты, численность мустангов стала восстанавливаться.
Жених для диких кобылиц
Вымирание мустангов началось по той же причине, по которой вымирают маленькие изолированные племена на Крайнем Севере или в дебрях Амазонки: отсутствие носителей новых генов приводит к близкородственным связям и слабому, некрасивому потомству. Зачастую потомки родственных браков не способны сами иметь детей или умирают еще в юном возрасте. Дошло до того, что местные мустанги стали внешне напоминать не живую легенду – гордость прерий, а заросших колтунами рахитичных деревенских кляч.
Фермер и охотспециалист Сергей Путинцев решил спасти мустангов «Цимлянских песков» от вымирания. Он оформил полсотни голов диких лошадей в собственность и стал «улучшать породу». Просто-напросто «засланного казачка», племенного красавца жеребца по кличке Бумер, стал посылать к пасущимся на лугу кобылицам. И жеребята от Бумера рождались – просто загляденье!
Потом Путинцев и других домашних коней запускал в табуны. И дело пошло на лад. Численность мустангов – гордости и изюминки природного заповедника – стала быстро увеличиваться. И красота породистой лошади заиграла в каурых вольных лошадках. В год Лошади увеличившиеся вдвое стада мустангов с развевающимися на ветру гривами будут радовать туристов природного парка «Цимлянские пески».
Богатая Родословная
Мустанг – одичавшая домашняя лошадь. В Се-верной Америке мустанги являются потомками лошадей, которых привезли в Новый Свет колонисты из Европы в XVI веке. Во время многочисленных войн, потеряв седока или отбившись от кавалерии, лошади убегали в прерии. Там, почуяв вкус вольной жизни, они сбивались в табуны под предводительством вожака-лидера и жили уже по своим законам. В Северной Америке к началу XX века насчитывалось около двух миллионов мустангов. Но охота на них ради шкур, использовавшихся для ковбойских курток, и безжалостное истребление фермерами, чьи поля разоряли дикие кони, свели численность мустангов Америки к минимуму. Возможно, на территории Волгоградской области, в природном парке, где им зимой оставляют сено в кормушках, живут последние мустанги мира.