Наш конкурс продолжает набирать обороты. Заметно растет объем присылаемых работ, появляются новые имена, а главное – повышается профессиональный уровень материала. Уже значительно реже встречаются в портфеле конкурса снимки из разряда «я и дерево» и все чаще – продуманные и концептуальные фотографии. Радует широта представленных жанров, географии и творческих решений. И это, как вы понимаете, дает пищу для нашего разговора по существу.
Но прежде чем перейти к нашему очередному разбору, мне хотелось бы представить одного из участников конкурса, к работам которого нам всем стоило бы приглядеться. Это Владимир Пальчик и его серия черно-белых пейзажей. Признаюсь, я не являюсь сторонником монохромной фотографии, видимо, оттого, что «переел» ее в юности. Но даже несмотря на это, не могу не отдать свои симпатии автору этих замечательных, очень графичных и содержательных работ. Давайте просто на них полюбуемся.
«Недоросль», «Двое», «Срочное донесение».
А теперь поговорим о пейзаже. В недавно присланных на конкурс работах есть несколько снимков, которые очень по-разному решают эту тему. И мне бы хотелось привести свои аргументы в ответе на вопрос, почему у одних авторов это получилось, а у других – не совсем.
Первый в этой серии снимок автора Натальи.
Мне в нем почти все нравится. Сюжет, композиция, наличие артефакта в кадре. Есть воздух в снимке (взгляду не тесно), передний, средний и задний планы. Приэльбрусье предстает перед нами в виде суровой и выразительной природы. Но вот как раз с «выразительностью» автор, на мой взгляд, и переборщила. В снимке явно присутствует эффект обработки типа HDR или псевдо-HDR. Конечно, это повысило контрастность и объемность фактуры, но в то же время сделало вмешательство фотохудожника в фотографию очевидным. А это, если хотите, снижает документальный пафос снимка, достоверность данного пейзажа. И хотя зачастую большинство пейзажных съемок требуют окончательной доводки, которая вовсе не противопоказана, все же стоит придерживаться общего правила: обработка должна быть незаметной.
И кстати, метод HDR уместен в тех случаях, когда нужно выровнять тональный диапазон в кадре. В данном же случае он достаточно ровный и без этого.
Следующий снимок, который очень похож на предыдущий, прислал нам Артур Демченко.
Здесь тоже, мне кажется, есть перебор с контрастностью и насыщенностью. Что представляется лишним, учитывая лиричность и умиротворенность сюжета. Для чего тут такой жесткий контраст, скажите, пожалуйста? Я бы скорее поступил наоборот: отпустил бы чуть-чуть цветовую насыщенность и добавил легкой дымки. Когда я говорю «добавил», то имею в виду, что вернулся бы сюда ранним утром, когда эта дымка естественным образом стелилась бы над озером… Да, а вот вызывающе светлую крышу этой избушки слегка бы притемнил уже при обработке.
Третий снимок из нашей пейзажной серии, о котором можно поговорить, прислал на конкурс Олег Грачев.
Реакция на него может быть только двоякого типа: или – вау, или – а что тут такого особенного!.. Мне этот снимок представляется очень хорошим, просто замечательным в своем лаконизме, грамотном использовании тональной перспективы, графичности, несмотря на самодостаточный цвет. И очень акцентирующе «работает» здесь деревцо – попробуйте его убрать, и магия снимка исчезнет… Но есть к чему и придраться. Главное – таких снимков уже сделано «миллион и маленькая тележка». Растиражированность приема не прибавляет оригинальности снимку, а значит, снижает его художественную ценность. Недаром так любили подобные снимки разработчики десктопов Windows…
И своеобразным продолжением этой мысли станет для нас второй снимок Олега Грачева, который также практически безупречен с точки зрения жанра.
Все в нем на месте и красиво. А нужно, чтобы еще и цепляло!
Вот, например, следующая работа, присланная на конкурс из Сибири Борисом Ганцелевичем, цепляет. Она не очень выразительна и брутальна, но несет в себе настроение. И хорошо решена технически.
А теперь перейдем к частностям. Приведем пару примеров из разряда «как не надо делать».
Работа называется «Вечерело».
Ну да – действительно вечереет. И это мы видим по закатному солнцу. Но название снимка предполагает какое-то настроение, лирику, если хотите. А на снимке, наоборот, все очень жестко – проваленный в тени передний план, заваленный для чего-то горизонт. Ни сюжета, ни его решения нам не предлагается. Вечереет – и все тут, автор так видит этот процесс.
Другой снимок – «Зимний парк» Александра Фролова.
Здесь тоже вечер, но есть настроение – одинокая скамейка, фонари, освещающие зимний безлюдный парк. Что, однако, мне здесь не нравится? Первое – это центральное расположение главных объектов в кадре – фонаря и скамейки перед ним. Это редко выглядит свежо или оригинально, как раз наоборот – делает снимок скучным. И второе – дикий «пережар» баланса белого. Вы в жизни видели снег такого цвета? Таким он, наверное, бывает лишь на пожаре. Дело в том, что человеческое зрение является адаптивным, наш мозг знает, каким бывает снег, и вносит свою корректировку. Фотоаппарат это делает не всегда точно. Поэтому такие снимки стоит обрабатывать.
На этом сегодня все. Присылайте свои работы. И до новых встреч!