«Музей-усадьба народа сето» – так официально называется музей, расположенный в деревне Сигово Печорского района. Приехать сюда меня пригласила председатель общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» и одновременно заместитель директора музея-заповедника «Изборск» Хелью Маяк.
Расстояние от Печор до Сигово – всего двадцать километров. Но преодолеть этот маршрут не так-то просто. Общественный транспорт сюда не ходит. Обычный городской автомобиль тоже не всегда может помочь: требуется внедорожник. Кстати, все четыре штатных сотрудника музея являются гордыми владельцами автомобилей повышенной проходимости российского производства: «УАЗ» и «Нива».
Асфальтовая дорога заканчивается, и наша «Нива» с ревом и грохотом въезжает в глинистую колею… Этот участок пути протяженностью пять-шесть километров вполне можно было бы назвать «псковским сафари». «Областные власти обещают построить до Сигово нормальную дорогу, тогда и количество туристов может существенно увеличиться», – отмечает Хелью Александровна.
Наконец трудная дорога позади – мы подъехали к музею. Он располагается в сетоской крестьянской избе, построенной в 1906 году. В 1999 году крестьянское хозяйство вместе со всей имевшейся утварью было приобретено музеем «Изборск» для организации экспозиции. Впрочем, о существовании этого филиала большинство гостей Изборска, как и большинство туристов, приезжающих в Псковскую область, даже не догадываются. Каждый год здесь бывает всего около двух тысяч человек. Из них около 700 визитеров – из соседней Эстонии.
Музей очень «теплый» и «домашний». Для каждого гостя проводится индивидуальная экскурсия без всякой дополнительной оплаты. Кстати, стоимость билета совсем небольшая – всего 20 рублей.
До недавнего времени сето считались особой этнической группой эстонского народа. Но в 2010 году постановлением Правительства РФ этот народ внесли в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Около трехсот сето проживают в Печорском районе Псковской области. Еще около двух тысяч – в Выруском и Пылваском уездах Эстонии. Об этническом происхождении сето существует несколько версий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что сето – потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от насильственной католизации, проводимой немецкими рыцарскими орденами.
В отличие от остальных эстонских этнических групп, сето – православные. Общая вера способствовала установлению особенно тесных контактов с русскими жителями Псковской области…
Экскурсию по музею для нас провела смотритель Елена Вариксоо. Ей 18 лет. Начала работать всего несколько месяцев назад, после окончания средней школы. Одновременно учится на заочном отделении московского вуза по специальности «управление экономикой». Перед началом экскурсии Елена предлагает попробовать тыквенный компот, традиционный сетоский напиток, и подкрепиться ватрушками, испеченными прямо в «музейной» печке. «Моя малая родина – деревня Раково Новоизборской волости Печорского района. Именно там я и хочу жить. Школу окончила с золотой медалью, получила высокий балл на Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Можно было выбрать практически любой вуз и учиться на очной форме обучения. Но для меня это не подходит. Не хочется уезжать из родных мест даже на короткое время», – рассказала Елена.
Девушка выросла в русско-сетоской семье. Ее мама – русская, папа – сето. Лене в равной мере близки обе культуры, но за сохранение сетоского наследия она ощущает особую ответственность: «Когда я создам свою семью, мои дети обязательно будут говорить на сетоском языке».
– На первый взгляд экспозиция нашего музея очень напоминает аналогичные этнографические музеи в Эстонии и России. Но при более детальном осмотре посетители обращают внимание на уникальные экспонаты, характерные именно для культуры сето, – поясняет Хелью Маяк.
В первую очередь гостей привлекают изысканные серебряные украшения, представленные в музее. «Сетоскую женщину сначала слышно, а потом видно» – так звучит популярная сетоская и эстонская поговорка. Традиционное украшение замужней сетоской барышни – фибула, серебряная брошь диаметром 29 сантиметров. Поверх этой броши надевались серебряные цепи. При движении цепи ударялись о брошку и звенели. Считалось, что звон серебряных цепей отгоняет злых духов. Приняв православную веру, сето сохранили и многие языческие обряды и традиции.
Не меньший интерес туристов вызывают и предметы ткачества: полотенца, пояса, вязаные рукавицы. Необычный экспонат музея – идол бога плодородия Пеко. Таких идолов еще тридцать-сорок лет назад можно было встретить в каждой сетоской деревне. Каждый год их передавали крестьянам, у которых в этом году был самый скудный урожай. Идолы никогда не заносились в дом. Их место было в амбаре вместе с бочками, кадками, корзинами и сельскохозяйственной утварью. Разумеется, в музее-усадьбе в Сигово Пеко тоже можно увидеть в амбаре. А рядом располагается еще один примечательный экспонат – огромная конная льномялка, сооруженная местными умельцами в начале ХХ века.
Во время моего посещения музея здесь как раз проходила выставка варежек. Речь идет о самых обычных варежках, связанных совсем недавно. Их принесли сетоские женщины, живущие в соседних деревнях. Эти варежки – тоже часть повседневной культуры.
Экскурсия по музею завершена. Но желающим предоставляется возможность продолжить знакомство с сетоской культурой в Печорском районе. Можно, например, посетить лингвистическую гимназию, расположенную в районном центре Печоры.
Эта школа, основанная в 1913 году, являлась единственной в Советском Союзе школой с обучением на эстонском языке за пределами Эстонии. В 2005 году основные предметы стали преподавать на русском языке. Но в школе продолжают углубленно изучать эстонский язык. Кроме того, особое место в школьной программе уделяется изучению сетоского языка и культуры. Далеко за пределами Печорского района известен школьный фольклорный ансамбль «Tsirgukõsõ» (тсиргукысы – птенцы), в репертуаре которого и русские, и эстонские, и сетоские песни. Ансамбль принимает активное участие в ежегодном фестивале сетоской культуры «Сетомаа. Семейные встречи», проходящем в конце августа в музее-усадьбе в Сигово.
Дорожная Карта
Как доехать?
Москвичам удобнее всего воспользоваться услугами фирменного поезда 010А «Псков», ежедневно в 18.30 покидающего Ленинградский вокзал и на следующий день, в 7.30, прибывающего в древний Псков. Изборск находится в 30 километрах к юго-западу от Пскова. Стоимость проезда: 1700 рублей (плацкарт), 3300 рублей (купе), 7000 рублей (люкс). Автобусы и маршрутки каждые полчаса отправляются с автовокзала, находящегося рядом с железнодорожным вокзалом. Стоимость проезда – 70 рублей. 20 километров от Изборска до Сигово можно преодолеть только на такси (от 500 рублей в одну сторону) или личном автотранспорте.
Где переночевать?
Переночевать в Сигово не получится. В настоящее время в деревне, кроме музея, находится всего два жилых дома. Зато в Изборске и Пскове предлагается большой выбор гостиниц на любой вкус и кошелёк (от 1500 рублей за сутки).
Что привезти?
Наиболее популярный сувенир – сетоские варежки и другие вязаные изделия, а также различные поделки из глины, дерева и металла. Продаются также фигурки, изображающие сетоского идола – бога плодородия Пеко.
Ни в коем случае!
Жители Псковской области очень гостеприимны и благожелательны к туристам. Но ни в коем случае не вздумайте называть псковичей провинциалами! Местный патриотизм очень силён у жителей Псковской области. Тут весьма популярен гордый лозунг «Россия начинается здесь!».