Найти Осетию

Автор идеи и руководитель проекта Алина Акоефф – личность в Осетии весьма известная, хотя в республике она живет всего лишь десять лет. Родилась и выросла Алина в Москве. Окончила сначала режиссерский факультет ВГИКа, затем факультет драматического искусства СПбГАТИ. А в 2001 г. приехала на практику в Осетию и влюбилась, как говорит сама Алина, в эти горы, в эту землю, в этих людей. Однако сначала была все-таки любовь к мужчине, кинорежиссеру и продюсеру, фотографу и коллекционеру старинной кавказской фотографии Владимиру Акоефф. Некоторое время Алина жила между Владикавказом и Москвой, но в итоге осталась на Кавказе, вышла замуж, родила двоих детей: Надю и Мишу. Многие недоумевали – с таким талантом разве можно бросить столицу? А Алина лишь пожимала плечами: «Возможности не надо искать, их надо создавать. Я придерживаюсь теории малых дел: сделал одно – сделай следующее».

У супругов Акоефф – Владимира и Алины – своя киностудия «Три Ф». Один из самых знаковых совместных проектов – фильм «Письма из будущего». Благодаря ему Алина стала первой в номинации «За лучший дебют» на Екатеринбургском фестивале документального кино в 2009 году, а также получила сразу две награды на VII Алма-атинском международном кинофестивале «Звезды Шакена-2009»: приз независимого жюри и награду за лучший студенческий фильм. В трогательной 12-минутной картине – история двух девочек из Беслана. Они дружили с самого детства, мечтали о далеких странах, о красивом и радостном будущем. Но события, произошедшие в школе № 1 первого сентября 2004 года, перечеркнули все их мечты. Интересна и документальная лента «Урсдон – территория одиночества» – о жителях высокогорного осетинского села Урсдон.

Народная картография

Идея проекта «Потерянная Осетия» родилась у нее довольно давно, но не было технической возможности ее воплотить. Спрашиваю Алину:

– Ваш проект 100%-но благотворительный. Тем не менее к вам постоянно присоединяются новые люди, небезразличные к судьбе своей малой родины.

– Мы стараемся вовлекать как можно больше людей в работу над картой, чтобы она стала по-настоящему «народной».

– Как происходит сбор первоначальной информации, по которой потом выстраивается маршрут экспедиции волонтеров?

– Мы только начали выезды, в прошлом году их состоялось всего два. С весны возобновили работу. Одна группа съездила в район Ксурта. Активисты добирались на рейсовом автобусе, а дальше шли пешком. И другая группа вернулась из Кобани. Мы ездили туда на машине.

Итог впечатляет. Имея на руках несколько карт, мы открыли около десятка сел, которых нет ни на одной карте, это средневековые поселения. Только наши старики и бывалые туристы знали, что сохранились развалины села. Мы сверялись со многими источниками, чтобы выяснить, как они назывались. Но пять объектов до сих остаются без названий. Думаю, у нас еще будет много открытий.

По неизвестной Осетии со смартфоном

– Сейчас мы только отлаживаем механизм экспедиций. Но у каждой группы цель вобщем-то одна. Мы выезжаем на объект и фиксируем его на фото- и видеокамеру, снимаем координаты; если это памятник культуры, то по возможности измеряем его размеры. Если нам удается найти проводника из числа местных жителей, то стараемся записать как можно больше информации, легенды, предания, истории. Параллельно идет «книжная» работа, когда мы ищем следы тех или иных объектов в научной литературе или известных фольклорных источниках. Как видите, наша цель несколько видоизменилась в процессе работы. Сегодня мы стараемся собрать в описании объекта на карте максимально возможный объем информации о нем. Мы не просто наполняем сайт уникальной информацией, но и создаем мобильные приложения как минимум для двух популярных платформ, что сделает этот проект полноценным путеводителем по историческому наследию Северной Осетии. Каждый турист, который приезжает в нашу республику, сможет, имея смартфон с симкой сотового оператора, работающего у нас в горах, скачать карты с нашего сайта и составить себе маршрут. Идя по этому маршруту, человек сможет получить любую информацию о тех памятниках культуры, которые встречаются ему на пути. Такой мобильный путеводитель. Также планируются выпуск фотоальбома «Потерянная Осетия» и фотовыставка по результатам проекта.

Сейчас на нашей карте доступны 463 официально зарегистрированных памятника культуры и 183 населенных пункта. Стоит подчеркнуть, что в отличие от архитектурных достопримечательностей все археологические памятники сейчас нанесены на карту со значительным смещением координат, чтобы этими данными не воспользовались «черные» копатели. Однако «Потерянная Осетия» – это проект прототипический, с возможностью расширения на весь Северный Кавказ.

Внимание спасает

– Как вы считаете, есть ли будущее у тех сел, которые находятся на грани вымирания?

– Мы верим, что у них есть будущее, если привлечь внимание к их проблемам. Порой причины, по которым жители покидают насиженные места, не связаны с катастрофами и стихийными бедствиями. Они носят социальный характер, а значит, эти проблемы решаемы. Собрав в одном месте, на одной карте все проблемные точки, мы сможем увидеть полную картину происходящего бедствия.

Иногда для того, чтобы чуть-чуть облегчить жизнь памятному месту, вполне достаточно за ним ухаживать. Это не требует больших затрат времени, но если бы в свое время за надгробиями работы Сосланбека Едзиева просто ухаживали, выдергивали траву, соорудили навес, мы бы их не потеряли. Едзиев был одним из первых художников, заменивших традиционный каменный обелиск на надгробие. Надгробия Едзиева портретны; его персонажи наделены особой внутренней значимостью и цельностью. Искусствоведы единодушны: скульптура Едзиева – уникальное явление. К сожалению, больше половины надгробий великого мастера уже утрачены.

Таким образом, глобальная задача нашего проекта – получение объективной картины происходящего с памятниками культуры и брошенными селами и, если есть возможность, улучшение ситуации вокруг этих объектов.

Дорожная Карта

Проект «Потерянная Осетия» – это мультимедийная карта с широким функционалом, объединяющая в себе несколько задач: просветительский портал для жителей Осетии, содержащий информацию о родовых селах и объектах культуры; оперативный мониторинг за памятниками культуры; мобильный электронный туристический путеводитель.

Сосланбек Едзиев (1865–1953) – выдающийся осетинский скульптор-примитивист. Родился в отдаленном горном селении Ход в Северной Осетии. Работал каменщиком и штукатуром, в свободное от работы время выполнял заказы сельчан, надгробные стелы. Осетины, как правило, заказывали запечатлеть на надгробиях мужчин в боевых доспехах, а женщин – в окружении бытовых вещей.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest