Буддизм и шахматы

Из Волгограда тур в Элисту заказать нетрудно. Но путь туда – пять с половиной часов. Столько же обратно. Много ли можно увидеть в промежутке? И мы с 14-летней дочерью на выходные решили предпринять самостоятельное путешествие с ночевкой в съемной квартире.

Калмыки – доброжелательные и общительные люди. Степь да степь кругом, плоская, как блин. Населенные пункты разбросаны на огромных расстояниях друг от друга. Поэтому жители единственной на территории Европы республики, исповедующей буддизм, пользуются любой подвернувшейся возможностью поговорить с кем-то, кто не живет по соседству. Еще в микроавтобусе, следующем в Элисту, рядом села калмыцкая бабушка, которая за время пути успела рассказать мне все о личной жизни своих четырех детей и многочисленных внуков. Причем не требовалось даже поддакивать. Достаточно было того, что я не могу выпрыгнуть на ходу. Потом оказалось, что в Элисте таких бабушек полно.

Анекдоты о том, что в результате эволюции у водителей маршрутки выросла рука на спине, явно не об элистинских водилах. В своем небольшом городе они завели себе штурманов, которые подсказывают, что навстречу несется машина из-за поворота, принимают деньги у пассажиров и громко объявляют следующие остановки. Вот это сервис!

Но насколько в Элисте хорошо с общественным транспортом, настолько же плохо с общепитом. В центре города с трудом находим суперпопулярное, по словам местных жителей, кафе, ассортимент и сервис в котором напоминают школьную столовку. Потом мы решили, что, будучи в Элисте, просто обязаны отведать калмыцкой кухни.

– Дайте это! – смело ткнула я пальцем в меню.

– Это вареные бараньи потроха, – мрачно объявила официантка.

– Да? Мы передумали! – я быстро нашла еще несколько калмыцких названий. – А что такое джумба, борцги и махн?

– Соленый белый чай с молоком и жиром, пончик без начинки и бульон с крупными кусками баранины и нерезаной картошкой.

Я очень люблю пикантные национальные кухни. Но кочевникам, похоже, было просто не до изысков кулинарии. Все блюда рассчитаны на то, чтобы быстро насытиться и снова вскочить на коня. Но у нас не было задачи быстро поскакать из города. Напротив, мы собирались не спеша прогуляться по нему, вбирая своими западными глазами ожидаемый восточный колорит.

Этот колорит присутствовал, но в причудливом сочетании с космополитическими «штучками», порой с неким запредельным акцентом. Вот, скажем, небезызвестный Эрнст Неизвестный подарил в 90-х городу скульптуру «Эхо», изображающую человека с треугольной пустотой на месте сердца. В простонародье памятник зовут «Дотур уга», что значит «Без внутренности». Скульптура означает широту калмыцкой души. В народе существует поверье: если девушка сумеет пролезть в отверстие внутри скульптуры, она в течение года выйдет замуж. Судя по отполированной бронзе в нижней части треугольника, девушкам «уж замуж невтерпеж». Говорят, что недавно у подножия памятника побывала группа шестиклассниц из Ростова. Девчонки услышали легенду – и дружно полезли в дырку.

Местные скульпторы тоже внесли свой вклад, украсив столицу Калмыкии множеством монументов из песчаника. Друг на друга громоздятся символы восточного календаря, какое-то разгневанное божество, памятник верблюду, герои эпоса о джангарах. Кого только не встретишь на пути!

Пешую прогулку по центру Элисты рекомендуется начинать с Золотых ворот. Считается, что проход под ними очищает карму. Подул ветер, и мы услышали музыку трубок и колокольчиков. Можно, видимо, трактовать как благословение.

Отсюда начинается Белая дорога, ведущая мимо статуи Будды в золотых одеждах к пагоде Семи дней и фонтану «Лотос». Пагода имеет 7 ярусов, каждый из которых соответствует определенному дню недели. Любой пришедший может покрутить установленный под ротондой молитвенный барабан, в котором заложены 30 миллионов религиозных мантр. Барабан был изготовлен в Индии и затем привезен в Элисту. Мы застали целый хоровод детей, весело крутивших волшебный барабан. А в это время из фонтана у пагоды, усеянного монетками, сотрудник коммунальных служб огромным дуршлагом изымал ежедневные подношения.

Нельзя побывать в Элисте и не посетить местные Нью-Васюки – шахматный город Сити-Чесс. Неподалеку в сквере примостился Остап Бендер и 12 стульев, на которых любят фотографироваться туристы. А в самом городке живут своей жизнью шахматные скульптуры, начиная от «Рождения пешки» до «Явления богини шахмат Каиссы».

По пути к шахматному городку «стоит недавно отстроенная Ступа Просветления. Предназначена она для медитации, но говорят, будто ступа благотворно влияет на всю окружающую местность и живущих там людей. Калмыки верят, что если обойти ступу вокруг по часовой стрелке три раза, улучшится карма. Согласно калмыцкой легенде, удирая от собаки, вокруг Ступы Просветления трижды обежала свинья. Высшие силы засчитали это как благое дело, и в следующей жизни свинья родилась человеком. И чего только не придумают эти буддисты!

В великолепной «Золотой обители Будды Шакьямуни» за два дня мы побывали дважды. У главного входа в буддистский храм стоит скульптура Белого старца, покровителя калмыков. Этот бог появился в калмыцком пантеоне около 2600 лет назад – задолго до того, как монголы приняли буддизм. И остается почитаемым до сих пор, мирно уживаясь с 17 пандитами (учителями буддизма), скульптуры которых окружают «Золотую обитель». Что интересно, у великих учителей-монахов лица похожи на индусские, а у Белого старца лицо типично калмыцкое.

Я уже была в хуруле семь лет назад. И никогда не забуду то ощущение нереальности происходящего, когда вместе с монахом из Тибета я, босая, поднималась в суперсовременном зеркальном лифте на третий этаж брать интервью у 23-летнего на тот момент Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Я тогда спросила у него, каким образом в столь молодом возрасте он сумел стать верховным ламой республики. Шаджин-лама скромно ответил, что сыграл свою роль авторитет Далай-ламы, ведь он его ученик, и знание многих языков тоже пригодилось. И лишь в этот визит мне была милостиво открыта «полная истина»: рожденный в Филадельфии и учившийся в тибетском монастыре Тэло Тулку Ринпоче признан перерожденцем святого (это официальный титул). До него в Калмыкии не было случаев перерождения сознания древнего мудреца в другое тело.

Вхуруле у 9-метровой золотой статуи Будды, в которой скрыты драгоценные реликвии и земля со всех уголков Калмыкии, мы встретили интересную рассказчицу – Елену Геннадьевну Менжиеву, экскурсовода обители. Она показала подаренные храму Далай-ламой ритуальные одежды главы буддистов мира. Судя по ним, Далай-лама человек совсем небольшого роста.

Елена Геннадьевна показала нам танку синего Будды медицины, лицезрение которой дарует здоровье. Оказывается, глубокий синий цвет у буддистов считается цветом нежности. Они уверены, что тем, кто в жизни испытывает дефицит нежности, надо почаще смотреть на синего Будду. А от наплыва нежности и болезни пройдут. С последним, наверное, и спорить даже не стоит!

На выходе из храма мы увидели плакат с портретом Далай-ламы и координатами для связи: Далай-лама в Фейсбуке, Далай-лама в Твиттере. Подумалось: вероятно, у него рекордное количество друзей и «одноклассников» в глобальной Сети. И как он с ними со всеми управляется? Наверное, духи помогают.

Дорожная Карта

Что посмотреть

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Дацан – буддистский монастырь в 15 минутах езды за городом, Национальный музей Калмыкии, пагоду Семи дней и Белую дорогу, Город Шахмат.

Гостиницы

«Элиста», «Белый Лотос Сити», «Город Шахмат».

Средняя стоимость одноместного номера в гостинице Элисты – 2500 рублей за сутки. Ночевка в съемной однокомнатной квартире обойдется в 800–1000 рублей на двоих.

Что купить на память

Калмыцкий чай. Ювелирные изделия, изделия из кожи и шерсти, благовония, амулеты. Изделия из войлока. В связи с большим спросом монгольские предприниматели открыли недавно в Элисте небольшой цех по производству войлочных изделий «Хальмг белг» (калмыцкий подарок). Еще калмыцкую колбасу «из экологически чистого мяса» (может быть, и из конины).

 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest