Есть еще несколько городов во Владимирской области, которые могут произвести сильное впечатление на любителя старорусского духа – купеческие Муром и Гороховец, древний Юрьев-Польский. В конце концов, и сам областной центр – не последний город на карте: здесь расположено несколько архитектурных памятников, занесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но не едет турист во Владимир! А если и едет, то всего на два-три часа – примерно столько длится обзорная музейная экскурсия по памятникам. И стоят с темными окнами большие, выстроенные еще под профсоюзный туризм гостиницы, не заполнены и небольшие частные отели. Нет туриста – нет прибыли у владельцев кафе и сувенирных магазинов, нет налоговых отчислений в бюджет. Сейчас доля туротрасли составляет всего 7–8% областного кошелька.
Попыткам разобраться, почему регион не привлекает туристов, было посвящено под занавес прошлого финансового года рекордное количество мероприятий разного уровня. В сотый раз говорилось, что нет туристических офисов, где так называемые неорганизованные путешественники получали бы необходимую информацию, те же карты. Нет и собственных карт – почему-то крайне трудно наладить их выпуск; нет указателей к достопримечательностям; музеи не перестраивают график работы, и попасть туда могут только школьники и пенсионеры. Нет самобытных частных или городских музеев. Что еще? Плохой общепит. Скверные дороги. Дорогие гостиницы.
Рецепты рассматривались разные: от затратных – реконструкции дворянских усадеб до непритязательных – установки памятника рыбаку как намек на хорошую рыбалку. Но вот парадокс: туристические ресурсы, которые хорошо работают в других российских регионах и за границей, во Владимирской области годами игнорируются.
Музей кино
Суздальский краевед и журналист Юрий Белов с идеей организации в Суздале или Владимире музея кино обращается в ответственные инстанции больше десяти лет.
Однажды побывав на съемках фильма, Юрий Белов влюбился в кино, стал его хроникером, написал познавательную книгу «В главной роли Суздаль». И даже играл в нескольких картинах эпизодические роли. С середины шестидесятых годов прошлого века, когда кинематографисты облюбовали здешние края, Юрий Васильевич не только фотографирует актеров и эпизоды съемок, но и собирает реквизит. Есть у него, например, старинный сундучок, засветившийся в «Мертвых душах» Швейцера, туда Чичиков-Калягин складывал ценные бумаги. Есть язык от колокола, который лили в «Андрее Рублеве». Рядом с его домом стоит белокаменная городская застава – декорации к «Пелагии и белому бульдогу». А еще есть фонотека, автографы звезд, оригиналы сценариев… Нет только помещения, где мог бы поместиться этот неординарный музей, который стал бы, как принято ныне говорить, «фишкой» в привлечении туристов. Вроде мышкинского Музея мыши, например. Или Музея утюга в Переславле-Залесском.
Все экспонаты Юрий Белов готов передать безвозмездно, нашлись бы заинтересованные люди да пошли бы они дальше намерений. Предыдущий мэр Суздаля пообещал выделить под музей кино помещение в центре города, но мэра сместили, а в помещении расположился заезжий музей восковых фигур. На некоторое время Белова и его экспонаты приютил суздальский гостиничный комплекс «Горячие ключи», но он находится на окраине, в стороне от туристических маршрутов. Поэтому Юрий Белов оттуда съехал и снова ищет помещение для своего музея.
Скоморохи и хоббиты
Сюда же, в туркомплекс, перенесли монументальные декорации к фильму Павла Лунгина «Царь», снимавшемуся в Суздале, среди них время от времени для развлечения гостей отеля устраивают фольклорно-исторические представления, ходят скоморохи. Между тем премьера «Царя», как и других знаменитых фильмов, снимавшихся во Владимирской области, да и в целом тема кино могла бы при грамотном маркетинге стать брендом региона, который ее «раскрутит». Как это произошло в связи с фильмом «Хоббит. Нежданное путешествие» в Новой Зеландии. Ее столица Веллингтон на три недели по решению мэра была переименована в «Середину Средиземья», в эту игру включились газеты и телевидение, были отчеканены коллекционные монеты с героями Толкиена, выпущены марки и открытки, пошиты на продажу костюмы хоббитов и гномов, открыты аттракционы и ярмарки. Конечно, не чиновники и представители турбизнеса Новой Зеландии спровоцировали туристический бум, а фильм Питера Джексона. Но чиновники и турбизнес оказались к этому буму хорошо подготовлены.
А вот для сравнения отечественные реалии: в Вязниках (120 км от Владимира) снимался фильм Андрея Прошкина «Орда», получивший на прошлогоднем Московском международном кинофестивале «Серебряного Георгия» за режиссуру. Под Вязниками была выстроена колоритная копия старой Москвы времен святителя Алексия. Уехав, киногруппа оставила декорации городу. Даром! Местные журналисты, общественность предлагали сделать их филиалом вязниковского историко-художественного музея и со временем открыть там турцентр. Пока городские власти отмалчивались, беспризорные декорации пошли на починку заборов, крыш и на дрова местным жителям. Что не растащили – сожгли. А вот в Астраханской области на месте знаменитой столицы Золотой орды в селе Селитрянное, где также проходили съемки «Орды», шанс не упустили: там на базе декораций активно строится туристический центр.
Почему не посадить стеклодува?
Классика, которую предлагает Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ) – пилястры, фризы, аркады, – «музыка в камне» – сейчас мало привлекает путешественников. «Люди хотят незатоптанных троп, интерактива, чтобы можно было потрогать своими руками. Им надо увидеть памятник в неожиданном ракурсе, нужны интригующие, захватывающие истории о тех местах, которые они посещают», – говорят в местной тур-компании «Лев».
К слову, об интерактиве. Можно лишь удивляться, почему ВСМЗ, имея в своем арсенале два роскошных музея хрусталя (во Владимире и Гусь-Хрустальном), не посадит там же мастеров-стеклодувов, которые бы показывали туристам процесс изготовления ваз и фужеров, как это делается в сотнях аналогичных музеев мира. Такая мастерская, скажем, в Гусь-Хрустальном была бы вдвойне интересна, так как его знаменитый хрустальный завод, просуществовав 255 лет, прошлой зимой обанкротился.
Если похожей судьбы не желают себе руководители владимирской тур-отрасли – им пора уже перестать бесконечно обсуждать «проблему», а начать хотя бы что-то делать.
Когда материал готовился к печати, во Владимире состоялась презентация кинофорума «Владимирская вишня», назначенного на осень. На мероприятие приезжал польский режиссер с мировым именем Кшиштоф Занусси. Врио губернатора Светлана Орлова, назначенная на эту должность в марте, и ее команда объявили кинофорум главным туристическим событием региона, который станет истоком (ни много ни мало!) будущего одноименного международного кинофестиваля. «Станем как Канны или Берлин», – поделилась мечтами врио главы региона. А на «киноогонек», как предполагается, и туристы потянутся.
Ныне владимирцы гадают: наполеоновские планы всерьез или эта громкая заявка – банальный пиар-ход перед губернаторскими выборами, в которых будет участвовать и Орлова и которые также пройдут осенью. В последнем случае о развитии туристической отрасли благополучно забывают на следующий же день после победы.
Дорожная Карта
Что посмотреть
Успенский и Дмитриевский соборы конца XII в. Первый из них хранит самое большое количество фресок гениального Андрея Рублева, и оба входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Героические Золотые ворота, с богатой исторической экспозицией внутри них.
Троицкая церковь (ул. Дворянская, д. 2) – бывшая старообрядческая церковь, одна из последних церковных построек губернского Владимира перед революцией.
Водонапорная башня (ул. Козлов Вал, 10) расположена на древнем валу вблизи Золотых ворот.
Никитская церковь (ул. Никитская, 8) в стиле русского барокко.
Владимирский централ – музей (Б.Нижегородская, 67) – «Ветер северный…»
Что привезти
Сувениры фабрики «Владимирские узоры»: пельменницы и кружки, сахарницы, солонки, бочонки для меда. Традиционный рисунок владимирской росписи – рябина на светлом или темном фоне.
Фильмы, снимавшиеся в городе
«Андрей Рублев» Андрея Тарковского; «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в гл. роли; «Успех» с Леонидом Филатовым; «Прошу слова» с Инной Чуриковой.