При слове «планеризм» вы, наверняка, представите себе параплан или дельтаплан. Эти летательные аппараты чаще других ассоциируются с активным отдыхом в небе, потому что, банально, доступнее. Аэроклубов, на базе которых можно полетать на планере, в России всего десять.
В их числе Казанский аэроклуб, ведущий свою историю с 1933 года. Аэродром клуба находится неподалеку от райцентра Балтаси, в 120 километрах от столицы Татарстана. В ясную погоду первое, на что вы обратите внимание при въезде в поселок, будет парящий в небе планер.
Самолет без двигателя
Если просто, планер — это самолет без двигателя и с большими крыльями. С помощью лебедки или самолета-буксировщика планер поднимают в небо, и после отцепки пилот летит, ловя восходящие потоки воздуха. На аэродроме в Балтасях планеры двух видов: двухместные учебные «Бланики» из авиационного алюминия и одноместные спортивные «Янтари», выполненные из стекловолокна.
Планеры ранжируются по качеству. Например, у «Бланика» это показатель равен 25. Это означает, что, будучи выведенным на высоту тысяча метров, аппарат в состоянии пролететь минимум 25 километров. У спортивных моделей показатель качества 39. Разумеется, дальность полета конкретного планера зависит от мастерства пилота, его умения отслеживать восходящие потоки воздуха.
– Воздушный поток похож на каплю воды, — объясняет президент Федерации планерного спорта Республики Татарстан Евгений Гайнулов, — капля падает с какой-либо поверхности не сразу, а после того, как наберет критическую массу. С воздушным потоком аналогичная ситуация, только он не падает, а поднимается вверх. Потоки следует искать над свежевспаханным полем, излучающим много тепла, и под облаками, которые, суть, видимые части воздушного потока.
В дельта- и парапланеризме тоже ловят воздушные потоки, но планеризм, по словам Евгения, из всех воздушных видов спорта самый безопасный.
– Тебя защищает жесткий корпус, как в самолете, — объясняет он, — и в то же время здесь нечему ломаться. Есть, правда, модели с миниатюрным двигателем для самостоятельного выхода на высоту, но вдаль и на посадку планер летит только с помощью оперения. На самый крайний случай у планериста за спиной есть парашют.
Горка» с «блинчиком»
В день, когда я договорился о полете, за штурвалом «Бланика» находился Тарас Львович Яблонский. В разговоре с Тарасом Львовичем выяснилось, что одно время он даже пилотировал ИЛ-76, на котором летал суданский диктатор Омар аль-Башир. «Ну что, пошалим?» — заговорщицки спросил Тарас Львович, намекая на фигуры высшего пилотажа, которые он продолжает исполнять несмотря на преклонный возраст.
Шалостям предшествовал медицинский осмотр, подробный инструктаж от Евгения Гайнулова в штабе аэродрома и от Тараса Львовича уже непосредственно на летном поле. Там стоит «Бланик» без крыльев, из кабины которого я на камеру выпрыгнул с парашютом за спиной, а после удалился к командно-диспетчерскому пункту ждать своей очереди на полет.
И вот, наконец, моя очередь подошла. Запрыгиваю в кабину, пристегиваюсь, остекление кабины или «фонарь» закрывается. К планеру крепится буксировочный фал (веревка) от легкомоторного самолета-буксировщика. Делюсь с Тарасом Львовичем первыми ощущениями – дескать, тесно и душно. Пилот успокаивает, что в небе духоты не будет. По радиосвязи сообщается о готовности к полету. Взлетаем.
Первые секунды, пока планер еще не оторвался от земли, ощутимо трясет. Тряску сменяет плавный набор высоты по спирали, в моем случае примерно на 1200 метров. Пилот отцепляет буксировочный фал и все — планер в свободном полете. Подо мной большим размазанным пятном виднеется поселок Балтаси, квадраты полей, голубая капля озера Кара-Куль в зеленом обрамлении лесопосадки… Красиво, прям дух захватывает.
Для полноты ощущений мне показывают «горку». Это когда планер взмывает вертикально вверх и тут же падает вниз под разными углами. При этом тело на секунду оказывается в состоянии невесомости — такое ощущение, что еще немного и тебя, несмотря на ремни безопасности, выкинет из кабины.
Дух захватывает до состояния, когда лично я уже не могу терпеть и вынужденно кричу: «Хватит!» Да, надо признать, что не всем фигуры высшего пилотажа приносят положительные эмоции. Мне от «горки» стало дурно. «Что, неужели просто «блинчиком»?» — разочарованно спрашивает Тарас Львович. «Блинчиком», — категорично подтверждаю я.
Главное — эмоции
Мы приземлились. На удивление плавно, почти без тряски. На мое место спешит сесть кто-то другой, возможно курсант летного отряда. К слову, для юношей и девушек 16-20 лет обучение планеризму бесплатное, так как аэродром в Балтасях находится на балансе ДОСААФ. В роли инструкторов – Евгений Гайнулов, Фарид Хамидуллин и другие титулованные спортсмены, в том числе абсолютная чемпионка России Лариса Хамитова.
Многие приходят в планерный спорт уже состоявшимися людьми. Пока ждал своей очереди разговорился с финансовым аналитиком из Ульяновска Алексеем. Четыре дня в неделю он снимает домик вблизи аэродрома, чтобы воплотить свою мечту о полетах. Со слов Алексея, в Балтаси с этой целью приезжают учиться даже из Екатеринбурга.
Спрашиваю у Алексея: «Формальная цель твоей учебы здесь – это что? Стать пилотом?» «Удостоверение пилота в России очень сложно получить, — ответил он, — но у меня будет летная книжку, с которой можно летать на любом российском аэродроме вроде этого. Может быть, со временем и свой собственный летательный аппарат приобрету. А так главное эмоции, которые можно получить только за штурвалом планера».
Текст и фото: Алексей Егоров