Мы начинаем свое путешествие по Самарскому краю с Тольятти – современного города с древней историей и итальянским названием.
Три дня рождения – этим могут похвастаться лишь немногие города. Тольятти – один из них.
Сказку сделать былью
«Город креста» – так переводится с греческого Ставрополь, изначальное название Тольятти. Он был основан как город-крепость в 1737 году Василием Татищевым для защиты российских земель от набегов кочевых племен и как место жительства крещенных астраханских калмыков. Во время крестьянской войны многие из них поддержали Емельяна Пугачева, за что были казнены или сосланы в Оренбургские степи. Ставрополь со временем превратился в небольшой провинциальный городок, население которого постоянно убывало. Людей, словно пылесос, вытягивала рядом расположенная Самара, где кипела жизнь.
Многие тольяттинцы считают, что сейчас все наоборот – внутренний ритм их города ближе к мегаполису.
– В Самаре любят долго рассуждать, обсуждать, согласовывать, – говорят они. – А мы быстро придумаем, сделаем и позовем самарских.
Второе рождение города связано со строительством Куйбышевской ГЭС (сейчас – Волжская ГЭС). Почти 300 населенных пунктов попали в зону затопления, в том числе и Ставрополь. 2500 домов были перенесены на более высокое место, остальные разобраны на кирпичи или взорваны. Из каменных зданий уцелели лишь корпуса земской больницы 1902 года постройки – они находились на окраине города, и до них не дошла вода. Сейчас в них располагается Свято-Воскресенский мужской монастырь.
Строить Куйбышевскую ГЭС приезжали энтузиасты-комсомольцы со всей страны. Их не пугали ни трудная работа, ни тяжелые бытовые условия. Но в основном крупнейшую на тот момент в мире ГЭС возводили заключенные, в отличие от добровольцев не получившие за свой каторжный труд ни славы, ни званий, ни наград.
Вместе с ГЭС рос и новый Ставрополь – светлый, просторный, с широкими проспектами и улицами.
Над старым городом плещутся волны Жигулевского моря, так еще называют Куйбышевское водохранилище. На его берегу застыл на бронзовом вздыбленном коне Василий Татищев.
Третьим рождением Тольятти кто-то считает переименование города в 1964 году в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти после его смерти от инсульта на отдыхе в Крыму. Другие уверены, что это строительство Волжского автомобильного завода – АВТОВАЗа.
«Жигули» – это ностальгия
Нигде я не видела на дорогах столько «Жигулей», «Нив» и «Лад», как в Тольятти. И на экскурсию по городу мы едем на светло-коричневой «шестерке» – ВАЗ-2106, модели такого цвета на Волжском автозаводе выпускали с 1976 по 1979 год. Машина выглядит как новая. На панели приборов ни одной трещины или царапины, бежевая велюровая обивка салона в идеальном состоянии, как будто автомобиль только что сошел с конвейера. Водители проезжающих иномарок снисходительно, а то и с сочувствием смотрят на нас, не подозревая, какой это ценный, исторический автомобиль и как он дорого стоит. На днях Сергей Диогрик, владелец «шестерки», вернулся из Санкт-Петербурга, где принимал участие в крупнейшем в России параде ретротранспорта. Он преодолел на своей машине 1800 километров.
– Нельзя современные машины сравнивать с «Жигулями», это небо и земля, – отмечает он. – Тут пошумнее, не так комфортно, безопасность другая, но мы любим их за то, что они такие как есть, все разные, у них разные запахи, они по-разному едут. Они как люди, у каждой свой характер.
Сергей знакомит нас с городом и, конечно, начинает с его символа – высотки АВТОВАЗа.
Соглашение о сдаче под ключ Волжского автозавода с итальянским концерном Fiat было подписано в августе 1966 года. Его строительство объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1970 году с конвейера сошли первые «Жигули». Хотя автомобили стоили дорого, 5 тысяч рублей, желающих их приобрести оказалось так много, что покупателям приходилось записываться и подолгу ждать своей очереди.
Прообразом первых советских «Жигулей», или ВАЗ-2101, стал итальянский Fiat-124. Две машины – малиновые «Жигули» и темно-зеленый Fiat – первыми встречают посетителей Музея АВТОВАЗа, рассказывающего об истории Волжского автозавода и отечественного автомобилестроения.
Fiat-124 – единственный, оставшийся от партии автомобилей этой марки, привезенных в 1966 году в СССР для испытаний. Российские трассы оказались «итальянцам» не по зубам – машины не выдерживали и пяти тысяч километров пробега, ломались. Советские инженеры для адаптации их к отечественным дорогам внесли около 600 предложений, которые все были учтены итальянскими конструкторами. И если «Фиат» пока не на ходу и ждет своего восстановления, то на «Жигулях» ВАЗ-2101 можно хоть сейчас трогаться в путь. Машина представлена в том виде, как ее передал в музей хозяин – с декоративно оплетенным рулем и постеленным на полу линолеумом (тогда это считалось модным). Автомобиль сошел с конвейера в 1970 году и прослужил верой и правдой 19 лет.
Стоящая рядом белая «Нива» ВАЗ-2131– покорительница гор. На Тибетском плато в Гималаях во время совместной советско-американской экспедиции «Тибет-99» ей своим ходом удалось подняться на рекордную высоту – 5726 метров.
В жизни еще одной «Нивы» было не меньше приключений. В 1990 году ее отправили в Антарктиду на российскую полярную станцию «Беллинсгаузен». На заводе утеплили салон и сделали ряд других доработок, чтобы приспособить машину для работы в вечной мерзлоте. Она исправно трудилась при температурах от минус 54 до плюс 4 градусов и стала первым колесным транспортным средством, работающим на Южном полюсе. На «Ниве» перевозили научное оборудование и другие грузы, она буксировала малые суда, помогала поддерживать связь между соседними полярными станциями. Вместо запланированных восьми месяцев автомобиль прослужил десять лет, причем все эти годы его не выключали ни на минуту, мотор был постоянно в заведенном состоянии. Затем полярницу отправили на заслуженный отдых, в музей, заменив новой моделью «Шевроле-Нива».
На синей «копейке» 1975 года выпуска в 2017 году чешские автолюбители Филип Фогель и Петр Явурек совершили кругосветное путешествие. На капоте нанесена карта мира, на которой проложен их маршрут. За
10 месяцев они проехали более 56 тысяч километров по дорогам четырех континентов. В 2018 году машина заняла почетное место в музее, а автолюбителям подарили новую LADA Vesta.
– «Копейка» для нас слово ругательное, потому что оно с пренебрежительным оттенком, – говорит Сергей Диогрик. – Оно появилось в девяностые годы, когда машина уже стоила «копейки». В период производства и активной эксплуатации автомобилей их называли «единичками».
Город яхтсменов
– Мы идем по «луже», видите – гладь, здесь штиль, впереди – рябь, значит, есть ветер, войдем туда, распустим парус, – объясняет капитан яхты «Звезда надежды» Александр Никитин.
Жигулевское море идеально для яхтинга, оно достаточно глубокое, вдоль берега много различных бухт и заливов, где можно укрыться от разбушевавшейся стихии. Не зря Тольятти славится своими яхтсменами, среди которых немало чемпионов и призеров международных соревнований.
Яхт-клуб «Дружба», от причала которого мы отчалили, – один из старейших в городе. Его здание похоже на пришвартованный к берегу корабль. На «верхней палубе» разместился ресторан, пониже – спортивный зал, эллинги для небольших яхт.
«Звезда надежды», выйдя из гавани, словно вырвавшись на свободу, резко увеличивает скорость. Позади остается маяк, он пока «спит», его обычно зажигают вечером, сюда любят приезжать молодожены и фотографироваться на его фоне. Справа и слева маленькие белые яхтенные паруса, разбросанные стайками по Жигулевскому морю, пытаются «поймать ветер» – это тренируются юные яхтсмены, обычно они начинают заниматься с семи лет.
Жигулевское море по площади на третьем месте среди водохранилищ мира. Здесь нередко дуют ветры до 28 метров в секунду и поднимаются высокие волны. Его возникновение вызвало множество экологических проблем и привело к изменению флоры и фауны. Например, практически исчезли осетровые, лососевые, сельдевые виды рыб. Тем не менее тут можно прекрасно отдохнуть, порыбачить, заняться яхтенным спортом или просто покупаться. Водохранилище окружают живописные Жигулевские горы, вырастающие на три миллиметра в год и входящие в состав природного комплекса Самарская Лука.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
КАК ДОБРАТЬСЯ
БЫСТРЕЕ ВСЕГО ДОБРАТЬСЯ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ. В АЭРОПОРТ КУРУМОЧ ВЫПОЛНЯЮТСЯ РЕГУЛЯРНЫЕ РЕЙСЫ ИЗ МОСКВЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЕКАТЕРИНБУРГА, КАЗАНИ, КАЛИНИНГРАДА, НОВОСИБИРСКА, ОМСКА И ДРУГИХ ГОРОДОВ. ИЗ АЭРОПОРТА ДО ТОЛЬЯТТИ ХОДИТ АВТОБУС.ПРЯМОЙ ПОЕЗД В ТОЛЬЯТТИ ЕСТЬ ТОЛЬКО ИЗ СТОЛИЦЫ. ИЗ МОСКВЫ, А ТАКЖЕ СЫЗРАНИ, САМАРЫ, САРАТОВА И ДРУГИХ ПОВОЛЖСКИХ ГОРОДОВ В ТОЛЬЯТТИ ХОДИТ МЕЖДУГОРОДНИЙ АВТОБУС.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
В ОТЕЛЕ «АЛЬПЕН ПАРК» КАТЕГОРИИ 5 ЗВЕЗД В ДВУХ КИЛОМЕТРАХ ОТ ЦЕНТРА ГОРОДА. НЕДАЛЕКО ОТ НЕГО РАСПОЛОЖЕНЫ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК И ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ. В ОТЕЛЕ ЕСТЬ РЕСТОРАН, АКВАТЕРМАЛЬНАЯ ЗОНА, СПА.
ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ
В РЕСТОРАНЕ «МАНДАРИНОВЫЙ КРАБ» ПРЕДСТАВЛЕН ШИРОКИЙ ВЫБОР СВЕЖЕЙ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ ПО ДОСТУПНОЙ ЦЕНЕ. ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ИТАЛЬЯНСКУЮ КУХНЮ, В СЕМЕЙНОМ РЕСТОРАНЕ TAVOLA PERFETTA ПРИГОТОВЯТ БЛЮДА ИЗ РАЗЛИЧНЫХ УГОЛКОВ ЭТОЙ СТРАНЫ. ОТКРЫТАЯ КУХНЯ ПОЗВОЛИТ УВИДЕТЬ ПРОЦЕСС ИХ СОЗДАНИЯ. В РЕСТОРАНЕ ЕСТЬ ДЕТСКАЯ КОМНАТА.
ТЕКСТ И ФОТО: МАРИНА КРУГЛЯКОВА