Айда за мной! – этот возглас нашего проводника Саши за полторы недели похода мы слышали десятки раз. Обычно он означал окончание привала – следовало собрать волю в кулак, оторвать пятую точку от земли, взвалить на плечи огромный рюкзак и продолжить идти вверх по заснеженному склону. Но на сей раз проводник приглашал нас всего лишь зайти в подъехавшую кабинку канатной дороги.
– Голова болит? Ну и отлично! Для этого и ходили на высоту, – наш гид умел объяснить необходимость акклиматизации на большой высоте не только емко и доходчиво, но с юмором. Выше трех тысяч метров у большинства людей в той или иной степени проявляются симптомы так называемой горной болезни, или попросту – горняшки. На высоте больше пяти тысяч редкий равнинный житель способен сохранять хорошее самочувствие. Симптомы самые разные: от простой головной боли и общей вялости в организме до расстройства желудка и даже отека легких. Главная причина горняшки – становящийся все более и более разреженным с набором высоты горный воздух, вызывающий кислородное голодание организма. Высота, которая каждый год манит на склоны Эльбруса тысячи человек, является для них и основным фактором риска. Единственный способ профилактики горной болезни – постепенный набор высоты и тщательная акклиматизация. Естественно, передвижение ратраками, которые могут за несколько минут поднять своих пассажиров на сотни метров вверх, в эту схему никак не вписывается. Даже перед тем как подняться канатной дорогой к станции «Гара-Баши», наша группа провела несколько дней по соседству с Эльбрусом, в ущелье реки Ирик-Чат, из которой совершила выход на высоту свыше трех тысяч метров. Да и в дальнейшем всем переносам лагеря на большую высоту предшествовала акклиматизационная прогулка налегке.
Утром восьмого дня похода, готовясь к акклиматизационной прогулке до высоты 5000 метров, мы заметили даже не идущего, а почти катящегося вниз по склону человека, взывавшего о помощи. Мы помогли бедолаге добраться до нашего лагеря и вызвали спасателей (благо, здесь еще работала сотовая связь). Как выяснилось позже, этот горе-альпинист, примотавший кошки к обычным городским полуботинкам, которые были надеты поверх шерстяных носков, обернутых в целлофановые пакеты, приехал к Эльбрусу всего несколько дней назад и решил присоединиться к своим друзьям, готовившимся к восхождению на гору. Совершив один тренировочный выход из Баксанского ущелья, он поднялся канаткой до станции «Гара-Баши» и, переночевав в «бочках», отправился на штурм вершины. Причем первые 800 метров оставшегося пути преодолел на ратраке. Естественно, организм бедолаги пришел в ужас от такого издевательства. На пяти тысячах парень уже просто не мог продолжать путь наверх, и друзья отправили его обратно, продолжив с инструктором восхождение на вершину.
Через полчаса после нашего звонка в МЧС горе-восходителя забрали быстро подошедшие спасатели. Ему откровенно повезло. Если бы утром он не наткнулся на наш палаточный лагерь, то вполне мог, обессиленный, упасть где-нибудь на склоне и остаться там навсегда.
Скорее вставайте, нас завалило снегом! – фраза, с паническими нотками в голосе произнесенная одним из соседей по палатке, была не самым приятным поводом для пробуждения. Разомкнув глаза, я в свете фонаря увидел, что объем нашего жилища уменьшился вдвое: если над головой еще оставалось свободное место, то в противоположной части палатки «потолок» практически свалился нам на ноги. Не без труда раскопав заблокированный выход, мы вылезли наружу и оценили изменение пейзажа: еще накануне вечером каменистое «поле», отделявшее место расположения нашего лагеря от приюта «Гара-Баши», было коричневого цвета, за ночь же оно покрылось плотным слоем снега.
Переменчивость погоды в горах – общеизвестный факт, а Эльбрус – из тех мест, которые позволяют в полной мере прочувствовать это на собственной шкуре. При восхождении по классическому маршруту в ясные дни обе вершины горы видны практически в любой точке склона, начиная как минимум с последней станции канатки. Благодаря снующим туда-сюда ратракам альпинистская тропа напоминает оживленное шоссе, и кажется, что заблудиться здесь просто невозможно. Но это впечатление обманчиво. Получаса хватает для того, чтобы на смену яркому солнцу пришло «молоко» с видимостью, не превышающей нескольких метров.
Встречные группы альпинистов выплывают из облака буквально у тебя под носом, а то и просто доносятся голосами из пелены, проходя на расстоянии, образно говоря, вытянутого ледоруба, но при этом не появляясь в зоне видимости. Сбиться с пути без опытного инструктора в таких условиях – легче легкого. Да и просто отбиться от группы совсем не так сложно, как кажется. Мы попали в такое «молоко», совершая акклиматизационный выход от «бочек» на высоту 4500 метров. На последнем привале, после которого должен был начаться спуск вниз, я, стоя лицом к вершине, задержался буквально на тридцать секунд после крика «айда» и, обернувшись, «выцепил» взглядом красную куртку замыкающего члена нашей группы за несколько мгновений до того, как она окончательно исчезла в пелене.
Потеряться в горах гораздо проще, чем это представляется. А самое страшное, что при такой видимости попавший в беду человек может пройти всего в нескольких метрах от спасительной палатки или приюта и даже не заметить их.
– Забудьте все, что было до этого, подъем на вершину будет гораздо сложнее, – сурово сказал гид. Наш последний лагерь мы разбили на высоте примерно 4600 метров у скал Пастухова. Восхождение начинается ранним утром – с тем расчетом, чтобы уж к обеду точно добраться до цели, иначе останется слишком мало времени на обратную дорогу.
В свете налобных фонариков выходим из лагеря на склон и начинаем монотонное движение вверх размеренной альпинистской походкой. Если посмотреть по сторонам, то окажется, что вместе с нами к вершине, как сбившиеся в кучки светлячки, ползут еще несколько групп. Постепенно ночная темень сменяется мягким утренним светом, фонарики гаснут, но больше ничего не меняется: ты упорно делаешь шаг за шагом, видя перед собой только рюкзак впереди идущего товарища и узор, который оставляют на снегу острые когти его кошек.
Со скал Пастухова альпинисты выходят на так называемую косую полку, которая приводит к седловине Эльбруса. Оттуда до вершины уже вроде бы рукой подать, но преодоление последних трехсот метров по вертикали может растянуться еще на несколько часов – не стоит забывать о том, что организм тут максимально ослаблен высотой. Всего же путь из лагеря до высшей точки маршрута, как правило, занимает у новичков от шести до десяти часов.
И вот – наконец – мы на вершине! Это совсем небольшой бугорок, напоминающий горку для катания на санках на школьном дворе. Главное отличие – валун с воткнутой в него металлической звездочкой, вокруг которого сложены и привязаны всевозможные таблички, флажки, вымпелы и другие сувениры от предыдущих восходителей, и, конечно, окружающий пейзаж. Пейзаж величественен, но он не стоил бы ничего без стольких дней труда, испытаний и монотонного подъема. Больше всего в пейзаже удивляет то, что впервые за полторы недели оказывается: дальше некуда идти вверх. Все, что ты можешь видеть, у твоих ног. Кроме неба, разумеется. Ей-богу, ради этого сюда стоило забраться!
И напоследок несколько слов о том, как сюда добраться.
Так называемый классический и самый простой маршрут восхождения на Эльбрус начинается из Баксанского ущелья с поляны Азау. Меньше чем за час и тысячу рублей отсюда тремя очередями канатки – двумя маятниковыми, с кабинками, и одной кресельной – можно подняться с 2100 метров над уровнем моря, где расположены последние населенные пункты, сразу до отметки 3800. Здесь находится приют «Гара-Баши», из-за бытовок цилиндрической формы, в которых тут размещают постояльцев, известный также под названием «Бочки».
На 300 метров выше есть еще одно место, где можно в довольно комфортных для горного похода условиях набраться сил перед восхождением или отдохнуть после спуска с вершины, – «Приют одиннадцати». Когда-то это была настоящая горная гостиница, трехэтажное здание которой построили еще в 1938 г. Прослужив альпинистам шестьдесят лет, в 1998-м здание погибло в огне. Теперь приют принимает путников в бывшей дизельной станции и тоже обрастает бытовками.
И от «Бочек», и от «Приюта одиннадцати» вверх едва ли не с регулярностью маршрутных такси ходят ратраки – специальные горные тракторы, предназначенные для подготовки горнолыжных склонов, но также приспособленные и для перевозки пассажиров. Обычно они поднимаются до скал Пастухова – это уже примерно 4600 метров. И только последний километр, оставшийся до вершины, так или иначе придется преодолеть пешком – дальше никакая техника уже не ходит.
ОТЕЛИ ПРИЭЛЬБРУСЬЯ
АЛЬПИНА
Поляна Азау
Май–июнь: от 1000 до 5200 руб. за номер.
Расположен на высоте 2300 м над уровнем моря. Расстояние до подъемника: на Эльбрус – 250 м, на Чегет – 4000 м.
В отеле 46 номеров (от категории «эконом» до «люкс»).
СНЕЖНЫЙ БАРС
ПолянаЧегет
Май: от 2000 до 3000 руб. за номер.
Находится на новой въездной дороге на поляну Чегет.
Расстояние до подъёмника: на Чегет – 300 м, на Эльбрус – 4000 м. 300 м до комплекса Чегет, 4 км до комплекса Эльбрус.
Номерной фонд: 172 номера категории «стандарт» и «полулюкс».
OZON СЕМЬ ВЕРШИН
Терскол
Май–июнь: от 4400 до 9000 руб. за номер.
Располагается в поселке Терскол микрорайона Иткол на высоте 1970 м над уровнем моря.
Расстояние до подъемника: на Чегет – 1000 м, на Эльбрус – 6000 м.
Номерной фонд: в отеле Приэльбрусья «Ozon Семь вершин» 34 номера (от категории «стандарт» до апартаментов).
SKY ЭЛЬБРУС
Эльбрус
Май–июнь: от 4800 до 13000 руб. за номер.
Расположен в 15 минутах езды от поляны Чегет и в 25 минутах езды от поляны Азау.
Расстояние до подъемника: на Чегет – 8000 м, на Эльбрус – 12 000 м.
Номерной фонд: 25 номеров.
FREE RIDE
Поляна Азау
Цена договорная.
Расположен на поляне Азау.
Расстояние до подъемника: на Эльбрус – 100 м, на Чегет – 4000 м.
Номерной фонд: 17 номеров (от блочных мансардных до «полулюкс»).
prielbrusie-hotels.ru