Город металлургов Череповец на несколько дней стал центром индустрии гостеприимства. Со всей России сюда съехались профессионалы и эксперты, чтобы определить лучших специалистов отрасли и разработать проекты, способствующие развитию туризма во втором по величине городе Вологодской области.
В Череповце выбирают лучших
Легенда гласит. Два купца шли по реке Шексне. Вдруг наступила тьма – произошло солнечное затмение, но они не знали об этом явлении и его причинах, поэтому страшно испугались. Начали неистово молиться. Вдруг с неба луч света озарил гору, и купцы направились по его направлению. В благодарность за свое спасение решили они поставить на горе часовню. Возвели ее или нет точно неизвестно: по одному из преданий – да, а другие же об этом умалчивают. Но в 1362 (по другой версии в 1364) году иноки Афанасий и Феодосий, получив благословение Сергия Радонежского, основали на этом месте Череповецкий Воскресенский мужской монастырь. В середине XVIII века обитель была упразднена, а на ее землях ввиду удачного географического положения было решено учредить город Череповец.
Именно здесь, на берегах рек Шексны и Ягорбы, состоялся бизнес-форум конкурса «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Его главным событием стал второй полуфинал четвертого сезона главного туристического конкурса страны «Мастера гостеприимства» по направлению «Менеджеры индустрии гостеприимства».
На площадке культурного центра Pivzavod собрались профессионалы и эксперты из 43 регионов России. За звание лучших в туристической индустрии соревновались 133 участника, отобранных из более 35000 претендентов.
Слагаемые успеха
Три дня длились конкурсные испытания, направленные на оценку гибких компетенций и профессионального масштаба. Участники решали непростые задачи, проходили собеседования, разрабатывали проекты и защищали их перед строгим жюри, куда входили эксперты и лидеры туристической индустрии.
– В качестве эксперта и наставника я участвую в конкурсе «Мастера гостеприимства» с 2019 года, – делится управляющий директор Центра развития туризма на Полярном Урале Ольга Филипенкова. – На мой взгляд, «Мастера гостеприимства» – это не только кузница кадров, но и площадка, на которой собираются неравнодушные люди, интересующиеся туризмом и готовые его развивать. Этапность отбора, затем полуфинал и финал выявляют либо уже сформировавшихся профессионалов туристической отрасли, либо начинающих свой путь в сфере гостеприимства активных людей, генерирующих нестандартные идеи для развития внутреннего туризма. Если в предыдущих конкурсах среди участников преобладали те, кто трудится в других областях, но хотят заниматься туризмом, например, быть гидами, то в этом году в числе конкурсантов больше профессионалов, тех, кто уже не один год работает в туриндустрии, имеет опыт реализации интересных проектов, но стремится совершенствоваться и двигаться дальше.
Для менеджера по работе с партнерами компании Satguru Travel & Tours Services RUS LLS Виктора Кармацкого это второй полуфинал. По его словам, полученный ранее опыт участия в полуфинале помог ему сконцентрироваться на главном и распределить свои силы.
– Для меня участие в «Мастерах гостеприимства» — это не только повышение собственной компетентности, личностного и профессионального роста, расширение кругозора, но и нетворкинг, принадлежность к сообществу, понимание того, что ты в некоем клубе, где можешь попросить совета и помощи в любом регионе и городе страны, – отмечает Кармацкий.
Мария Чапаева, менеджер гостиницы «Резиденция» в Переделкино, участвовала в конкурсе впервые.
– Для меня все на конкурсе было сложным – стремительный ритм, высокая нагрузка, промежутки на отдых минимальны, – поделилась она. – Работать в таком режиме непросто. Но меня поддерживали утренние пробежки и тренировки. У нас был тренер по боксу, и мы даже боксировали, я получила огромное удовольствие, это очень заряжало и вдохновляло.
Для начинающих предпринимателей в рамках форума прошла образовательная программа «Мастер-кемп: создание локальных брендов и сувениров». Основатель и РR-директор брендингового агентства ENDY Максим Федоров рассказал участникам, как продвинуть свою идею и превратить ее в доходный бизнес.
– Мы развиваем Дмитровскую лягушку – бренд города, и я хотела получить квалифицированную информацию о том, какие сейчас существуют подходы к его развитию, – объясняет генеральный директор Музея Дмитровской лягушки Юлия Хазова из Московской области. – Хотя я предприниматель с 1997 года, но работаю по наитию, и мне было важно понять, правильно ли все делаю, узнать больше практической информации. Теперь, разрабатывая новую линейку сувенирной продукции, а мы это делаем постоянно, я буду основываться на полученных рекомендациях, опираться на схемы, которые нам дали. Участие в мастер-кемпе помогло мне структурировать мою деятельность, посмотреть на нее с разных сторон.
Когда дважды два было только четыре…
«Чере» в переводе с финно-угорского означает рыба, «по» – гора, «весь» – название племени, жившего на этих землях. Получается, череповесь – племя весь, живущее на рыбной горе. Это одна из версий, финно-угорская, происхождения названия Череповца. По другому предположению, имя городу дали славяне, придя в эти края: «череп» – это возвышенное место, «весь» – поселок, то есть – поселок на возвышенности.
Удачное расположение сыграло важную роль в истории города не один раз. Когда решался вопрос о месте строительства металлургического комбината, именно из-за выгодной транспортной логистики был выбран Череповец. Из города по воде можно выйти в Белое, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря, в начале ХХ века через него прошла железная дорога. В августе 1955 года Череповецкий металлургический завод дал первый чугун, а в мае 1958 года – первую сталь. С историей его создания и развития металлургии – от выплавки метеоритного железа до строительства одной из самых крупных доменных печей «Северянки» – участники бизнес-форума и журналисты познакомились в Музее металлургической промышленности. Для них была организована экскурсионная программа, познакомившая их с историческими и культурными достопримечательностями Череповца и его окрестностей.
Например, с Домом-музеем В. В. Верещагина. Он находится в здании, где в 1842 году родился и некоторое время жил Василий Верещагин, один из самых известных баталистов второй половины XIX века. Художник погиб в 1904 году вместе с адмиралом Степаном Макаровым на броненосце «Петропавловск», когда корабль подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура. Могилы Василия Верещагина нет, его останки лежат под водой. По воле судьбы родовое кладбище Верещагиных в их имении, в Пертовке, в 20 км от Череповца, сейчас также находится под водой – на дне Рыбинского водохранилища.
«Когда дважды два было только четыре, / Я жил в небольшой коммунальной квартире…», – писал в своем стихотворении «Верка, Надька и Любка» Александр Башлачев, поэт-самородок, выдающийся рок-музыкант, певец, один из наиболее известных представителей советского андеграунда. Башлачев родился Череповце в 1960 году. С этим городом связано его детство, юность, начало творчества. Музей Александра Башлачева задуман как аудиовизуальный спектакль. В экспозиции представлены личные вещи, переданные семьей, в частности гитара музыканта.
– Я первый раз в Череповце, – делится наставник проекта «Мастера гостеприимства», маркетолог, основатель агентства Flamingo Project Полина Пушкина. – У него репутация города, куда ехать не надо. Но оказалось, что это приятный и тихий город, зеленый и чистый, с высоким уровнем дружелюбия, прекрасными ресторанами столичного уровня. У Череповца есть флер города, куда можно приехать для промышленного туризма, но это далеко не все, что здесь можно посмотреть. Рядом с городом реки, озера, очень красивая природа. Оказывается, отвалы, образованные из шлаков, – это прекрасное место для гнездования птиц, здесь их очень много, за ними интересно наблюдать. То, что я ожидала от Череповца и то, что получила, – две разные картинки, я рада, что такой опыт был, и с удовольствием еще вернусь в этот город.
Каждый гость – почетный
Конкурсанты и гости форума прослушали лекции в формате TED ведущих специалистов туристической отрасли.
Профессионалы индустрии гостеприимства хорошо знают имя Конрада Хилтона – создателя самой известной сети отелей в мире Hilton, навсегда изменившего гостиничный мир, благодаря внимательному отношению к своим гостям. Система сертификации отелей «пять звезд»; фойе, где можно купить различные мелочи, не выходя из гостиницы; мини-бар в номере; единые стандарты для всех отелей сети, чтобы гости знали, что в любой стране они найдут привычный им сервис – всем этим мы обязаны Конраду Хилтону. Поэтому неслучайно программа бизнес — форума «Прожектор Конрада Хилтона», в которой эксперты в неформальной дискуссии обсудили новости и проблемы индустрии гостеприимства, названа именем знаменитого отельера.
Бренд-шеф ресторана «Scetch», сертифицированный нутрициолог SNA и судья WorldChefs, Ростислав Ващенко и шеф-повар ресторана «Терки» Сергей Голубев поделились своими секретами приготовления мяса на гриле и обсудили гастрономические тренды.
На закрытии бизнес-форума помимо культурно-развлекательной программы были объявлены имена гранд-финалистов. Победителями стали 32 участника из 19 регионов России.
– По окончании форума хочется пожелать его участникам, чтобы их проекты тем или иным образом улучшали жизнь людей, – отметила Полина Пушкина. – На мой взгляд, конкурсантам немного не хватило понимания того, что проекты, представляемые ими, должны быть прикладными, причем, изменять не только индустрию гостеприимства, но и нашу страну. Такие инициативы есть, но хочется, чтобы их было больше. Как эксперт могу сказать, что в этом году организаторы ввели больше испытаний, переведя их в практическую плоскость, изменили форматы интервью и аудита, поставив конкурсантов в условия, максимально приближенные к реальной жизни. Для меня это четвертое мероприятие от «Мастеров гостеприимства» и второй полуфинал, в котором я выступаю в качестве эксперта. Мои впечатления всегда едины – это погружение в атмосферу творчества, увлеченности, любви к стране, когда у всех горят глаза. Это замечательно, что существует такой проект, который объединяет, вдохновляет, вызывает желание путешествовать по России, понимание того, что у нас фантастически прекрасная страна, что у нас очень много красивого, и что самое прекрасное это, конечно, люди.
Следующий полуфинал конкурса состоится в Ханты-Мансийском автономном округе. Гранд-финал пройдет осенью 2024 года и объединит на своей площадке лучших профессионалов индустрии гостеприимства.
Конкурс «Мастера гостеприимства» проходит в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование». Он стартовал в 2019 году. Его цель – раскрытие потенциала профессионалов, формирование новых традиций, повышение стандартов сервиса и престижа профессий в сферах туризма и гостеприимства.
Текст: Марина Круглякова
Фото: пресс-служба проекта «Мастера гостеприимства»