Во Владивостоке прошел бизнес-форум, организованный проектом «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Его главным событием стал полуфинал четвертого сезона главного туристического конкурса страны «Мастера гостеприимства» по направлению «Менеджеры индустрии гостеприимства». Как проходил конкурс и зачем в нем участвовать мы решили узнать у его участников.
Есть ли ген гостеприимства?
Форум «Мастеров гостеприимства» открылся ярким театральным представлением, не оставившим равнодушными конкурсантов и гостей.
– В спектакле показали какой путь проходят работники индустрии гостеприимства. Все, кто работают в этой отрасли, так или иначе сталкивались с такими же трудностями и проблемами, что и герои на сцене, – рассказывает участница конкурса из Новосибирска, директор по развитию туристического агентства «1001 Тур» Яна Ставицкая. – На мой взгляд, некоторые люди рождаются с геном гостеприимства. Те, у кого его нет, уходят из сферы гостеприимства, остаются лишь те, у кого он есть. Нужно иметь определенный характер и уровень эмпатии, желание и способность заботиться о других. Мы любим свое дело и получаем удовлетворение от того, что наш клиент доволен и счастлив.
В столицу Приморья приехали 96 мастеров из 35 регионов России. Заявки подали более 35 000 человек. Сейчас состязаются сильнейшие из них, причем для некоторых мастеров это уже не первое испытание.
Экскурсовод Галина Михель из села Чемал Республики Алтай участвует в «Мастерах гостеприимства» каждый год.
– У нас маленькая республика, – отмечает она. – Мы все друг друга знаем и «варимся в одном котле». На конкурсе есть возможность познакомиться и пообщаться с коллегами из других регионов, узнать новые идеи и тенденции. Здесь чувствуешь, что делаешь огромное и важное дело, и, что ты сам – его часть.
Для Анны Власовой из Самары этот конкурс первый. Она работает в Министерстве туризма Самарской области.
– Когда каждый день выполняешь свои рутинные обязанности, то невольно становишься несколько ограниченным, развивается чувство усталости, появляется эмоциональное выгорание, – объясняет Анна. – Участие в конкурсе, наоборот, расширяет сознание, подпитывает энергией, хочется создавать, творить, воплощать. Чтобы пройти в полуфинал, мы в течение года выполняли различные задания, заставлявшие задуматься, а порой и «свихнуться. Решение многих задач требовало умения посмотреть на проблему или ситуацию с разных сторон.
Максим Милютин из Иркутска также участвует в конкурсе впервые:
– Я руковожу турагентством и рестораном, работаю сам на себя, и мне кажется, что я молодец и профессионал своего дела. Но вдруг я ошибаюсь? Хочу получить независимую, объективную оценку своей компетенции, поэтому я здесь.
Для сотрудника Агентства стратегических инициатив из Москвы Андрея Капалина конкурс – это, в том числе, возможность показать свои проекты:
– Я надеюсь, что представители государственных и коммерческих организаций, выступающие в роли наставников, заинтересуются ими. И, возможно, появятся какие-то коллаборации, союзы, партнерство при реализации различных проектов в социальной сфере.
Обращаясь к участникам форума, заместитель Председателя Правительства Приморского края Николай Стецко отметил:
– Сегодня гостеприимство это не просто сфера услуг, это искусство создавать впечатления. А вы в нем – главные художники, которые с большой любовью, это сразу чувствуется, знакомят других с историческим и культурным наследием нашей страны.
Въездной туризм — Китай
Параллельно с конкурсом стартовала образовательная программа «Мастер-кемп: въездной туризм. Китай» от Академии мастеров гостеприимства. И это неслучайно, ведь Владивосток занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга по числу приезжающих китайских туристов.
20 специалистов из 16 регионов России, отобранных из более чем 300 подавших заявки сотрудников туридустрии, в течение трех дней участвовали в мастер-классах и сессиях, посещали лекции, индивидуальные и групповые практические занятия.
У Лидии Гетман, руководителя ООО «Лидия Тур», посла гостеприимства из Оренбурга, за спиной три конкурса «Мастера гостеприимства», в этом сезоне она стала участником образовательной программы.
– Моя цель – работать с китайскими туристами, привлекать их в Россию и показывать им нашу страну, – говорит Лидия. – Поэтому для меня важно познакомиться с их требованиями, обычаями, предпочтениями, желаниями.
Выездной семинар для участников школы прошел в формате экскурсии по маршруту китайских туристических групп во Владивостоке. Участники мастер-кемпа изучали культуру и особенности поведения, бытовые привычки и гастрономические предпочтения гостей из Поднебесной.
Глава города Владивостока Константин Шестаков провел мастер-класс «Как сделать регион популярным среди туристов из Китая».
На основе полученных знаний слушатели программы составили свои туристические маршруты с учетом требований и предпочтений китайских гостей, просчитали продолжительность и стоимость туров, определили, какие стратегии и инструменты будут наиболее эффективны для успешного продвижения турпродуктов на китайском рынке.
Раз креветка, два креветка…
Мастера приняли участие в открытой деловой программе, которая также была доступна гостям и жителям Приморского края. Основным лейтмотивом программы стала культура в широком смысле слова. Культура путешествий, сервиса, этикета, культура как передача знаний и опыта в смежных отраслях индустрии гостеприимства. В качестве спикеров выступали эксперты, наставники проекта – лидеры индустрии гостеприимства.
Участникам конкурса показали основные местные достопримечательности. Владивосток – самая большая и самая мирная крепость: за 30 лет обороны из нее не было сделано ни одного выстрела по противнику. Город со всех сторон окружен фортами, некоторые из них уходят под землю на несколько этажей. Они были построены в период с 1889 по 1920 год, обеспечивали защиту от нападения только с суши и моря, поэтому потеряли свою актуальность с появлением авиации.
Еще одна достопримечательность – Миллионка – культовый район Владивостока, сохранивший свой исторический облик. В конце XIX – первой половине ХХ века здесь жили китайцы. Квартал славился своими магазинами, базарами, притонами, где укрывались бандиты, воры, фальшивомонетчики и другие криминальные элементы.
Китайцы называют Владивосток Хайшэньвай или Хайшэньвэй, что в переводе означает «Залив трепанга». Трепанги – беспозвоночные животные типа иглокожих, класса голотурий – обладают сильной регенерацией. Если разрезать трепанга на две или три части и выбросить в море, через какое-то время они восстановятся и появятся два или три трепанга. Во Владивостоке работает единственный в мире Музей Трепанга, где представлено множество видов этого невзрачного, но удивительного морского животного, активно используемого в кулинарии и восточной медицине.
В культурно-развлекательной программе «Хлеб да соль» шеф-повар, преподаватель кулинарного направления международной эвент-компании EventyOn, ресторанный консультант, обладатель Бронзовой пальмовой ветви ресторанного бизнеса 2021 Павел Твердый и бренд-шеф панорамного ресторана «Акватория» Максим Можаровский поделились с участниками конкурса секретами приготовления блюд дальневосточной кухни из гребешков, креветок и других морепродуктов.
Богаче на сто друзей
– Мы посетили действующий отель и должны были решить ряд его проблем, – делится руководитель проектов по Москве и Московской области корпорации «Мантера-Групп» Алексей Ручьев. – У нас было всего несколько часов, чтобы провести аудит, пообщаться с управляющим и проанализировать ситуацию. Обычно на это уходит несколько дней. Это была стрессовая ситуация и самая сложная, но интересная задача, и я очень благодарен организаторам, что мы работали не над вымышленными ситуациями из книжки, а решали проблемы уже реально существующего бизнеса.
Мастеров разделили на шесть групп по секторам индустрии. Участники из сектора гостиничного бизнеса, санаторно-курортной деятельности и ресторанного бизнеса провели аудит на предприятиях, задействованных в индустрии гостеприимства. Конкурсанты из государственного сектора участвовали в стратегической сессии с представителями органов власти Приморского края, а участники сектора событийной индустрии разработали рекомендации по созданию профильного продукта для Приморья. Турагенты и туроператоры выдвинули предложения по созданию национального маршрута по запросу Приморского края.
По словам руководителя направления маркетинговых коммуникаций ООО «Мантера-Групп» Яны Лисовой, мастера разработали интересные проекты применительно к Приморскому краю. Они подумали не только о том, как привлечь в регион туристов, но и как подбодрить туристическое сообщество, чтобы его представители «расправили крылья и с гордостью говорили, что работают в сфере гостеприимства».
По результатам испытаний 30 участников из 17 регионов страны вышли в гранд-финал, который состоится осенью этого года.
Конкурсанты поделились своими впечатлениями.
– Участие в конкурсе помогло мне найти самого себя, понять, чем я хочу заниматься в дальнейшем, – рассказал Алексей Ручьев.
– Мне много дали встречи с наставниками, – добавила Яна Ставицкая. – Считаю их очень полезными, особенно закрытые, когда можно свободно задать любые интересующие тебя вопросы.
Эксперт по развитию туристических территорий Дмитрий Плотников отметил разный уровень участников конкурса. Некоторые конкурсанты выдвигали очень хорошие, оригинальные идеи; кто-то направлял свою энергию на устранение второстепенных вопросов, оставляя без внимания решение фундаментальных проблем; кому-то не хватило опыта работы в сфере гостиничной индустрии – в качестве новых и нестандартных идей, они предлагали уже существующие решения. Но низких оценок, по словам Плотникова, он не поставил никому.
Все участники испытаний отметили, что, общаясь со специалистами, лидерами индустрии гостеприимства, они получили неоценимый профессиональный опыт. Это придало им уверенность в своих силах.
– Мне кажется, что самый важный результат конкурса, независимо от того, победил ты или нет, это возможность познакомиться с коллегами, профессионалами, неравнодушными и сильными людьми, которые в разных уголках страны делают жизнь людей качественнее, – поделился Андрей Капалин. – Почти сто человек, в любой момент готовых помочь тебе советом и делом, – это многого стоит.
Следующие полуфиналы состоятся в Вологодской области и Ханты-Мансийском округе.
Конкурс «Мастера гостеприимства» проходит в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование». Он стартовал в 2019 году. Его цель – раскрытие потенциала профессионалов, формирование новых традиций, повышение стандартов сервиса и престижа профессий в сферах туризма и гостеприимства.
Текст: Марина Круглякова
Фото: пресс-служба проекта «Мастера гостеприимства»