В Карелии есть

«Русская Финляндия» удивляет не только летом, когда сюда традиционно едут любители северной природы и активного отдыха. Зимой она не менее живописна, а ее главные туристические объекты без толп туристов открываются с новой стороны.

Автор испытал на себе, как за два дня увидеть главные достопримечательности Карелии, попробовать местные деликатесы и продегустировать напитки, при этом попытаться понять характер жителей приграничного региона.

Как не сфотографировать такую обаятельную вагоновожатую?

 

Экспресс в прошлое

Ранним декабрьским утром мы прибыли на двухэтажном поезде из Москвы в Сортавалу. Ночь в дороге оказалась полна приключений. Нашими попутчицами были четыре девушки, которые ехали отмечать день рождения одной из них: шампанское лилось рекой, потом они достали самодельную лимончеллу… Когда в три часа ночи соседи по вагону устали слушать музыку, пришел начальник поезда и пригрозил высадить всех на ближайшей станции – в Выборге. Эта угроза подействовала, и девушки нехотя пошли спать.

Нам разрешили забраться в кабину машиниста.

В Сортавале нас ждала гид Елена. Она провела небольшую обзорную экскурсию по маленькому городку на Ладожском озере. Его основали шведы в 1632 году. Город, раньше именуемый Сердоболь, долгое время был российским, а в 1918–1940 годы – финским. Сейчас здесь нет никаких предприятий, люди живут в основном туризмом – отсюда ходят суда на Валаам и в нацпарк «Ладожские шхеры». В самом центре стоит памятник в честь карельского рунопевца. Руны – карельские народные эпические песни, которые были записаны финским языковедом Элиасом Лённротом и объединены в книге «Калевала». Ее изучают в школах дети, а мы частенько видели в местных кафе и магазинах. На коленях рунопевца кантеле – струнный щипковый инструмент, под аккомпанемент которого обычно исполнялись руны.

Красавица Диана за стойкой буфета «Рускеальского экспресса».

Затем мы сели на ретропоезд «Рускеальский экспресс» и отправились в горный парк – одну из самых популярных достопримечательностей Карелии.

Поездка была недолгой – чуть больше часа. Нужно сказать, что этот маршрут является флагманским у РЖД. Он настолько популярен, что приносит неплохой доход. Поезда отправляются два раза в день – в 10:05 и 10:50 – и около 17 часов возвращаются обратно. Интерьер вагонов поезда сделан под старину – конец XIX – начало XX века.

В стильном ресторане поезда стоит пианино.

Ресторан на 40 мест – это отдельный аттракцион, где работают симпатичные буфетчицы и официантки, стоит пианино, а меню предлагает хороший ассортимент достаточно вкусных блюд, выпечки и десертов. Билеты в вагон-ресторан, как нам сказали пассажиры, нужно покупать заранее. Мы же сели за свободный столик и всю дорогу провели, наслаждаясь едой и видами из окна. Здесь же продавали сувениры с символикой поезда и продукцию карельских производителей: от мармелада до скатертей.

Топка паровоза с раскаленным углем.

По прибытии на станцию Рускеала машинист паровоза разрешил нам заглянуть в кабину. Поднявшись по крутой лестнице и чудом не измазавшись в саже, мы увидели огромную топку, куда закидывают уголь лопатой, чтобы наш поезд мог ехать.

Прибытие поезда на станцию «Горный парк Рускеала».

 

Парк из мрамора

Горный парк «Рускеала», уже ставший знаменитым туристическим объектом, заработал в 2005 году на месте бывшего мраморного карьера. Здесь еще при Екатерине II начали добывать природный камень для отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Мрамор добывали буровзрывным способом: сначала делали глубокие отверстия в породе, затем забивали в них порох и взрывали. Следы от буров мы сами видели на камнях в Итальянском карьере. Увозили ценный груз с помощью десятков лошадей до берега Ладоги, а оттуда – на кораблях в столицу. Карьер использовался для промышленной добычи вплоть до 1998 года.

На камнях в Итальянском карьере видны следы от буров.

Сейчас огромная чаша в породе мрамора размером 456 на 109 метров оборудована лестницами и тропинками по всему периметру. Внутри нее – вода изумрудного оттенка. Правда, подо льдом мы ее не увидели, зато смогли понаблюдать, как над искусственным водоемом пролетает на троллее, или зип-лайне, заезжий турист. Летом здесь можно прыгнуть с тарзанкой с высоты 20 метров, покататься на лодке, сапе или катамаране и даже погрузиться с аквалангом. Также летом в сопровождении экскурсовода можно отправиться, словно гном, под землю – пройти по лабиринтам мраморных штолен к Большому колонному залу и Подземному озеру. Здесь сделана специальная подсветка, играет завораживающая музыка…

С восходом солнца горный парк преображается, декабрьский снег причудливо лежит на ветках сосен и елей.

Обойдя весь карьер по кругу, мы, немного замерзнув, зашли в сувенирный магазин. Огромный выбор товаров и изделий местных умельцев задержал нас тут надолго. Одни открытки с изображениями гигантских комаров и мухоморов с приглашением посетить Карелию чего стоили! Я их купил и позже отправил всем родственникам. Позабавил и шуточный прайс-лист на дополнительные услуги кассира. Среди длинного списка были: «Снабдить кассира информацией, что видел то же самое за углом, но в 10 раз дешевле, – 2 тысячи рублей». «Спросить: «Почему так дорого?» – 5 тысяч рублей».

В эти шахты, вырубленные в толще породы, раньше спускались рабочие, а сейчас смело идут туристы.

Летом в горном парке проходит музыкальный фестиваль «Рускеала Симфони». А завершает сезон концерт живой музыки «Рояль в каньоне»: петербургский композитор и пианист Павел Андреев играет на рояле, установленном на плавучей платформе прямо посреди озера.

 

Чтоб я так ел!

Пообедав в туристическом комплексе «Времена года», мы отправились на машине в Петрозаводск. Дорога заняла три часа.

Гастрономический спектакль в ресторане «В Карелии есть».

Кстати, столица региона была основана, как и Санкт-Петербург, по указу Петра I в 1703 году. Уже вечером мы оказались на главной площади города – Кирова. Здесь у стен Музыкального театра проходил гастрономический праздник, на котором основные городские заведения угощали жителей своими популярными блюдами. Так, например, шеф-повар ресторана с 17-летней историей «Карельская горница» Денис лично подавал нам хийси – похлебку из лосятины с белыми грибами. Все ингредиенты – мясо лося, грибы, овощи – были местные. Вкус совершенно потрясающий.

Каждое блюдо как произведение гастрономического искусства.

Изображения онежских петроглифов украшают стены ресторана.

– Наш праздник спортивный, гастрономический и музыкальный. В марте прошла спортивная часть – лыжники прошли по льду Ладоги от Петрозаводска до Кижей. Приехало 8–10 тысяч гостей со всей России. Вторая часть, гастромузыкальная, проходит сейчас: здесь много рыбы, мяса, напитков, выступают московские группы, а завтра приезжает солистка группы «Мираж», – рассказал министр экономического развития Республики Карелия Олег Ермолаев.

Четыре вида икры – угадать какой очень непросто.

Завершился праздник мощным фейерверком, а мы отправились в еще одно легендарное заведение Петрозаводска – музей-ресторан «В Карелии есть». В нем проводят целые гастрономические спектакли. Подача блюд сопровождается увлекательным рассказом о том, где добывались продукты, как готовились, какие карельские рецепты и традиции соблюдались поварами заведения. Во время пиршества подавались вяленая и жженная утка, перепел, рубанина из оленины, поморская уха с треской, лососем и ламинарией, лохикейтто – сливочная уха с лососем, рожок с грибной икрой, соленое мороженое с форелевой и ряпушковой икрой, калитка с морошкой, чай из трав.

 

Кижи, или «водяной мох»

Второй день нашего ознакомительного тура по Карелии был посвящен еще одному знаковому месту – Кижам. Ударение, как выяснилось, нужно делать на первом слоге, как у всех слов финно-угорской языковой группы.

Кижи – это остров на Онежском озере, где расположен объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО – Кижский погост. Сюда стремятся попасть и иностранные туристы, ведь деревянные храмы давно стали узнаваемым российским брендом.

Судно на воздушной подушке отвезло на остров Кижи.

Добирались мы на остров на хивусе – судне на воздушной подушке. После обеда в доме радушной хозяйки в селе Великая Губа мы на «Кижуче» отправились с ее мужем по декабрьскому льду на знаменитый погост.

Онего, как называют озеро местные жители, второе по величине в Европе после Ладоги. Глубина достигает 120 метров, а средняя – около 30 метров. На нем насчитывают около 1500 островов, один из которых – Кижи. Название, по мнению ряда ученых, произошло от карельского «кийджи» – «водяной мох». Раньше этот мох использовали как паклю при строительстве домов и лодок.

Древняя лодка в доме крестьянина Ошевнева.

Дорога заняла минут 20–30. Лед местами подтаял, так что во время высадки на берег пришлось немного намочить ноги. Погода резко испортилась. Пошел мокрый снег, поднялся сильный ветер. Наша экскурсия с улицы быстро перекочевала в зимний Покровский храм. Из-за плохой погоды и ограниченного времени мы смогли посетить только его и дом зажиточного крестьянина Ошевнева. Очень большой дом, в котором объединены жилое и хозяйственное помещения, был перевезен на остров из деревни Ошевнево неподалеку.

В церкви Покрова Богородицы содержится большая коллекция икон.

Памятником истории и культуры Кижский погост стал в 1920 году. А официально музей был основан лишь в 1966 году. Сюда начали привозить объекты со всего региона, образовалась как бы Карелия в миниатюре. Например, церковь Воскрешения Лазаря привезли из Муромского монастыря, с другой стороны Онежского озера. Это, возможно, самый древний деревянный храм России.

Великолепная Преображенская церковь открыта только летом.

Весь Кижский комплекс создавался 180 лет – с 1694 по 1874 год. Зимняя девятиглавая церковь Покрова Богородицы была построена в 1694 году. Преображенская церковь 1714 года постройки – самое красивое сооружение – у нее 22 купола. Имена строителей храмов неизвестны. После уже никто не строил на Руси храм, подобный этому по красоте и самобытности. И хотя сам сруб возведен без единого гвоздя, чешуйки главок, лемехи, все же приколачивались. Кстати, лемехи время от времени меняют, и снятые можно купить в качестве сувенира. Стоит, правда, удовольствие недешево. В 2020 году завершилась масштабная реставрация Преображенской церкви. Ее не разбирали полностью, а как бы подвешивали в воздухе, установив металлическую систему внутри помещения. Реставрировали несколько лет ярус за ярусом, в специальном цеху.

Уезжали домой мы на поезде из Петрозаводска. Впечатлений за эти два дня было как за неделю отпуска. Нужно обязательно приехать летом – решили мы, сели в купе и достали из сумок карельский бальзам.

 

ТЕКСТ И ФОТО: АНТОН СЕМЕНОВ

ФОТО: 2GIS.RU

 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest