Светлана ПРУДНИКОВА работает в аэрокосмической отрасли. Но главное увлечение ее жизни – велосипедный туризм. Как специалист по ракетам стала фанатом этого вида спорта и собрала команду единомышленников – в материале Алексея ЕГОРОВА.
Светлана окончила Московский авиационный институт по специальности «проектирование разгонных блоков». Еще будучи студенткой, попала на практику, а затем начала работать на одном из аэрокосмических предприятий подмосковного Королёва. Вышла замуж, родила двух сыновей… Когда старший мальчик подрос, Светлана задумалась над тем, как бы интересно и с пользой проводить с ним время, и купила первые велосипеды.
Из Королёва в Японию
– Это было в 2007 году, – вспоминает Светлана, – начали кататься с Павликом по ближайшему лесопарку. Вечерние прогулки переросли в походы выходного дня, а затем был многодневный коммерческий тур с палаткой по Финляндии. Однажды я увидела анонс о велопрогулке в локальной сети на работе, присоединилась. Так я узнала, что в Королёве есть городской турклуб «Абрис». В 2012 году мы с ребятами из этого клуба съездили в первый спортивный поход, по Черногории, а еще через год, уже вместе с сыном, – по Турции.
Велосипед привлек Светлану тем, что он позволяет лучше узнать регион, по которому путешествуешь. Даже зима этому не препятствие. Меняешь обычную резину на шипованную – и в путь.
– Наш первый зимний поход был по льду Байкала, – делится опытом Светлана, – он начался с гонки «Ледовый шторм». Стоял мороз под тридцать градусов, плюс сильнейший ветер, сдувающий с ног. Но я смогла занять третье место среди женщин в личном зачете.
География походов очень широкая: США, Япония, Марокко, Непал… Расстояния, которые Светлана с товарищами преодолевают на велосипедах, тоже немаленькие: в среднем 600–700 километров за две недели. Более высокая категория сложности достигается за счет сложных перевалов и дорожного покрытия. Маршрут по Тянь-Шаню, в котором ее команда принимала участие, был признан лучшим среди маршрутов пятой категории сложности на чемпионатах России и мира.
С 2020 года, когда впервые закрылись границы, компания Светланы Прудниковой в основном путешествует по России.
– Мне очень понравился Кольский полу-
остров. Мы были сначала на полуострове Рыбачьем, а потом в Хибинах. Дороги там, конечно, не ахти, но зато повезло с погодой. Плюс такого умиротворения, ощущения гармонии с природой, как на Кольском, у меня нигде не было. В Ергаках красота гор сочетается с хорошим асфальтом. А вот в нашем походе по Кавказу асфальта было немного, зато порадовали техничные каменистые дороги, интересные своей сложностью, – рассказывает велосипедистка.
Сухопутные пиявки
Несмотря на потенциально высокую травмоопасность велосипедного туризма, в походах Светланы ничего катастрофического не случалось. Но определенные испытания все-таки были.
– Помню неприятный момент в Марокко, – признается она, – когда перед самым ответственным участком по пустыне Сахаре нам залили в бутылки плохую воду. До оазиса, который находился примерно на середине пути, группа страдала от диареи. А как нас донимали сухопутные пиявки в непальском походе! Пиявки заползали в ботинки и штанины, норовили присосаться к самым интимным местам.
Перед вылетом на Камчатку были опасения насчет медведей. Напрасно: на открытой местности животные издалека замечали приближение группы и сами спешили удалиться.
А на тропинках в густом лесу выручала вувузела – дудка болельщика, издающая громкий и резкий звук. Три или четыре раза группа наблюдала медведей в относительной близости, но обошлось без эксцессов.
Отдельное удовольствие – общение с местными жителями. Например, в Китае Светлане запомнилась неожиданная встреча с буддийским монахом, свободно говорящим на русском языке. Оказалось, в молодости он учился в России. Практически во всех походах у путешественников были спонтанные ночевки в семьях обычных людей. От них всегда узнаешь о стране что-то такое, о чем не напишут в путеводителях.
А иногда ночевать приходилось в самых неподходящих для этого условиях: на крыше заброшенного дома (это было единственное ровное место среди скал), в загоне для скота, на крыльце вокзала, на плавучей пристани, на асфальтовом пятачке шоссе среди снегов, в ледяном гроте на льду Байкала, в кошаре на высоте 4600 метров…
Найти единомышленников
Светлана признается, что ее муж не велосипедист. Он фанат мотоциклов, длительные путешествия не любит, но и не препятствует увлечению жены. В 2018 году Светлана стала мастером спорта, а ее сын Павел, разделяющий страсть к путешествиям, к 24 годам получил первый спортивный разряд.
А вот младший сын больше увлекается творчеством – рисованием и музыкой.
Вместе с напарником Борисом Андреевым Светлана развивает в ставшем родным турклубе «Абрис» велосипедное направление.
– Сейчас у нас уже больше десятка спортсменов, имеющих необходимый опыт, с которыми можно ходить в сложные походы. Мы уже успешно путешествовали по Кавказу, Тянь-Шаню и зимой по Архангельской области. Весной планируем поход по льду Байкала. Жалко, что девчонок в высоких категориях у нас пока мало – кроме меня, только одна.
На работе у меня обычный пятидневный график и месяц отпуска. Иногда беру за свой счет еще две недели к основному отпуску и каждый вечер что-нибудь делаю на компьютере – пишу отчет либо же составляю маршрут, – рассказывает Светлана.
Среди велотуристов турклуба многие работают в космической отрасли. Новые люди в команде появляются благодаря школе велотуризма, которую проводят Светлана вместе с напарником уже более десяти лет. Школа проходит в формате курса теоретических и практических занятий с итоговым выпускным походом. Также клуб регулярно проводит велотуры по Московской области и участвует в разного рода спортивных мероприятиях.
ФОТО: СВЕТЛАНА ПРУДНИКОВ / СЕРГЕЙ ДУБРОВСКИЙ / ДМИТРИЙ НАУМОВ