Путешествие по российским рекам полно особого очарования. Мирное течение воды, неброская красота провинциальной России – прекрасная, трогательная и беззащитная. Каждый город – настоящая кладовая: чуть прикоснулся – и такой дождь исторических самоцветов просыплется – только открывай пошире глаза и уши. Ну а еще в путешествии по воде время растягивается, замедляет ход событий. Ты становишься спокойнее и добрее, добрее, добрее… «Плюс к тому на теплоходах тебя постоянно чем-нибудь развлекают – то дискотека, то маскарад, то кино, то спектакль». Примерно такими словами из текстов рекламных буклетов в коктейле с собственными впечатлениями завлекали меня друзья в круиз по Волге – «отдохнуть от всего».
Если все надоест – буду спать и читать
Пришлось охладить пыл друзей – ну не фанат я круизного туризма, равнодушна к анимации и даже к «Великой Русской Реке», хотя в разное время с удовольствием отдыхала на волжских берегах. Единственный «корпоративный» короткий круиз остался в памяти лишь усталостью от сверхактивной жизни на теплоходе, разбавленной пустыми «задушевными» беседами и невнятными экскурсиями.
Но вот парадокс – чем больше я отнекивалась, тем более убедительно некто внутри представлял плюсы такой поездки: десять свободных дней на свежем воздухе, просторная светлая каюта, да когда еще без суеты с друзьями пообщаешься? «В конце концов, если все надоест – буду спать и читать», – согласилась я наконец со своим внутренним альтер эго и отправилась в довольно распространенный волжский круиз «Москва – Санкт-Петербург – Москва».
Скажу сразу. Нарисованные в моем воображении скучные картинки – однообразные прибрежные виды, покрытые пылью сонные провинциальные российские города, навязчивые и безвкусные развлекательные программы и потертый временем теплоход – быстро улетучились. Их место занял целый букет новых впечатлений, неожиданных открытий и воспоминаний. Мне стало понятно, почему мои друзья так настойчиво уговаривали присоединиться к ним. Круиз складывается из целого калейдоскопа совершенно разных путешествий, и каждое – словно маленькая жизнь. При этом не устаешь от дороги и не пакуешь каждый раз чемоданы, а просто возвращаешься в свой гостеприимный плавучий дом, где тебе по-настоящему рады.
Кроме того, я слабо представляла себе, что такое современный теплоход. Сегодня по Волге курсируют суда, которые после полной модернизации превратились в плавучие современные мини-курорты. Уютные каюты разного класса – каждая, разумеется, со всеми удобствами, – бары, рестораны, музыкальные салоны, детские комнаты, открытые солнечные палубы. На некоторых судах можно найти и тренажерный зал, и полноценный кинозал, и СПА-салон с целым списком услуг. Наш круиз оказался вдобавок с историческим уклоном, так что по вечерам кроме музыкальных программ можно было посмотреть фильмы о местах, которые предстояло посетить. В общем, выяснилось, что я большая поклонница речных круизов.
Из первых уст
Речная навигация-2013: доверяй, но проверяй
В этом году навигация по внутренним водным путям России открылась позже обычного. 1 апреля первые речные суда совершили рейсы по рекам юга страны – Азову и Дону, а также на Нижней Волге.
По словам заместителя руководителя Росморречфлота Юрия Костина, с 2012 г. наблюдается спад пассажирских перевозок по внутренним путям России на 3,9%. Люди в меньшей степени стали доверять речному транспорту. Это привело к жесткому контролю за состоянием речных судов и судовладельцами.
После принятия поправок в законодательство, ужесточающих контроль за состоянием речных судов и судовладельцами, увеличилось количество плановых проверок водного транспорта, прежде всего находящегося в частных руках. С начала навигации 2013 г. проведено 112 инспекций судов, в результате которых 5 судов были задержаны.
Напомним, что с 30 августа 2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 131, который внес изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта. Введена система государственного портового контроля, при которой суда, в зависимости от оценки риска нарушений, проверяются капитаном бассейна внутренних водных путей или его инспекцией.
Предметом проверки является техническое состояние судна, его корпуса, конструкций, машин и механизмов, а также соответствие квалификации и состава экипажа судна обязательным требованиям. К судну, не исполняющему обязательные требования, применяются меры административного характера – вплоть до задержания (запрета дальнейшей эксплуатации) – до устранения выявленных нарушений.
От Москвы до Питера – с остановками в русской истории
Маршрут между двумя российскими столицами традиционно самый популярный и у москвичей, и у питерцев. Остановки в древних русских городах: Горицы, Кижи, Валаам. А самая первая – в древнем Угличе, основанном, как утверждают летописцы, аж в 937 г.
Углич: кровь царевича и Музей водки
Здесь много чего есть посмотреть – и практически все на одном пятачке бывшего Угличского кремля: палаты царевича Димитрия (1482) и церковь Св. Димитрия на Крови (1692), Спасо-Преображенский собор (1713), колокольня (1730). Радует, что здания сохранили свой исторический облик, никаких «лубочных» новоделов. Конечно, в этом городе на тебя «наваливается» старая русская тайна смерти царевича Димитрия – последнего царственного Рюриковича – со всеми ее «за» и «против».
Кстати, экскурсоводы в наших малых городах просто уникальные. Эти люди не просто рассказывают – живут в своих рассказах. Уже давно закончилось время, отведенное для экскурсии, равнодушные к историческим загадкам незаметно отправились в Музей водки, а наша седовласая экскурсовод Екатерина Васильевна увлеченно выуживала все новые подробности многострадальной российской истории. В Угличе, впрочем, и помимо кремля есть еще много интересных мест. Например, бывший мужской Алексеевский монастырь, основанный в 1371 г., или же Воскресенский монастырь, сооруженный в 1674–1677 гг. В городе уцелели совершенно прекрасные образцы деревянного и каменного зодчества XVIII в. в стиле классицизма – дома Меховых, Казимировых, Серебренников, «Зимин двор», щедро украшенный резьбой и наличниками, керамикой и изразцами.
Горицы и Ферапонтово: монастырь в озере и чудо Дионисия
Одна из самых запоминающихся стоянок оказалась в Горицах – пристани на реке Шексне, неподалеку от ее впадения в озеро Белое. Места здесь заповедные и намоленные. Просто невозможно оторвать взгляд от белоснежных стен горицкого Воскресенского женского монастыря, величественно отраженного в тихой глади озера. На территории монастыря заслуживает внимания уникальная кубическая церковь Воскресения (1544). В 1974 г. горицкий монастырь закреплен за Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным заповедником, куда мы отправились на автобусе. Это всего пять километров. А вот в Ферапонтово привозят туристов далеко не с каждого экскурсионного теплохода, хотя всего-то 15 километров от причала. Жаль! Мне довелось там позже побывать. Монастырь знаменит тем, что наружную роспись и фрески внутри храма Ферапонтова монастыря выполнил в конце XV в. знаменитый московский иконописец Дионисий – продолжатель традиций Андрея Рублева. Это единственный храм в России, где полностью сохранились его росписи. Общая площадь фресок – 600 квадратных метров!
Сам Валаам
Теплоход уходит на север, и чем мягче и спокойнее становятся краски прибрежных пейзажей, тем больше вибраций души вызывает их сдержанная красота. Валаам – крупнейший остров Валаамского архипелага. На протяжении веков единственным хозяином здесь был монастырь. Возводились церкви, часовни, скиты, прокладывались дороги, соединялись мостами острова, рылись каналы. Высокие скалистые берега острова не раз служили защитой всей земли русской. Интересно, что при строительстве монахи не вырубали лес, а использовали для своих нужд только деревья, поваленные ветром, поэтому остров покрыт девственной тайгой. Можно встретить деревья, возраст которых превышает 300 лет. Конечно, уединенным остров сегодня назвать сложно, особенно в сезон. Посетить архитектурный комплекс – древний Валаамский монастырь – стремятся многие. Но странное дело: я не замечала потока туристов вокруг, погрузившись в собственные мысли, как будто бродила по обители одна. Поистине это место обладает особой жизнеутверждающей энергетикой. Главный собор монастыря – Свято-Преображенский Валаамский, полностью перестроенный в XIX в. Сегодня активно возрождается знаменитое валаамское церковное пение, и его можно услышать в соборе. К сожалению, в этот день песнопений не было, но я купила диск с записью хора братии Валаамского монастыря.
Обратно в Первопрестольную
В Санкт-Петербург теплоход приходит на шестой день. Туристам предлагают экскурсионную программу по городу и поездку в Петергоф. Ну а поутру – гудок, с кнехтов снимают швартовы, выбирают якоря – и в обратный, не менее интересный путь.
Деревянная поэма Кижей
Обратный путь в Москву у меня прошел под девизом «встреча с прошлым». Еще студенткой первого курса я ездила в музей-заповедник «Кижи». Несмотря на то что меня в то время больше интересовали молодые люди, чем чудеса деревянного зодчества, в памяти застряла картинка: на фоне лазурного неба стоят, отражаясь в бирюзовой воде, прекрасные 22-главая Преображенская (1714) и 10-главая Покровская церкви (1764), а между ними колокольня (1874). Что же это были за чудо-мастера, которые сумели без единого гвоздя создать такую красоту! По преданию, мастер Нестор – тот, что строил Преображенскую церковь, – закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал, что «не было и не будет такой». Что правда, то правда!
Мышкин
Остановка в Мышкине, небольшом городке Ярославской области, тоже стала ностальгической. Впервые я побывала здесь в далеком 1981-м. Кроме заброшенного Музея сельскохозяйственных орудий ничего примечательного в городе не было. Сегодня Мышкин, основанный в конце XV в. каменщиком Мышкиным, – уникальное явление в российской туриндустрии. Не обладая особыми архитектурными достопримечательностями, он тем не менее сумел стать круизным центром – ни один маршрут не проходит мимо Мышкина. А все благодаря пресловутой мышке, удачно превращенной в городской бренд. Она, хвостатая, тут повсюду: на городском гербе, на вывесках в сувенирных магазинах. Для нее даже создали отдельный музей, а за ним и другие музеи, рассказывающие о жизни русской провинции: музеи валенок, льна, ремесел, Дом мукомола. Здесь не занудно рассказывают, а все наглядно показывают и дают пробовать: как прясть, валять валенки, из зерна производить муку, лепить из глины горшок. И, конечно, все привозят отсюда маленькую вязаную мышку, которая, по авторитетным заверениям мышкинцев, приносит удачу.
Андрей Смолин, директор по внутреннему туризму круизной компании «ВодоходЪ»
Судоходная компания «ВодоходЪ» – это крупнейший российский туроператор в сфере речных круизов, в управлении которого находятся 26 четырехпалубных теплоходов и 18 единиц прогулочного и скоростного флота. «ВодоходЪ» является туроператором полного цикла, т. е. объединяет под своим управлением все звенья цепочки обслуживания – перевозку, питание, экскурсионное обслуживание, развлекательные программы, подготовку персонала.
Любители речных круизов – это и активные пенсионеры, и отдыхающие с детьми, и молодежные компании. Из всего многообразия маршрутов с разными направлениями и продолжительностью каждый найдет для себя подходящий круиз. Для семей с детьми круиз очень удобный вид отдыха, позволяющий посетить несколько городов в рамках одного путешествия без утомительных переездов, кроме того, на каждом теплоходе проводится специальная программа мероприятий для детей и подростков, имеется воспитатель, предлагается детское меню. Среди людей в возрасте речные круизы также пользуются популярностью – во многом за счет оздоровительного эффекта круизного путешествия: свежий речной воздух, пешеходные прогулки, диетическое питание на борту, оздоровительная гимнастика, набор медицинских услуг, предоставляемых на теплоходах-пансионатах и теплоходе-санатории «М. Фрунзе», делает такой отдых не только интересным, но и полезным. Что касается более молодой категории путешественников, которых привлекает романтика речной поездки и возможность отдохнуть в хорошей компании, то для них предлагаются развлекательные и анимационные мероприятия, тематические программы на борту с интерактивными развлечениями, ночные дискотеки и пикники на берегу.