Горные лыжи — один из самых популярных видов зимнего спорта и отдыха. Россия сегодня вырывается в лидеры этой сферы туризма: курортов много, сезон катания длинный, местные пейзажи радуют глаз, уровень сервиса растет ежегодно. Остается один из главных вопросов – обеспечение курорта качественной инфраструктурой, с учетом изменений структуры российского рынка подъемного оборудования.
Снег, солнце, скорость! Три ключевых слова на букву «с» — буквально лозунг для любителей горнолыжного спорта. Удовольствия от катания на склонах можно будет получать вплоть до мая: с учетом разного климата на курортах России, наш сезон довольно растянут, что только в плюс.
При этом в нынешнем сезоне отмечается прирост турпотока горнолыжников — от 5 до 25 процентов. Такие итоги уже подвели в Ассоциации туроператоров России. При этом в России около 150 мест, где можно кататься, напоминает вице-премьер АТОР Сергей Ромашкин: «Горнолыжники – самые самостоятельные туристы, хорошо знающие свои места катания. Да и сами горнолыжные курорты уже много лет выстраивают работу с туристами напрямую».
В лидеры продаж вырвался курорт Шерегеш, куда поток лыжников возрос на 30 процентов. Среди популярных курортов, куда растет приток туристов, туроператоры выделяют также кластер «Красная поляна», курорты Северного Кавказа (Архыз, Приэльбрусье, Домбай), курорты «Солнечная долина» и «Завьялиха» в Челябинской области, на Алтае и Сибири – курорты «Белокуриха», курорт Сбербанка «Манжерок», гора Соболиная в Байкальске, а на Сахалине это курорт «Горный Воздух».
Но сегодня российские курорты выстреливают успешно не только благодаря климату или длинному сезону. Важна и сервисная составляющая, качество инфраструктуры.
ЧП на курортах: что влияет на безопасность туристов?
При этом всем известно, что горнолыжный спорт травмоопасен. Речь не только о природных опасностях (например, о сходах лавин или снегопадах). Крайне важно сегодня обеспечить безопасность технологическую. Скажем, в минувшем году как раз на Шерегеше Ростехнадзор приостановил эксплуатацию одной из канатных дорог, оказалось, что она действовала незаконно – а ведь это чревато тем, что такое оборудование может не пройти проверку технической безопасности. Это – риски для жизни туристов.
Курорты в целом должны больше заботиться о защите здоровья и жизни своих клиентов, именно с точки зрения обеспечения идеальной работы всего оборудования и безопасности трасс. В том же 2023 году трагический случай произошел на курорте «Танай» в Кемеровской области: горнолыжник погиб, налетев на полном ходу на снежную пушку – конструкция не была ограждена, лишь прикрыта тонкими матами.
Важно обеспечить безопасность самого сервиса, чтобы турист был уверен, что его здоровью ничего не угрожает. В этом сезоне уже имеются свежие примеры ЧП на курортах. Недавно в Подмосковье на курорте «Степаново» на одной из трасс сорвало подъемник, несколько лыжников сорвались с высоты из-за резкой остановки канатной дороги, получили травмы, других снимали несколько часов. А на днях в Красной Поляне столкнулось несколько кабинок канатки. «В виду обильных осадков, продолжающихся на Красной Поляне второй день, на одной из приводных станций канатных дорог произошло проскальзывание нескольких гондол на конвейере», — поясняли причину в пресс-службе курорта.
Но эти ситуации пока под контролем. Однако курорты не смогут обеспечивать бесперебойную работу новых канатных дорог в случае, если они изначально будут невысокого качества.
Движение по инерции?
Для создания качественной горнолыжной трассы нужно грамотное планирование (этим занимаются инженеры-дизайнеры, учитывая климат и ландшафт), готовится местность (очистка от деревьев и камней), формируется сама трасса, ее рельеф, перепады, поверхность и сам снежный покров (это уже вопрос техники – необходимы катки, снегоходы, трамбовочные машины, для обслуживания понадобятся также ратраки и снегоуборочные машины). Наконец, один из важнейших этапов – оборудование трассы: необходимо установить подъемники. Часто оказывается, что это самый ответственный этап, ведь подъемное оборудование – это потенциально опасное средство передвижения, здесь важно соблюдать все правила безопасности, собственно, начиная еще с проектирования и производства канатной дороги. Горнолыжный спорт травматичен, и оборудование должно обеспечить максимальную защиту здоровья туристов и спортсменов.
Ситуация в горнолыжке с точки зрения оборудования проста: европейские бренды канаток ушли из России, и, хотя их подъемники пока по-прежнему эксплуатируется, все равно встает вопрос, как менять экономику в этой сфере – как и в целом в стране. Что придет на замену. Например, генеральный директор группы «Мантера» Вадим Трукшин считает, что отечественная промышленность готова достойно встретить эти вызовы времени: «Мы изучили потенциал наших производителей и понимаем, что их доля вырастет на 25 процентов в течение 7 лет. Это значит, что в новых горнолыжных проектах будут уже максимально задействованы российские технологии и решения». При этом Вадим Трукшин отмечает и важность параллельного и приоритетного импорта, чтобы обеспечить поставки необходимых импортных компонентов для уже эксплуатируемых европейских канатных дорог. Группа «Мантера» выбрала для своего курорта «Архыз» вариант российского оборудования: здесь канатку будет возводить компания «Руслет». Отечественным производителям подъемников пора наращивать и совершенствовать технологии.
Есть вариант также посмотреть на азиатский рынок оборудования для курортов – те же ратраки, канатные дороги, обслуживающее оборудование. Но дальше уже вступают в дело законы здоровой конкуренции. В данном случае главным должен быть не параметр «цена-качество», а надежность, ведь оборудование курортов напрямую связано с обеспечением безопасности для людей.
Сейчас курорты пока работают на том оборудовании, которое осталось от европейских производителей, еще все движется по инерции, объясняет Сергей Миронов, руководитель горнолыжного курорта «Хвалынский» в Саратовской области. Но что-то уже и достраивается, а значит, в какой-то момент понадобится новое оборудование.
«В целом канатные дороги на наших курортах работают, пока проблем нет. Но общие сложности уже видны на горизонте. Например, нет самого простого – лыж, не осталось в России заводов западных брендов лыж. Еще пока завозят лыжи бренда HEAD, а что касается других марок – люди покупают или то, что еще осталось в продаже, или смотрят на варианты б/у. Возможно, будет налажен параллельный импорт, посмотрим. Но это лыжи. А канатная дорога – это очень серьезный агрегат. Это не просто железка, это целый машинный комплекс. Кстати, 60-70 процентов железа для канатных подъемников делали на наших заводах, но сейчас у нас нет этих технологий, мы привыкли все покупать за границей. Надо развивать свое. В принципе, запчасти для подъемников наши заводы уже научились делать», – говорит Сергей Миронов.
Эксперт замечает, что даже контрольное оборудование нужно свое, а обычно используется зарубежное:
«Скажем, чтобы проверить качество каната, используется аппаратура УЗИ. Эта процедура делается каждый год: канат проверяется тщательно на предмет внутренних разрывов. Есть определенные нормы, при превышении которых эксплуатация дороги может быть приостановлена. Та же история с канатами лифтов, их тоже проверяют. Это важно, это вопрос человеческой жизни. Но сама проверяющая аппаратура тоже где-то производится, и с ее поставками тоже могут быть проблемы. Важно развивать импортозамещение и в этом секторе».
Также, поясняет Сергей Миронов, все курорты, особенно мелкие, заинтересованы, чтобы хотя бы запчасти у нас начали производить должного качества. А пока приходится покупать запчасти-оригиналы, через параллельный импорт, или качественные аналоги. «А ведь разные комплектующие канаток, или, допустим, колеса ратраков, прочие расходные материалы, которые ломаются, не составляет труда делать в России. Но на все нужна воля», – рассуждает эксперт.
Есть вариант, что курорты будут рассматривать и китайское оборудование. Но тут есть свои нюансы. «Россия для Китая – маленький рынок с точки зрения канаток, – замечает Сергей Миронов. – При этом есть вопрос к такому оборудованию – не только даже с точки зрения запчастей, а в отношении программного обеспечения».
Возможно, российская горнолыжка для Китая, действительно, не стратегически важная цель. У них есть возможность развернуться и у себя: например, основной государственный китайский производитель канаток BMHRI обеспечивает 50 процентов собственного китайского рынка горнолыжных курортов. При этом остальные сегменты горнолыжного отдыха в Китае закрыты подъемниками европейских производителей, и, можем предположить, таким китайским курортам повезло больше, потому что качество «родных» канаток пока не на высоте, у тех же BMHRI случались аварии, а значит, еще есть над чем работать. Также Китаю, видимо, интереснее обеспечивать производство заказов той же Европы. В этом ключе тратить усилия на покрытие российской потребности в подъемниках для Китая может быть нерентабельным.
Россия встанет перед необходимостью справляться с вызовами времени самостоятельно
И все же Китай смело захватывает мировые рынки, а Россия удобна – рядом, и есть куда направить усилия, ведь у России есть потребность в различной продукции, в том числе и в сфере машиностроения, промышленности. Но дальше многое будет зависеть, действительно, от воли российской стороны.
Горнолыжный спорт и отдых востребованы в России, и наши курорты могут конкурировать с зарубежными, но нужно развитие.
«Актуален вопрос обеспеченности курортов соответствующими оборудованием, техникой, инвентарем. Нам необходимо сформировать общую потребность в разрезе каждого курорта по годам с учетом возможностей отечественной промышленности. Важно синхронизировать работу всех ведомств, предприятий, бизнеса и инвесторов по организации производства и спроса на эти товары, а также предусмотреть эффективные меры государственной поддержки», – отмечал заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Чтобы развивать отечественное производство такого оборудования, очень важна поддержка государства, считает Сергей Миронов: «Конечно, нужно субсидирование этой сферы промышленности, чтобы стимулировать российских производителей. Здесь действительно нужны большие вложения. Пока горнолыжная отрасль обходится тем, что есть, справляется, потом будут пытаться искать возможности что-то привезти. Но когда приспичит жестко, тогда, видимо, начнем делать канатки сами. Нужно готовить специалистов, инженеров. Но в целом, я верю, что при желании это сделать возможно».
Текст: Николай Смирнов