На востоке нашей страны, на стыке двух океанов – северного ледовитого и тихого, уже десять лет существует национальный парк «Берингия». Добираться сюда долго и дорого, но, как свидетельствуют туристы, оно того стоит.
В августе по территории «Берингии» провела тур инструктор «Клуба приключений» Анна Васильева. После возвращения на материк Анна рассказала о том, как туда добраться, и о туристических фишках чукотского маршрута.
Билет в Анадырь
Анна из Санкт-Петербурга, в туриндустрию пришла из айти-сферы.
– С подросткового возраста в моей жизни были походы, – рассказывает она, – но переломным стал сплав на катамаранах по реке Кутсайоки на Кольском полуострове. До этого я всегда выбиралась на природу с друзьями, а тут никто не собрался, и я записалась в коммерческий тур. В походе я открыла для себя, что туризм может быть профессией, в сравнении с которой моя тогдашняя работа выглядела рутинной и скучной.
Анна Васильева постепенно стала водить группы туристов, в основном на Севере – от Карелии, до которой из Питера всего три часа на машине, до плато Путорана. Интерес к Чукотке у Анны появился случайно.
– Я пролистывала ленту во «ВКонтакте», – вспоминает девушка, – и наткнулась на пост о субсидированных билетах из Москвы в Анадырь и обратно за 20 тысяч рублей. Начала смотреть, где Анадырь находится, что там есть рядом интересного, и так нашла страничку национального парка «Берингия».
«Берингия» по площади более 1,8 миллиона гектаров. Здесь самая высокая в Российской Арктике концентрация краснокнижных видов, а главное – сюда относительно несложно добраться из чукотской столицы.
– Я собрала группу из шести человек, и седьмого августа мы оказались в Анадыре, – рассказывает Анна. – На следующий день мы вылетели в ближайший к «Берингии» поселок Провидения. Обратный рейс по непонятной причине перенесли на полдня, что по местным представлениям даже не считается задержкой.
Чукотские термы
В поселке Провидения группа закупилась продуктами и выдвинулась на вездеходе в бухту Румилет. Отсюда начался их байдарочный поход по «Берингии». Маршрут корректировался на месте, исходя из погоды и пожеланий участников. Группа посетила остров Итыгран, известный тем, что здесь находится древнее эскимосское святилище, так называемая Китовая аллея, и остров Аракамчечен. Затем сделала остановку в заливе Гильмимыль и, дойдя до бухты Пэнкигнгэй, повернула в обратную сторону. Всего за тринадцать дней похода на веслах было преодолено 165 километров.
Свои туры организует и нацпарк, но они другого формата.
– Один из кордонов «Берингии», – объясняет Анна, – находится в заливе Гильмимыль. Там стоят домики для туристов, до которых можно добраться на трэколах (разновидность внедорожника) от Провидения. У нацпарка есть моторные лодки. На них туристов возят ровно к тем же самым локациям, что посетили мы. Только у них на это уходит вдвое меньше времени, мы же каждую точку на маршруте, можно сказать, проживаем. Ну и ночевали мы не в домиках, а в палатках.
Замдиректора нацпарка по экологическому просвещению и туризму Максим Антипин называет «Берингию» Землей Санникова. В смысле сходства курируемой им территории с той, что показана в одноименном советском фильме 1973 года. И хотя фильм снимали в Долине гейзеров на Камчатке, в «Берингии» тоже большая концентрация термальных источников. Самые доступные для посетителей нацпарка находятся в заливе Гильмимыль.
– К источникам в заливе Гильмимыль проложена тропинка, – делится впечатлениями Анна, – ванна с горячей водой отделана деревом, а на информационных щитах подробно написано, как образовалось это чудо природы и какие растения есть рядом. Из-за теплой воды здесь совсем другая флора, чем в остальной тундре. В середине похода, когда все порядком устали, источники показались нам раем на Земле.
На байдарке за китом
В нацпарке гарантируют, что каждый посетитель увидит китов.
– Киты действительно обычное явление в тех краях, – говорит Анна, – мы их тоже наблюдали. Работаешь веслом, вдруг вдалеке фонтан и ты слышишь, как киты дышат. Слышимость в Беринговом море вообще потрясающая, там же людей почти нет. Несколько раз кит поднимал-опускал хвост метрах в десяти от байдарки. Но, конечно, у туристов «Берингии» преимущество, поскольку они, если видят стаю китов, прямо к ней едут. Мы на байдарках не столь оперативны.
Однажды группа заходила в бухту на ночевку, когда из воды всплыло небольшое стадо моржей. Животные увидели людей и нырнули обратно в пучину. А потом мирно соседствовали с туристами и даже разрешали себя фотографировать. А вот поведение местного бурого медведя иначе как бесцеремонным не назовешь.
– Он шел по тундре вдоль реки, – вспоминает Анна, – наслаждался жизнью и… пришел в наш лагерь. В этот момент Максим Антипин с кордона прислал квадрокоптер с подсветкой, который и обратил мишку в бегство.
А еще «Берингия» знаменита своими птичьими базарами. На скалистых берегах нацпарка в сезон гнездятся яркие топорки и ипатки, нарядные кайры, чистики, чайки, белоклювая гагара, лопатня… В общей сложности 157 видов, 23 из которых включены в Красную книгу России. Не привыкшие к человеку птицы подпускают к себе на довольно близкое расстояние. Надо только запастись терпением и приближаться постепенно.
В гости к зверобоям
Августовский поход был для Анны разведывательным. Без учета стоимости билетов до Анадыря и обратно он обошелся участникам в 170 тысяч рублей.
В эту цену входит аренда снаряжения (байдарки, спасжилеты, палатки и т.п.), трансферы на внедорожном транспорте, проживание в гостиницах, трехразовое питание и услуги гидов. Обновленный маршрут значительно подорожает и будет включать посещение поселка Новое Чаплино, в котором живут эскимосы-зверобои.
В этот раз, признается Анна, за три недели пребывания на Чукотке они коренного населения почти не видели. Исключением было разве что посещение пригорода Анадыря Тавайваама.
– Местные жители на лето ставят там яранги, – рассказывает собеседница, – ловят рыбу, тут же готовят ее. Туристов принимают как гостей. Сувениров не продают, денег не берут, а при этом охотно рассказывают о жизни на Чукотке и могут бесплатно накормить.
Увидеть прародителей человека
По мнению Анны, Чукотка – это страна диких животных. Если вам хочется увидеть все северные виды в одном месте, то вам сюда. Согласны с ней и другие участники похода.
– Чукотка – это то место, где ощущаешь себя вне времени. Не могу вспомнить ни одного похода, где я бы встретил кита и медведя, росомаху и касатку, моржей и евражек, ипаток, топорков и журавлей. Растительность тундры богата и разнообразна, просто маленькая в размерах. Например, карликовые березы и ивы могут быть ростом ниже грибов, – вспоминает участник тура Игорь Шамрай.
– Открытием для меня была Китовая аллея на острове Итыгран. Выглядит она как дорога в полкилометра, вдоль которой возвышаются пятиметровые челюстные кости гренландских китов. Если встать к аллее спиной и посмотреть в сторону пролива между Итыграном и соседним островом Аракамчечен, то можно увидеть живых китов, услышать их дыхание. В этот момент возникает ощущение близости с китами, почти родственной связи. Не случайно в мифологии чукчей и эскимосов киты считаются прародителями человека.
Стоимость тура на первый взгляд кажется высокой. Однако, если попробовать составить смету похода без учета услуг гидов, то получится примерно такая же цена. Ведь вместе с гидами с нами на Чукотку прилетело снаряжение, а еще группой дешевле нанять транспорт и снять гостиницу.
Лучше, чем в Норвегии
Еще на Чукотке очень нравится фотографам. Здесь представлено огромное количество ландшафтов – арктические пустыни, тундра, тайга, горы… А так как погода часто меняется, есть возможность снимать все это великолепие при разном освещении. Гид и профессиональный фотограф Андрей Пашкевич признался, что на Чукотке красивее, чем на Лофотенских островах.
– Мы шли и по волне, и по ветру, и сквозь густой туман, не видя берегов. Шли к неизвестному, новому. Это всегда интересно – побыть немного первооткрывателями. Я часто бывал на противоположной стороне материка – в Норвегии. Там тоже красиво, но с Чукоткой не сравнится. В Норвегии красивые горы, но дикой природы мало, везде живут люди, везде построены дома. Тут же на сотни километров никого. Только дикая природа в первозданном виде, – делится впечатлениями Андрей Пашкевич.
– В «Берингии» потрясающие разно-цветные горы. Тундра покрывает их словно ковром. Выглядит она скромно, но зато как красиво! Цветы, рододендроны, карликовые деревья, мхи и лишайники… Камни в местных горах всех цветов радуги. А как же приятно окунуться в горячую воду источников после холодного моря!
Главный минус – в «Берингии» не хватает сервиса. Парк организует небольшое количество экскурсий и туров, перевозит туристов на моторных лодках, но возможности его скромны, и у них все забронировано уже за год. Да и добраться до Провидения очень непросто. «Чукотавиа» летает туда нечасто, и вместимость самолета Ан-24 небольшая. Купить билеты было сложно, пришлось просить помощи у местных. Аналогично с трансфером от Провидения.
Этот регион может быть очень перспективным для туризма, если там обеспечить базовые потребности организаторов путешествий. Нам необходимо иметь возможность добраться до парка и привезти туда группы людей. Нужно больше рейсов самолетов. Также мы могли бы пользоваться водным транспортом парка и оборудованными кемпингами, которых пока нет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ\МАКСИМ АНТИПИН,
замдиректора нацпарка “Берингия” по экологическому просвещению и туризму:
Национальный парк включает пять участков: «Колючинский», «Чегитунский», «Дежневский», «Мечигменский» и «Провиденский». У каждого своя особенность. Здесь можно увидеть горбатого и серого китов. На острове Ратманова огромный птичий базар – около 3 миллионов особей. Недалеко от бухты Провидения в проливе Сенявина находятся большие скопления нерп. На острове Итыгран есть Китовая аллея, которую эксимосы выстроили примерно в
XV веке. Там же есть остатки их старых поселений. Вы можете увидеть фьорды, не менее живописные, чем в Норвегии, их протяженность – 34 километра. Из гастрономических изысков можно попробовать моржа, нерпу, северного оленя. Стоимость тура – около 200 тысяч рублей с перелетом. В пиковый туристический сезон, в августе, мест не хватает. Также есть определенные ограничения по количеству авиарейсов. При их увеличении будем строить еще домики для приема туристов.
ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ
ФОТО: АННА ВАСИЛЬЕВА / АНДРЕЙ ПАШКЕВИЧ / RUSSIADISCOVERY.RU