Специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова отреставрируют фрески Свято-Троицкого Макарьева монастыря, сообщает пресс-служба правительства Тверской области.
«8 уникальных фресок, снятых в прошлом веке со стен собора Свято-Троицкого Макарьева монастыря, будут отреставрированы и затем пополнят новую экспозицию Калязинского краеведческого музея им. И.Ф.Никольского. 25 октября объекты доставлены в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова для проведения реставрационных работ», — говорится в сообщении.
Фрески будут восстанавливать силами студентов-дипломников и преподавателей академии. Большой вклад в подготовку к реализации проекта внесла искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Первой будет реставрироваться фреска «Макарий Калязинский» (1654 г.). Планируется, что она вернется на тверскую землю в следующем году.
Фрески из собрания Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского, филиала Тверского объединенного музея являются уникальными памятниками XVII века. «Девы со свечами», «Макарий Калязинский», «Кентавры» и другие — история их перемещения из Свято-Троицкого Макарьева монастыря в Калязине началась более 85 лет назад.
Макарьев монастырь был закрыт в 1920 году. На его территории Иван Федорович Никольский организовал Калязинский краеведческий музей, что позволило сохранить мощи св. Макария, шитые покровы с его раки, монастырские ценности, рукописные, старопечатные книги и другие реликвии.
В связи с решением о строительстве гидростанции в Угличе территория монастыря попала в зону затопления. Была создана специальная группа для научного изучения, фиксации памятников искусства и культуры, подготовки к демонтажу стенных росписей Троицкого собора.
В конце 1939-начале 1940 гг. часть фресок была снята со стен. Работа проходила в сложных зимних условиях, во время сильных морозов. Суровая погода побудила применить новый метод демонтажа фрагментов росписей — «на мороз», позволивший снять фрески с наименьшими разрушениями. Бригаду реставраторов возглавлял художник-реставратор секции древнерусского искусства Третьяковской галереи Павел Юкин.
Реставраторам удалось спасти от уничтожения около 185 кв. метров монументальной живописи из разных зон собора. Снятые фрески — всего 150 фрагментов — были перенесены на новую основу. Они хранятся в настоящее время в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, фондах Государственного русского музея, Государственного исторического музея, в музее Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
10 снятых фресок были переданы на хранение в Калязинский краеведческий музей им. И.Ф.Никольского. Наиболее хорошо сохранившаяся фреска — «Апокалипсис. Страшный суд» — находится в действующей экспозиции учреждения.
Восемь фресок из собрания ввиду их неудовлетворительного состояния в 1986 году были перевезены в Межобластное научно-реставрационное и художественное управление и законсервированы. В этом году было принято решение о реставрации данных фресок для последующего размещения в новой экспозиции Калязинского краеведческого музея в отреставрированном здании дома купцов Полежаевых.
По материалам: «Интерфакс»