Тихоокеанская железная дорога пройдет по заповедным местам страны, где в буквальном смысле не ступала нога человека
Сегодня в эти места, как поется в известной советской песне, «только самолетом можно долететь». Из Хабаровска до Тугуро-Чумиканского района, что на самом севере края, в расписании стоит всего три рейса в неделю – на самолетах Л-410, прозванных «чебурашками» и рассчитанных всего на 18 пассажиров. И то можно улететь, если повезет: не случится непогоды или густого тумана, что в этих местах не редкость. Обратно же на Большую землю можно и вовсе неделями не вырваться, ожидая погоды или свободных мест на рейсы. Автомобильных дорог сюда нет, что называется, от слова совсем. Поэтому тем туристам, которые летят в Чумикан, чтобы посетить уникальный национальный парк «Шантарские острова», приходится брать для этого на работе полный трехнедельный отпуск.
Но скоро ситуация поменяется. В мае этого года губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев на встрече с Владимиром Путиным доложил президенту, что через два года в Тугуро-Чумиканский район будет проложена Тихоокеанская железная дорога. Глава региона сообщил, что прокладка железной дороги даст возможность не только вывозить уголь из крупнейшего месторождения «Эльга» к строящемуся одноименному порту на берегу мыса Манорский, но и получить доступ к богатейшим залежам полезных ископаемых. Образцы Михаил Дегтярев привез с собой, чтобы показать президенту Владимиру Путину. Наименования ископаемых не назывались – их обсуждали в закрытой части встречи. «Требуется решение президента, чтобы понять, что с этими месторождениями делать, в какую сторону идти», – сказал губернатор Хабаровского края.
Строит дорогу и уникальный порт угледобывающая компания «ЭЛСИ». Ранее срок ввода порта и дороги в эксплуатацию был определен 2025 годом, но строительство движется более быстрыми темпами, на сегодня уже проложено более 120 километров из 500. При том что строительство ведется в местах, где, что называется, прежде никогда не ступала нога человека – в буквальном смысле.
«Это первая с царских времен частная железная дорога и очень большой порт, – рассказал журналистам губернатор. – Плюс здесь будет поселок на 2 тысячи человек, не вахтовый, а новый поселок с современными домами, теплицами, собственной генерацией электроэнергии и тепла».
Очень важный момент – экология. Недалеко от будущего порта находится национальный парк «Шантарские острова. Казалось бы, промышленное освоение территории и туризм – две вещи несовместимые. Но в порту «Эльга» учтены при проектировании самые современные экологические стандарты. Он будет оснащен системами пылеподавления, очистными сооружениями и другими механизмами, обеспечивающими минимизацию ущерба окружающей среде. По словам гендиректора порта Вадима Бугаева, грузы будут поступать на суда по специальной трубе, а с помощью «купола» из мельчайших водных частиц угольная пыль не сможет попадать в воздух, а будет оседать прямо в трюмы.
– У нас в стране три самых сильных по приливным течениям места, одно из них здесь, – рассказывает о сложностях строительства директор порта. – Здесь высота уровня моря в течении суток меняется дважды, и разница высот моря составляет восемь метров! Климат в бухте редкий. На побережье всю нынешнюю зиму температура не опускалась ниже минус 12 градусов, хотя на расстоянии двух-трех километров было ниже 40! Первый снег выпал в марте, но наша тяжелая снегоуборочная техника не простаивала, работала на благо района. В этом году глава администрации попросил нас сделать зимник, снега были под четыре метра высотой, но мы все равно дорогу сделали, нет таких мест, где наша российская техника не смогла бы пробраться!
– Тихоокеанская железная дорога – уникальный проект, 140 миллиардов инвестиций, – рассказывает губернатор Михаил Дегтярев. – Сейчас на стройке работают почти четыре тысячи человек. После ввода дороги и порта в эксплуатацию современными рабочими местами будут обеспечены 3,5 тысячи человек – с учетом связанных производств, конечно.
Учитывая, что от станции Упак Байкало-Амурской магистрали до Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края после завершения проекта можно будет добраться по железной дороге, ожидается, что количество туристов в этих малодоступных местах существенно увеличится – появятся отели, магазины и другие объекты инфраструктуры. Конечно, пойдут по новому пути прежде всего грузовые эшелоны, но путешественники также, без сомнения, активно потянутся в эти места. Только от налогов местные власти после завершения проекта надеются получать около 2,5 миллиарда рублей, плюс к ним должны прибавиться денежные поступления от туристов.
В Чумикане уже привели в порядок местный аэропорт, школу, больницу – север Хабаровского края оживает. Белых пятен для туристов на территории страны становится все меньше.
Текст: Андрей Воробьев