«Социалка» – это прибыль

03.06.2023 | Статьи

Расширение в компании «ЭЛСИ» социальных программ для сотрудников и их детей, впечатляющие показатели роста добычи полезных ископаемых свидетельствуют об эффективности принятой предприятием стратегии

Тема социальной ответственности бизнеса приобрела особую актуальность в условиях санкций и возникающих сложностей с дальнейшим экономическим ростом. Между тем ясности в вопросе, что следует понимать под СОБ (социальной ответственностью бизнеса), пока нет ни в обществе, ни среди профессионалов. Зато есть стереотипы, которые достались нам в наследство от советского прошлого. Главный стереотип заключается в том, что СОБ – это «нагрузка», «обязаловка» для предприятий. Социальные расходы – убыточная деятельность, которая снижает рентабельность.

Работается хорошо только тогда, когда твои дети счастливы и здоровы

Странным образом советские стереотипы созвучны взглядам теоретика неолиберализма Милтона Фридмана, который утверждал, что корпорации обязаны лишь работать в рамках установленных правил и добиваться прибыльности своей деятельности. А работники сами должны решать свои проблемы за счет справедливой оплаты их труда.

Однако легендарный теоретик менеджмента Питер Друкер в 80-х годах прошлого века выдвинул идею совместимости категорий прибыльности и социальной ответственности бизнеса. Социальные проблемы должны стать источником новых возможностей для развития и роста компаний. Современное понимание социальной ответственности бизнеса ставит во главу угла репутацию компании, которая складывается из экономической эффективности, социальной ответственности и соответствия требованиям экологии. Соответствие стандартам ESG влияет на капитализацию компании. Поэтому социальная ответственность из статьи «убытков» перекочевала в статью «социальные инвестиции». Будущее – за компаниями, которые превращают инвестиции в экологию и социальные проекты в свой актив, движущую силу развития компании.

«Целебная бочка» фитотерапии – залог скорейшего восстановления сил и энергии

Удачным примером реализации новых стандартов ведения бизнеса в России является угольная компания ELSI. Возможно ли затраты на экологию и «социалку» сделать источником роста? Динамичное развитие ELSI является лучшим доказательством успешности современного понимания социальной ответственности бизнеса.

Социальные льготы для работников компании превышают установленные законодательством нормы. В компании «социалкой» занимаются не для отчетности перед контролирующими органами, а с целью развития «человеческого капитала», повышения трудовой мотивации и производственной эффективности. В 80-х годах японские корпорации произвели настоящий переворот в западной теории менеджмента. Выяснилось, что одним из секретов впечатляющего успеха японских компаний на мировом рынке является концепция фирмы как «большой семьи». Отношение фирмы к работнику как к члену «большой семьи», а не просто как к наемной рабочей силе значительно повышает его самоотдачу и производительность труда. Легендарное японское качество – прямое следствие такого подхода к организации производственных процессов. Высокое чувство ответственности перед «семьей» не позволяет японцам выполнять свою работу, что называется, через пень колоду.

В «ЭЛСИ» работает очень много молодежи, поэтому к детским садам в компании повышенное внимание

Но не все знают, что японцы позаимствовали многие идеи в советской системе организации труда и мотивации работников. Между тем в компании ELSI удачно синтезируют лучшие советские и международные практики менеджмента. Например, на странице компании в ВК регулярно публикуются фото лучших работников месяца. Отзывы и лайки под такими постами свидетельствуют о том, что советский опыт «Доски почета» в новых условиях весьма востребован.

ELSI внедряет самые современные технологии добычи и транспортировки угля с целью минимизации вреда окружающей среде. Это инвестиции в репутацию компании и в повышение эффективности угледобычи. Выгода и экология друг другу не противоречат.

ELSI строит крупнейшую частную железную дорогу, которая соединит Эльгинское месторождение угля с портом на берегу мыса Манорский Хабаровского края. Масштабные инфраструктурные проекты имеют мультипликативный эффект, способствуя развитию различных видов бизнеса, возникновению новых поселений и даже городов, росту занятости, повышению спроса на квалифицированные кадры и т.д.

Детский летний отдых обходится работникам компании практически бесплатно

«Кадры решают все!». Этот принцип советского менеджмента для компании ELSI является неотъемлемой частью стратегического планирования развития бизнеса. Сотрудничество с учебными заведениями для подготовки будущих кадров, возможности для повышения квалификации сотрудников, обучения их детей и другие образовательные проекты ELSI являются частью корпоративной системы подготовки и трудовой мотивации кадров компании.

Стратегию ELSI можно назвать не только устойчивой (имея в виду соответствие критериям ESG), но и очень динамичной. Впечатляющие показатели роста добычи угля, темпы строительства железной дороги, закупки современного оборудования, расширение социальных программ для сотрудников и их детей – все это свидетельствует о том, что социально ответственный бизнес может быть очень успешным. Слоган компании созвучен ее бизнес-стратегии: «Добываем будущее вместе»!

Текст: Анна Федорова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest