Насколько доступны российские горнолыжные курорты
Отдых на горнолыжных курортах России сравнялся по цене с отдыхом на альпийских курортах. Такие данные в начале горнолыжного сезона привел в своем исследовании сервис онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru. Корреспондент «Отдыха в России» вместе со специалистами разбирался, так ли это на самом деле и кто выиграет в этой конкурентной борьбе.
Вопрос конкурентоспособности с европейскими курортами действительно один из самых важных для российской индустрии зимнего отдыха. Это сейчас горнолыжных курортов в России еще относительно немного. Однако каждый год открываются новые курорты и за Уралом, и на Кавказе, и на Черноморском побережье. В сверхамбициозных планах создателей туристического кластера на Северном Кавказе и вовсе звучат цифры в 5–10 миллионов туристов, которые будут посещать новые горнолыжные курорты каждый год. Но чтобы привлечь такое количество любителей горных лыж, безусловно, нужны сильные стимулы. Кроме уникальных гор это должны быть и качество обслуживания, и ценовая политика.
Российские курорты: своя ниша и «шаговая» доступность
Первая причина, по которой российские горнолыжные курорты пока могут позволить себе цены, сопоставимые с европейскими, – отсутствие серьезной конкуренции. Владельцы гостиниц и склонов уверены, что «своего» туриста они найдут всегда. И в чем-то они, конечно, правы.
Во-первых, это касается курортов «местного значения», которые рассчитаны прежде всего на жителей ближайших регионов. Такими, к примеру, можно считать курорты Абзаково и Банное на Урале, гору Зеленая в Горной Шории, Кировск в Хибинах. Горы здесь не настолько высокие, чтобы заинтересовать основной контингент опытных горнолыжников (хотя на некоторых курортах перепад высот на трассах и достигает 300 м). Кроме того, территориальная удаленность и цены на авиабилеты мешают тому, чтобы сюда массово летели жители Европейской части России и собственно европейских стран. К тому же на Урале случаются сильные холода, а в Хибинах зима и вовсе полярная – удовольствие на любителя. Поэтому туда едут кататься в основном местные жители на уик-энды и часть упертых российских горнолыжников, которых не пугают морозы, а суровый колорит, наоборот, засчитывается «в плюс». У жителей столицы для обыденного «субботне-воскресного» или «на-час-после-работы» вечернего катания есть подмосковные курорты вроде Волена, Сорочан, Шуколова (Клуб Леонида Тягачева). Хотя здесь и не очень интересно матерым «горным барсам» – перепад высот редко превышает 50–70 м, но зато добраться можно за час-два (в зависимости от пробок) от Окружной.
Во-вторых, существующие кавказские курорты – на Домбае и в Приэльбрусье – в силу сложности трасс интересны прежде всего не «чайникам», а продвинутым горнолыжникам. На Эльбрусе стартовая точка катания находится на высоте аж 4100 м – выше, чем в Альпах. Это привлекает очень многих любителей горных лыж, в том числе из самых что ни на есть горнолыжных стран Европы. Едут они сюда не только за экстримом потрясающих спусков по «целику», но и за незабываемой величественной картиной горных твердынь, которая, по их признанию, превосходит все альпийские виды. Такой «эксклюзив» объясняет ситуацию с сервисом. «Зачем что-то менять, если все равно едут?» – рассуждает сотрудник одной из домбайских гостиниц. О том же говорит и генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин – человек, очень неравнодушный к горным лыжам.
– У меня есть один друг-горнолыжник. Я его спрашиваю: «Зачем ездишь каждый год на Чегет?» Он: «Чегет – это гора, на которой ты каждый раз учишься кататься заново. Меняются обледенение и снежный покров».
Получается, что для многих поездка на Чегет – это в первую очередь даже не отдых, а испытание тела и духа. Удовольствие не для всех, но любителей хватает. Тем более что и номерной фонд и на Домбае, и в Приэльбрусье невелик. И заполняемость гостиниц отличная. На новогодние праздники так и вовсе распродаются все места.
Профессионалов не смущают даже неспокойная обстановка на Кавказе и уровень сервиса: основная часть санаториев и гостиниц не реставрировалась с советских времен. Как следствие, во всех блочных номерах, а их большинство, «удобства» – одни на блок. А отопление и свет порой могут отключать.
– Нельзя сказать, что курорты нашей страны рассчитаны лишь на менее обеспеченных клиентов. Просто туда можно поехать даже на выходные. Люди не привязаны жестко к датам вылета, и это дает определенную гибкость, – резюмирует плюсы российских курортов Наталья Гаскарова, представитель турфирмы «Русский Экспресс».
На большую доступность российских курортов обращает внимание и Сергей Ромашкин. Он утверждает, что ему случалось добираться от дверей собственного дома (правда, живет он недалеко от «Шереметьево») до склонов (!) Красной Поляны за 5 часов. До Альп же – минимум 12 часов.
Фактор действительно немаловажный, если учесть российскую привычку покупать все в последний момент и канитель с получением шенгенской визы.
Дороговизна – фактор временный
Где катание сейчас действительно обойдется дороже, чем на других российских горнолыжных курортах, так это на пафосной Красной Поляне. Происходит это конечно же «благодаря» сочинскому олимпийскому строительству. И хотя горы там проще, чем в Альпах, а построенные подъемники пока не связаны между собой, как в Европе, цены вполне альпийские. Однако любимый Владимиром Путиным горнолыжный курорт пока сложно назвать сверхпопулярным. Местные профессионалы турбизнеса считают, что обеспечить нормальный поток отдыхающих получится только после Олимпиады.
На Красной Поляне уже второй год проводится обкатка трамплинов и трасс перед событием 2014 г. Параллельно открылись несколько брендовых сетевых отелей, в том числе Radisson, Tulip Inn, Heliopark. Их общая емкость, кстати, превышает номерной фонд всего Домбая. Но из-за проведения тестовых соревнований эти гостиницы заполнены спортсменами, а не туристами, которым часто оказывается даже негде кататься.
– График соревнований плотный, в прошлом году было то же самое, и отдыхающие это видели. А 80 % других отелей задействованы под строителей, которые живут в номерах, наиболее доступных по цене, – рассказывает Александра Сердюченко, директор местной компании «Аэлита-Сочи». – У туристов складывается закономерное ощущение, что их пока здесь не ждут.
Удастся ли Красной Поляне и Сочи отделаться от образа стройки, станет ясно только после Олимпиады. Пока же картина малоутешительная: по итогам 2012 г. в город-курорт приехало на 30 % меньше отдыхающих, чем в 2011-м. Но удар пришелся в основном по пляжному туризму, который пострадал от закрытия на ремонт ряда известных санаториев. У зимнего же отдыха перспективы вроде бы радужные. Так, участники туристического бизнеса в один голос заверяют, что уже сейчас ряд горнолыжных объектов Красной Поляны, в первую очередь управляемый французами комплекс «Роза Хутор», не уступают западным конкурентам. К тому же нельзя исключать, что цены на Красную Поляну снизятся после проведения Олимпийских игр.
– К этому времени уже будут открыты все трассы, построены все гостиницы, расширена инфраструктура курорта, и отели будут вынуждены снизить цены для того, чтобы обеспечить приемлемую заполняемость, – считает Наталья Гаскарова.
А может, высокие цены – миф?
Впрочем, некоторые участники рынка и вовсе оспаривают выводы исследования Oktogo.ru. Дело в том, что оно осуществлялось на сравнении исключительно цен проживания в гостиницах. Авторы исследования приводили такие, например, факты: двухместный номер в гостинице горнолыжного комплекса «Мраткино» на Южном Урале в начале декабря обходился в 2300 руб. за ночь. На курорте Гора Соболиная в Байкальске Иркутской области можно было поселиться лишь за 2900 руб. в сутки, а в гостиницах комплекса «Милая гора» в Плесе Ивановской области – за 3000 руб. в сутки.
За такие деньги, отмечалось в исследовании, в тот же период вполне можно было найти номера на популярных альпийских курортах: например, в швейцарском Церматте (2900 руб. за двухместный номер), в австрийском Санкт-Антоне (3000 руб. в сутки) или в итальянской Червинии (3100 руб. за ночь).
Однако корреспондент «Отдыха в России» вместе с гендиректором турфирмы «Дельфин» Сергеем Ромашкиным, изучив сегодняшний уровень рыночных цен, пришли к выводу: если посчитать весь бюджет поездки, т.е. проживание, перелет, трансфер и сопутствующие услуги, и сравнить те же кавказские курорты со странами «альпийской четверки», разница получается не в пользу последней. Так, первая январская неделя во Франции, причем не в Куршевеле, а где-нибудь попроще, обошлась одному человеку около 2000 евро, а в Домбае – в полтора раза дешевле.
К тому же, напоминает корреспонденту «Отдыха в России» один из отельеров Домбая, бывали случаи, когда из-за плохой загрузки цены на проживание падали с 1500–2000 до 500 руб. за ночь. «Нам такие скидки, конечно, невыгодны – сезон короткий, летом почти все гостиницы закрыты. Но деваться некуда: нет у нас средств на крепкую раскрутку», – признается отельер.
К раскрутке, кстати, относятся не только промоакции типа раннего бронирования, о которых на Кавказе, такое ощущение, до сих пор не знают. Но и создание развлекательной атмосферы для гостей курортов. На альпийских склонах apres-ski (собирательный термин, включающий кафе-бары, боулинги, сауны, клубы и прочие посиделки после катания) считается одной из главных фишек отдыха. Это очень сильно привлекает сюда лыжников с семьями и детьми.
На Кавказе этого мало, признаются туроператоры и представители курортов. В то же время бары и рестораны есть везде, а полноценное детское апре-ски, рассказывают многие туристы, не так просто найти и в Европе. Правда, там достаточно детских горнолыжных школ, но все-таки это несколько другое.
Вывод: золотую середину найти сложно. Главным все-таки будет что-то одно – или развлечения, или лыжи. И на этом фоне Кавказ не так уж плох.
Все же вскоре российским горнолыжным курортам придется всерьез задуматься о снижении цен на свои услуги. Иначе о миллионах новых туристов (а значит, и о возврате многомиллиардных инвестиций) придется просто забыть.