Журнал «Отдых в России» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели восьмое ежегодное исследование, посвященное развитию внутреннего и въездного туризма
Составителями Национального туристического рейтинга – 2022 были собраны, изучены и проанализированы статистические данные, публикации в СМИ, взяты комментарии у федеральных и региональных экспертов для оценки динамики развития отечественного туризма.
– Для туризма прошедший год стал годом трансформации: мы наблюдали растущий тренд на путешествия по стране и увеличение внутреннего турпотока, который в 2022 году составил более 61 миллиона человек в сравнении с 56,5 миллиона в 2021 году. Подход к туристической отрасли стал системным, а многие из мер были введены впервые, например субсидия на строительство быстровозводимых модульных отелей, грантовая поддержка на строительство туристической инфраструктуры и покупку оборудования. Наша задача на ближайшую перспективу − «пересобрать» все механизмы управления, стимулирования и поддержки под единые задачи – рост номерного фонда и увеличение средней загрузки номеров по году, – отметил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
Оптимистично смотрит вперед и генеральный директор АО «Корпорация Туризм.РФ» Сергей Суханов, ставящий задачу своим сотрудникам «раскрыть потенциал каждого региона, показать всю красоту, необъятность и разнообразие нашей страны через развитие современной гостиничной инфраструктуры».
– В 2023 год мы вступаем с портфелем из 75 проектов, в рамках которых в стране будет построено более 300 новых объектов туристической инфраструктуры с общим номерным фондом свыше 21 тысячи номеров. Реализация только этого портфеля привлечет в экономику отрасли почти полтриллиона рублей внебюджетных инвестиций к 2030 году, – сообщил Сергей Суханов.
Как и в прошлом году, для составления рейтинга были выбраны несколько критериев: уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры; доходность отрасли туризма и гостеприимства; развитие санаторно-курортной отрасли; популярность у российских и иностранных туристов; количество объектов культурного наследия; уровень преступности; интерес как к месту отдыха в Интернете; продвижение туристического потенциала в информационном пространстве.
Итоги Национального туристического рейтинга – 2022 (см. таблицу).
В этом году решением составителей рейтинга традиционная «золотая двадцатка» была расширена до тридцати регионов – лидеров рейтинга.
По сравнению с прошлогодним исследованием Топ-30 «передовиков» туристического труда претерпел небольшие изменения.
Лидером рейтинга вновь стал Краснодарский край, хотя и «просевший» в 2022 году по ряду показателей. Статистика показывает снижение числа туристов, отдыхающих на курортах Кубани, по сравнению с предыдущим годом. Но в абсолютных цифрах регион все равно опережает своих «конкурентов» по таблице.
Значительно улучшила свои показатели, в том числе по приему туристов, Московская область, но по совокупности баллов не смогла опередить лидера рейтинга.
Москва тоже постепенно выходит из постковидного пике, больше всех принимая иностранных туристов – более 1,1 млн человек за 9 месяцев 2022 года, имеет великолепные показатели по многим критериям рейтинга, но невысокие по санаторно-курортным услугам.
В этом году в итоговой таблице Крым и Санкт-Петербург поменялись местами. Показатели по количеству ночевок туристов за 9 месяцев 2022 года по сравнению с предыдущим годом в Северной столице выросли в два раза, а в Крыму, напротив, существенно снизились. Благодаря довольно успешному туристическому сезону Санкт-Петербург оказался на 4-м месте.
На 6-е место вырвалась Нижегородская область. Сравнительно близкий к Москве областной центр, отметивший в 2021 году 800-летие и ставший Новогодней столицей России, а также малые города региона притягивают все больше туристов.
Улучшили свои позиции по сравнению с прошлым рейтингом Башкирия, Владимирская, Калининградская, Новосибирская, Тюменская, Челябинская области. Остальные регионы в большинстве сохранили свои места.
Неплохой рывок вверх сделала Ленинградская область. Имеющий очень приличный туристический поток и 5,6 млн потенциальных туристов – жителей Санкт-Петербурга – регион вошел в первую двадцатку.
Также примечательно вхождение в группу лидеров Красноярского края и Кемеровской области – двух сибирских регионов, также улучшивших свои позиции в рейтинге.
В группе «крепких профи» также можно наблюдать некоторое движение регионов вверх и вниз по таблице.
Хороший рост в этом году показала Бурятия, существенно улучшившая свои позиции в рейтинге. Озеро Байкал, привлекательное не только летом, но и зимой, когда можно сделать самые крутые снимки, – главная изюминка региона. Этнотуры в бурятскую деревню и Иволгинский дацан к буддистским монахам – востребованные турпродукты для любителей активного и познавательного отдыха.
Регионом-открытием этого года смело можно назвать Дагестан. Только по официальным данным, число ночевок и российских туристов здесь за 9 месяцев 2022 года выросло в 3 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. А по количеству запросов в поисковых сетях рост аж в 4 раза – по этому показателю регион вышел на 4-е место по России. И хотя интерес к республике у россиян был уже давно, именно в 2022 году Дагестан стал настоящим хитом.
Значительно поднялся в рейтинге и Камчатский край – мечта всех романтиков дикой природы и любителей путешествий. Ведь такой природы нет ни в одном регионе России. И если здесь явно не хватает качественных средств размещения и высокого сервиса, то всего остального, от горячих источников до красной икры и рыбы – с избытком.
Еще один регион, имеющий огромный потенциал для развития туризма, – Хакасия – также поднялся в итоговой таблице. Здесь есть свой национальный колорит, потрясающие воображение памятники природы и археологии, расположенные на перекрестке путей и цивилизаций.
Третья группа традиционно включает в себя небольшие, экономически слабо развитые регионы, в том числе некоторые северокавказские республики и северные территории, часть из которых расположена за полярным кругом. При этом каждый из них имеет свою изюминку и привлекательность с точки зрения туризма, потенциал для его продвижения и развития. Возможно, все дело в приоритетах или недостаточной экономической базе для широкомасштабного развития отрасли в этих субъектах.
Полную версию исследования читайте на сайте rustur.ru