Межрегиональная туристская ассоциация «Приволжье» объединила в Приволжском федеральном округе представителей самых различных структур туристской и санаторно-курортной сфер региона.
-Сергей Кимович, зачем создавалась и чего добилась МТА «Приволжье» за два года своей работы?
– Главная цель создания ассоциации: оказание помощи турбизнесу и объединение регионов округа для совместного развития внутреннего и въездного туризма на территории ПФО. До последнего времени регионы ПФО развивались по большей части самостоятельно, пытаясь найти собственные концепции продвижения. Имея ограниченные финансовые и людские ресурсы, сложно рассчитывать на прорыв в этой сфере. Только объединив усилия и ресурсы, создав масштабные проекты, которые привлекли бы внимание, можно рассчитывать на какие-либо позитивные сдвиги. Нашу идею создания ассоциации поддержали в полпредстве президента РФ в ПФО. Сначала мы сосредоточили внимание на изучении ситуации и в течение полугода посетили столицы всех регионов ПФО. Это позволило хорошо сориентироваться, оценить и проблемы, и потенциал регионов. Следующим шагом была организация масштабного туристского события, способного привлечь внимание к Приволжскому федеральному округу. Такими событиями стали 1-й и 2-й фестивали-презентации туристских ресурсов ПФО «Открой Приволжье». Эти мероприятия стали катализатором объединения регионов ПФО. Появились новые проекты. Так, в марте 2012 г. большинство регионов округа объединились на выставке «Интурмаркет» под единым стендом «Великая Волга». Созданный в рамках проекта «Открой Приволжье» окружной сайт в 2012 г. стал коммуникационной площадкой для представителей турбизнеса ПФО.
– Ассоциация сразу получила всеобщее признание. Вероятно, ее появление очень своевременно, и занимается она тем, что сегодня так важно.
– Да, межрегиональное сотрудничество – это то, что сейчас востребовано. Благодаря сотрудничеству можно решать общие проблемы. Сегодня по всей стране наблюдается тенденция создания межрегиональных маршрутов – на них легче привлечь туристов. Неслучайно так популярны «Золотое кольцо», «Серебряное кольцо», развиваются «Великий Шелковый путь», «Чайный путь»… Совместные мероприятия – фестивали, конференции – притягивают внимание, в том числе и федеральной прессы, гораздо больше, чем местные события.
– Много внимания, я знаю, вы уделяете законодательству в туризме и санаторно-курортной сфере.
– С самого своего основания наша ассоциация взялась за серьезнейшую область – законодательство в туризме. В июне 2011 г. мы провели в полпредстве конференцию по законодательству. Обозначили проблемы, которые мешают развитию туристического и санаторно-курортного бизнеса. В частности, это размер НДС: санатории и гостиницы облагаются налогом на добавленную стоимость наравне с крупными промышленными предприятиями, а в Европе эти рекреационные учреждения или освобождены от НДС, или имеют значительно более низкую ставку, чем другие предприятия. Другой больной вопрос – тарифы на энергоносители, налоги на землю. Наши базы отдыха, загородные отели и санатории платят по этим позициям без скидок в течение всего года, а ведь всем хорошо известно, что высокий сезон в нашей широте в 3–4 раза короче, чем в той же Турции и Египте. Как в таких условиях можно быть конкурентоспособным? Очевидно, что это должно быть пересмотрено. В конце июня 2011 г. в Ижевске прошел Законодательный совет, который впервые был посвящен вопросам туризма. Полпредству удалось собрать очень солидную аудиторию участников и спикеров: представители полпредства, Госдумы и Совета Федерации от ПФО, председатели ОЗС, эксперты из Ростуризма. Совет проходил в прямом эфире и транслировался на интернет-портале полпредства. Конечно, в рамках одного совета вопросы такого уровня не решить. Но результат был: у всех возникло понимание, что мы можем влиять на ситуацию. Создан прецедент, и это важно. На фестивале «Открой Приволжье» работа по обсуждению законодательства в туризме продолжилась. Было предложено внести в него 17 поправок.
– Вам достался не самый легкий округ: ПФО пока не относится к числу привлекательных для туризма территорий. Ассоциацию не пугает, что работы по продвижению непочатый край?
– К сожалению, во многих регионах ПФО туризмом занимаются «заодно», «в нагрузку». Где-то он отнесен к министерству культуры, где-то – к министерству спорта, где-то – к другим министерствам. Пока туризм будет на правах падчерицы, о каком развитии можно говорить? Есть регионы, где туризму уделяют серьезное внимание, – это Пермский край, Татарстан, Башкортостан, догоняют их Самарская, Нижегородская, Пензенская и Ульяновская области. Но есть и такие, где за туризм отвечает всего один сотрудник, – скажем, Кировская область, Мордовия. На фестивале «Открой Приволжье» была конкурсная номинация «Турмаршрут, обеспеченный инфраструктурой». И на этот конкурс была подана единственная заявка – от города Елабуги. Между тем ни для кого не секрет, насколько важна инфраструктура для развития туризма и в целом региона. Инвесторы также отметили недостаточную проработанность всех без исключения инвестиционных проектов регионов, которые были представлены на фестивале. Проблемой остается недостаток специалистов.
– Фестиваль выполнил свою миссию – помог открыть (или хотя бы «приоткрыть») Приволжский федеральный округ?
– Это было первое масштабное мероприятие МТА «Приволжье» совместно с аппаратом полномочного представителя президента РФ в ПФО. Первый фестиваль прошел на двух площадках – в Нижнем Новгороде и в Москве. Мы заявили о регионах округа сразу в двух столицах – ПФО и России. Ответственность огромная! Но результат того стоил: это действительно стало открытием и для многих россиян, и для самих жителей ПФО. В Москве состоялся фестиваль с привлечением лучших творческих коллективов, деятелей искусств и культуры округа. Как сказал заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Леонид Гильченко: «Мы были первыми. Нас узнали, мы вызвали интерес». Регионы получили PR на федеральном уровне. Конечно, при подготовке фестиваля проблем возникло немало: были сложности с финансированием, не все регионы восприняли саму идею на ура. Сопротивление было связано с неготовностью некоторых регионов: например, у кого-то не было даже видеопрезентаций, их делали в срочном порядке перед мероприятием. Конечно, не все из задуманного удалось реализовать, были и ошибки. Но в целом позитива на фестивале было гораздо больше, чем недочетов. Благодаря конкурсу материалов о туризме в ПФО нам удалось собрать много уникальных публикаций, фотографий и видеосюжетов. Радует, что фестиваль стал площадкой установления контактов. Так, нижегородская компания «Триэл-тур» открыла для себя кировский центр активного отдыха «Летучий корабль» и сейчас активно возит туда туристов. Таких открытий на фестивале было немало.
– Расскажите, пожалуйста, о планах МТА «Приволжье» – ближайших и перспективных.
– Планируем активно продолжать работу по вопросам изменения законодательства и тарифной политики для туриндустрии. Я, как член Общественного совета при полномочном представителе президента РФ в ПФО и Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства при РСПП, буду постоянно ставить эти вопросы на разных уровнях. В планах – создание новых межрегиональных маршрутов. И уже пора начинать готовиться к третьему фестивалю «Открой Приволжье» – он будет проходить в Республике Башкортостан осенью 2013 г.. В начале 2012 г. на сайте open-volga.ru мы разработали общий календарь наиболее интересных событий ПФО и планируем продолжить эту работу. Есть идея создать фильм о туризме в ПФО, каталог турмаршрутов Приволжья, реестр мест отдыха, объектов показа. Обсуждаем открытие туристско-информационных центров на базе локальных туроператоров – это поможет продвигать и свой регион, и другие. Ассоциация будет развивать контакты с другими федеральными округами. Возможны сквозные проекты: например, с регионами Южного и Центрального федеральных округов, расположенными на Волге, или с нашими соседями из Уральского округа. Наш опыт – проведение фестиваля «Открой Приволжье» – в столице назвали беспрецедентным, было рекомендовано тиражировать его и в другие регионы.