Нижегородская terra inсognita

Нам свойственно любить места, где мы живем. И приглашая кого-то в гости, мы искренне говорим: у нас есть что посмотреть, вам понравится. А понравится ли? Оценить газами профессионала сегодняшнюю туристическую привлекательность Нижегородчины для иностранных туристов мы попросили экспертов в сфере продвижения территорий: президента Французского института туризма Жан-Люка Мишо и директора совета по туризму департамента Сена и Марна Лоран Девилер. Благо, по случаю они как раз оказались в Нижнем Новгороде.

За время своего визита французские эксперты успели немного познакомиться с разными регионами России, поэтому смогли сформулировать некоторые общие выводы и рекомендации.

Первое, что мы постарались выяснить, почему наша страна – один из признанных мировых лидеров по природным и культурно-историческим достопримечательностям – так мало востребована сегодня со стороны иностранных туристов?

Французы убежденно констатировали: регионы России обладают всеми ресурсами для привлечения туристов, в том числе зарубежных. «У вас интересная история, культура, народные ремесла, природные богатства», – сказали они. Но тут же добавили: придется много работать над созданием узнаваемой и конкурентоспособной марки.

Смотря на Волгу с берегов Сены

На взгляд экспертов из Франции, например, нижегородская земля как нельзя лучше соответствует образу «Легендарная Русь» – на это «работают» овеянное легендами озеро Светлояр, древнее Поветлужье с сохранившимися географическими названиями на санскрите, удивительный Городец, самобытные народные промыслы края. И если потребность почувствовать пульс деловой российской столицы иностранные гости сполна реализуют в Москве, а проникнуться атмосферой царского, дворцового города смогут в Санкт-Петербурге, то за легендой, тайной они вполне могут отправиться на нижегородскую землю.

Впрочем, важное уточнение: захотят лишь тогда, когда им это убедительно представят. Пока этой убедительности мало. Далее последовал дельный совет: позиционировать себя надо, объединив всех тех, кто занимается туризмом в регионе. Такое объединение, или ассоциация, вызывает большее доверие, чем отдельные игроки рынка туриндустрии.

Еще один дельный совет от французских экспертов: нет смысла выводить на мировой рынок отдельно бренды «Городец» или «Семеновская хохлома». Они «прозвучат» лишь как дополнение к бренду «Нижний Новгород – Нижегородский край».

Пить настоящую русскую водку из рюмок, расписанных под хохлому, интересно и немцу, и французу, и любому другому гостю нашей страны

По французскому опыту: департамент Сена и Марна и не пытался раскручиваться обособленно. Близость к столице и известность Сены подсказали идею получше: примкнуть к бренду «Париж». Еще каких-то три десятка лет назад этот регион лишь мечтал о привлечении турпотока, а на месте знаменитого парижского Диснейленда был пустырь. Теперь департамент Сена и Марна вырвался в лидеры по востребованности среди туристов, число гостей Диснейленда превышает 12 млн в год.

Слишком большой выбор пугает

Французские эксперты также предостерегли от частых ошибок на пути продвижения турпродукта. Так, даже если интересных объектов много и все их хочется показать – лучше сдержать этот порыв и выбрать «самые-самые». Потребителя нужно беречь: когда предлагают всего и побольше, он теряется. Привлечь внимание к тщательно отобранным объектам будет проще, если умело расставить акценты, красиво «упаковать» и дать цепляющее название-приманку. Фантазия приветствуется, а вот любая нечестность недопустима. Заявлено нечто экстраординарное – предоставьте. Нет такого – не заявляйте. Обещана атмосфера тепла, домашнего уюта – значит, каждый, включая горничных в отеле, должен этой атмосфере соответствовать. Иначе клиент почувствует себя обманутым. Или, например, пообещали сказку, а продавец сувениров у расписного терема стоит с хмурым лицом, в гардеробе ответили неучтиво – и все, сказка рушится.

Предлагая турпродукт, приходится нести ответственность за каждого субподрядчика.

Так что если хотите, чтобы не было разочарований гостей и, как следствие, антирекламы в блогах – придется быть в курсе всех возможных неувязок и «сюрпризов»: от пробелов в знании иностранных языков у администратора на ресепшн до замены блюда в обеденном меню.

Что русскому хорошо, то немцу – разочарование

Сакраментальная поговорка эта как нельзя лучше применима к туротрасли. Ну, может, не так уж жестко, но суть верна. Мы со всей щедростью души зазываем гостей на экомаршрут – а они, привередливые, этого не оценят. Не по нраву им придутся «эх, дороги…» нашей глубинки, комары как пикантная добавка к природным красотам и изба с целым набором экзотики, но без Wi-Fi.

Экотуризм, по мнению французских экспертов, сам по себе не привлечет потоки беглецов от цивилизации. Европейцы вроде и не прочь «в деревню, в глушь»… Но на пару часов. А потом – в «родную» цивилизацию. Поэтому предложение посвятить день прогулке по деревне, пусть среди экологически чистых природных красот, но без античного акрополя (древнего православного храма, сказочного терема), увы, обречено. Западных туристов трудно заманить исключительно «на природу». Есть, конечно, исключения. Но основная масса избалованных культурными и историческими местами путешественников готова заехать в заповедный уголок на green-party (барбекю и т.п.) – весьма востребованный формат загородного досуга. Причем сделать это не вместо, а после насыщенной экскурсиями программы.

Французскими глазами на «Воскресенское Поветлужье»

Применительно к экотуризму в Нижегородской области мы предложили нашим собеседникам и добровольным консультантам конкретный пример нижегородского турпродукта – природный парк «Воскресенское Поветлужье». Оказалось, что звучного названия, равно как и красивых фотографий лесного края, вовсе недостаточно, чтобы эксперты (а значит, и зарубежные туристы)выделили бы этот объект среди множества других. Прогулка вокруг озера Светлояр тоже не показалась французам готовым турпродуктом. А вот привязка парка к теме «Легендарная Русь», приглашение не на озеро, а в таинственный «Китеж-град», да еще, например, на событие – в день Ивана Купала, – это вызвало интерес.

Чтобы турист в поездке расставался со своими деньгами весело, надо не давать ему расслабиться ни на секунду

Вывод: нередко мы предлагаем турпродукт, слабо представляя потребителя. Те же экомаршруты, допустим, могут быть востребованы в сегменте семейного туризма. С другой стороны, познакомиться поближе с нашей природой могут пожелать специалисты-биологи. Каждой из этих групп нужно предложить что-то именно для нее. На переполненном до отказа рынке туруслуг выделится предложение четко спозиционированное, новое или хотя бы кажущееся таковым.

Ну и, разумеется, как на любом рынке, заманить покупателя можно ценой. Регион, который для многих terra inсognita, новым только в силу своей неизведанности не станет. А выгодной тарифной политикой (по сравнению с более раскрученными регионами) гостей, возможно, привлечь удастся.

Наконец, даже самый удачно «упакованный» турпродукт не обречен на вечный успех: он должен быть готов к модификациям под меняющиеся запросы клиентов и рынка. Французские гости предупредили, что путь продвижения в туристической сфере тернист не только в начале. И зачастую бывает так, что турпродукт успешно создан и грамотно предлагается, а туристские потоки пойдут не сразу. Поэтому настраивать себя и всех привлеченных к проекту партнеров на быструю отдачу не стоит.

В конце беседы французские эксперты нас обнадежили: при некоторых усилиях продукт «Легендарная Русь» на нижегородской земле вполне может стать успешным брендом на мировом туристском рынке.

СПРАВКА

Нижегородчина – как родина древних ариев

Председатель совета МТА «Приволжье» Сергей Кривцов считает, что доверие к территории возрастает, когда она кажется хоть в чем-то похожей или знакомой. Поэтому, привлекая иностранных туристов, не следует забывать об этом. Так, некоторые ученые считают, что прародиной индоевропейцев является территория современной России. Почему бы не обыграть эту идею и не начать привлекать тех иностранных туристов, кто увлечен «поисками истоков»? Но для этого необходимо находить или создавать уникальные местные достопримечательности, окутанные легендами и мифами, связанные с другими странами. Так, недавно в местечке Дивья Лока в Нижегородской области началось строительство 16-метрового памятника выдающемуся индийскому ученому, борцу за независимость Индии, автору знаменитой книги «Арктическая Родина в Ведах» Балу Гангадхару Тилаку. В Ветлужском и Уренском районах, где, как предполагают, находится «неоткрытая страна городов» с множеством древних названий на санскрите, планируется создать уникальный туристический кластер, расширить археологические изыскания, воссоздать памятники индо-европейской культуры. Все это может значительно увеличить турпоток на древнюю землю Нижегородчины.

СПРАВКА

Благодаря отлично сохранившимся многочисленным памятникам культуры, истории и археологии Нижний Новгород включен в реестр всемирного наследия Юнеско в число 100 городов, представляющих мировую ценность. Так, в городе насчитывается более 600 уникальных памятников.

Археологические раскопки перед строительством областного Дома правительства в Нижнем Новгороде открыли интригующий факт: от 10 до 50 тыс. лет до н.э. здесь уже жил человек.

Нижегородизмы

Современные молодые нижегородцы чаще всего называют свой город «НиНо» или «Энэн».

Чебурашка – родом с Нижегородчины. Ведь здесь издавна говорили «чебурахнуться» в значении «случайно упасть, свалиться, кувыркнуться».

В Нижнем частенько говорят «уберется» в смысле «поместится», а еще иногда употребляют слово «как» в значении «так». Например: «Что ты как сидишь»?



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest