Руководитель Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства Сергей Веремеенко поделился с «Отдыхом в России» секретами, как лучше привлекать инвестиции в туристические проекты.
-Сергей Алексеевич, кто должен заниматься инвестициями в туристическую отрасль? Государство или бизнес?
– И государство, и бизнес. Каждый участник процесса обязан заниматься своим делом. Государство должно создавать инфраструктуру, на основе которой бизнесу будет комфортно развиваться. Но в принципе, говоря об инвестициях, надо начинать не с того, кто даст денег, а с того, как инвестор получит их обратно. Собственно механизм привлечения инвестиций в туристическую отрасль очень хорошо отработан в мире.
– Как же он работает?
– Перво-наперво необходимо разработать проект. Потом провести его полную оценку и, как говорили в советские времена, разработать технико-экономическое обоснование. Причем ничего сверхъестественного тут не надо делать. Главная точка отсчета – уровень прибыли, на который нужно выйти. Исходя из нее, рассчитывается необходимый поток туристов – сколько человек в год должно приехать и, соответственно, сколько денег они должны потратить. Потом на основе данных дью-диллидженса строятся логистическая, финансовая и другие модели работы проекта. Затем подыскиваются туроператоры, способные обеспечить требуемый поток туристов. Это, с моей точки зрения, самый важный момент. Есть оператор – партнер, значит, и поток туристов будет. Нет – будете сидеть без работы и без прибыли. И вот только после этого можно приступать к поиску инвесторов. А не так просто – где и что захотели, там и то построили. В этом случае никто к вам в гости не поедет.
– А кто должен заниматься всеми этими подготовительными работами?
– Те, кто хочет развивать проект. Именно они должны найти и нанять специалистов, которые сумеют провести грамотную и полную оценку проекта.
– Вы сказали, что государство должно создавать комфортную для бизнеса инфраструктуру. Что должно в нее входить?
– Я бы условно разделил ее на две части. Первая – материальная. То есть это необходимые для нормальной работы проекта сооружения, которые не по карману даже самому богатому инвестору или которые очень трудно окупить. Например, дороги, аэропорты. Вторая часть – нематериальная. Это, скажем, государственные гарантии, предоставленные под проект, особые условия работы и тому подобное. Так, вопрос с облегчением визового режима для въезжающих в страну туристов может быть решен только на самом высоком государственном уровне. Допустим, в ту же Турцию люди приезжают без виз. У нас тоже должно быть так. Если у нас есть курорт типа Канкуна и туда собирается приехать иностранец, то он должен получить визу максимально просто. Оптимальный вариант – прямо в аэропорту. В России такая практика потихоньку начинает работать. Если группа китайцев приедет в Приморье, они без проблем получат визу на месяц. Мировой опыт показывает, что если для иностранных туристов не будет создан особый визовый режим, ждать большого наплыва путешественников не стоит.
Государство может предоставить и налоговые льготы инвесторам. Многие проекты туристической отрасли имеют большой срок окупаемости, и без особых условий работы им просто не выжить.
– Но ведь фактически вы описываете то, что у нас уже создано, – особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Как вы оцениваете их работу?
– Как не слишком эффективную. При создании зон не был проведен дью-диллидженс, не были выбраны туроператоры-партнеры. Как люди приезжать будут? Никто этого до сих пор не понимает. Да, можно создать курорт Сочи. А потом что? Ждать, пока туда приедут? Это будет совсем не быстро. Поэтому обязательно нужно выбирать себе правильных партнеров из числа крупнейших мировых операторов, которые возьмут на себя ответственность перенаправить к вам часть своего туристического потока.
– А кто должен на них выходить? Госструктуры, бизнес?
– Да хоть кто. Сейчас государство в лице Ростуризма пытается рекламировать Россию за рубежом как страну для комфортного и интересного отдыха. Но туристов привлечь нелегко. Ведь кроме энергоносителей турбизнес – это единственный бизнес, который не просаживается в кризис. Люди все равно ездят отдыхать, поэтому конкуренция здесь огромная. Все страны хотят привлечь к себе максимум отдыхающих. Поэтому я думаю, что работа по площадям – выставки, саммиты, конференции – очень дорога и не всегда эффективна. Мне представляется более привлекательным работать точечно, налаживая контакты с крупными игроками рынка. А они уже сами будут рекламировать российские турпроекты. Вот если вы поедете в отель, входящий в крупную сеть – «Сизар», «Баньян три», «Фор сизон», – они потом замучают вас, присылая на ваш имейл приглашения во все страны мира, где есть их отели. Вот пусть они и в Россию зовут. Причем зовут за свои деньги. А как рекламировать страну в целом? Плакат повесить? А где? Надо потратить миллиарды долларов, чтобы поменять имидж. Поэтому проще и дешевле договариваться с конкретными бизнес-структурами, которые и будут отвечать за поток туристов. Это самое важное во всей истории. На рынке главное – продать услугу.
– Какой уровень госвласти должен быть задействован в поиске таких партнеров? Могут ли, скажем, районные власти выходить напрямую на иностранных партнеров?
– Смотря какого уровня проект они собираются развивать. Если это небольшая гостиница, то могут. Если огромный туристический комплекс – понадобятся государственные гарантии и потребуется создать особую экономическую зону. А значит, инициативе, которая должна идти снизу, необходима поддержка на всех уровнях. Но в данном вопросе одной поддержки мало, а чье-нибудь возражение – много.
– А какова роль общественных организаций в поиске инвестиций?
– Объединять, направлять, помогать, организовывать. Мы – в частности Комиссия по туризму и индустрии гостеприимства РСПП, которую я возглавляю, – знаем большинство операторов напрямую. Нам проще найти с ними контакт.
– Но напрямую искать деньги – не дело общественных организаций?
– Можем и найти. Всем, чем можем, – поможем.
– А насколько, с вашей точки зрения, хороша задумка нашей редакции выпустить каталог инвестиционных объектов? Нужно ли такие вещи соединять воедино или у инвестора при взгляде на такое разнообразие глаз замылится и он проглядит стоящий проект? Стоит ли в данном случае работать по площадям или эффективнее опять по точкам?
– По-разному надо работать. Инвесторы разные бывают. Чтобы прорыв сделать, надо выбрать большие точки – Приморский край, Московскую область или другой регион – и направить усилия на их развитие. Но это не значит, что мелкие туристические объекты не должны развиваться. И базы отдыха, и маленькие гостиницы, и охотхозяйства – этого всего должно быть как можно больше. Ведь сейчас если вы захотите поехать на рыбалку по Туруханскому краю, то вам надо будет заказывать тур за год вперед. Очень ограниченные возможности. А ведь это дает жизнь тем же егерям и в конечном итоге – регионам. Чем таких возможностей будет больше – тем лучше.
– А это как раз по силам местным властям.
– Да.
– А есть ли смысл изобретать новые виды туризма? Что-то свое – водочный тур, например, то есть то, чего явно не предложит другая страна – или стоит придерживаться уже опробованных моделей?
– Должно быть разнообразие. Был бы поток, а ему предлагать надо все. Путешествие и есть путешествие – Африка ли за окном или Красноярский край. Выбирай маршрут и делай. Мировой опыт вполне применим.