12 декабря 2022 года Ассоциация менеджеров в онлайн-формате провела совместное заседание Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии и Отраслевой комиссии по гостиничному бизнесу и туризму на тему «Маркетинг территорий и внутренний туризм», в котором приняли участие представители региональных агентств по туризму, гостиничных брендов, а также крупные российские туроператоры.
На повестке дня были вопросы, связанные с новыми непростыми реалиями, в которых оказались все представители туристической отрасли: отельеры, туроператоры, системы бронирования, объекты туристического показа. Однако, наряду со всеми сложностями, по мнению большинства участников дискуссии, это точка роста для внутреннего туризма. Как не упустить возможность заявить о своем регионе и повысить его привлекательность с помощью маркетинга, как отелю прийти к полной заполняемости, а туроператору получить возвратных туристов? На эти и другие вопросы ответили эксперты рынка.
Модераторами заседания выступили исполнительный директор IPSOS Марина Безуглова, сопредседатель Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии, Артем Засурский, член правления, вице-президент по стратегии и развитию АФК «Система», сопредседатель Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии, и Инна Пехова, сопредседатель Комиссии по гостиничному бизнесу и туризму, основатель Международного центра креативного гостеприимства.
Важность развития бренда территории для повышения ее привлекательности в глазах путешественников подчеркнул первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
– Крайне важна и обратная связь, в том числе и негативная, от всех заинтересованных сторон, – добавил он.
С этим согласилась Инна Пехова, подчеркнув, что туристы при выборе маршрута для отпуска скорее отдадут предпочтение тому из них, который на слуху, а самому региону необходимо четкое понимание своей целевой аудитории и 3-5 локаций, из которых можно развить торговую историю.
– Не стоит забывать и про креативность – кто креативен, тот получит свой поток туристов, а конкуренция двигатель прогресса, – добавила Инна Пехова.
– Маркетинг – это про уникальность, – уверена Марина Безуглова. По ее мнению, туристы заранее должны знать, зачем они едут в тот или иной регион, а наиболее привлекательным для них будет то, чего нет у них дома. Важно сделать свое предложение и по-разному его показать в зависимости от аудитории.
Положительную динамику в развитии внутреннего туризма отметила руководитель по связям с общественностью туроператора FUN&SUN Ольга Иванова.
– Турпоток по стране продолжает расти, а системный подход в регионах помогает туристу ответить самому себе на вопрос «зачем я сюда еду». В компании уверены, что маркетингу территории важно уделять пристальное внимание, а турист уже на этапе планирования должен иметь представление о регионе и знать о его ключевых событийных мероприятиях, которые также могут стать точкой притяжения. При запуске чартерной программы в новый регион FUN&SUN анализирует популярные точки в нем. «Так было с Бурятией – точкой притяжения здесь был выбран Байкал. Но для возвратных туристов мы делали акценты уже на другом – на культуре, религии, шаманизме, гастрономии, природе, оздоровлении. И мы получили возвратных туристов, – подытожила Ольга.
– Важно быть на волне современных трендов, – отметила генеральный директор проекта «Гжель – открытый код» Елена Королева. Проект предусматривает развитие туристско-образовательного кластера на базе старейшего завода по производству фарфора – «Объединение Гжель» в деревне Турыгино Раменского городского округа. В этом году проект победил в номинации «Турмаршруты и проекты, включающие объекты креативных индустрий» в рамках Всероссийского конкурса проектов и лучших практик в сфере экологического, этнокультурного и креативного видов туризма, проводимого в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
– Мы сделали ставку на привлечение молодежи в рекламу региона, провели современную реновацию самого гжельского завода, а также парковой зоны вокруг него, – рассказала Елена Королева. В рамках проекта считаю важным подумать и о том, куда турист поедет дальше и сразу предложить ему возможные дестинации.
Удачный пример того, как стать у всех на слуху и попасть в тренды, привела вице-президент по маркетингу и бренду компании «БКС» Ирина Лебедева. Интересная рекламная кампания была недавно в Турции – страна по указу президента изменила написание своего названия, и теперь она не Turkey (что с англ. переводится, как «индейка»), а Türkiye. Этот факт получил широкое отображение в СМИ, что принесло стране дополнительный пиар.
– Это дает нам понять, что у маркетинга нет невозможных задач – главное правильно сформулировать цели, — сказала Ирина.
«Попасть» в свою целевую аудиторию региону может помочь комплексное решение по повышению туристического потенциала, считает Венера Ровенская, руководитель центра по развитию регионов МТС Travel: «Большие данные помогают нам подробно рассмотреть портрет туриста, который приезжает в регион – от социально-демократических характеристик до интересов. А инструменты сервиса «МТС Маркетолог» позволяют построить с этой аудиторией взаимодействие и повысить туристическую привлекательность региона».
А как быть отелю, расположенному не в самом популярном туристическом регионе? Людмила Галактионова, директор департамента продаж Cosmos Hotel Group рассказала о двух кейсах управляющей гостиничной компании – это отели в городах Когалым и Сегежа. Так, в Когалыме на данный момент ведутся переговоры с местным населением – хантами, чтобы включить посещение их национальных жилищ в туристические программы, построены океанариум, оранжерея.
Развеивать популярные стереотипы о регионе – еще один способ пробудить интерес путешественников. Руководитель Агентства туризма и продвижения Тюменской области Дмитрий Пухов ставит своей целью донести до туриста, что Тюмень – это не лютые морозы, нефтяники и медведи.
– Это богатое культурное и историческое наследие, уникальные подземные термальные воды. Большой вклад в посещаемость может сделать и грамотно продуманная рекламная кампания. После продвижения открытого термального сезона, посещение наших термальных комплексов, например, выросло в 3 раза, – добавил Дмитрий.
Олеся Абашева, заместитель директора АУ «Агентство по развитию туризма и индустрии гостеприимства» Минэкономразвития Чувашской Республики подчеркнула, как важно проводить подобные встречи – «они дают партнеров, которые помогают развивать регионы». Коллеги Олеси Абашевой также видят потенциал в своем регионе.
– Однако мало просто создать тур, надо научиться и продвигать его, – резюмировала начальник развития туризма и ремесел Минэкономразвития Чувашской Республики Зоя Трифонова.
Информационный партнер Ассоциации менеджеров – журнал «Отдых в России», которому в 2023 году исполняется 20 лет.