Визовые ограничения, сложности с безопасностью и транспортной логистикой, рост цен на билеты, уход из страны международных гостиничных сетей, лавинное падение въездного туризма – все это не лучшим образом сказалось на российской туристической отрасли и качестве услуг туроператоров. Как превратить вызовы в возможности обсуждали участники заседания Комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров 3 октября 2022 года.
– Экономика продолжает работать. И люди должны ездить в отпуска, менять картинку, отвлекаться от окружающих событий для сохранения психологической устойчивости. Это важная задача, обязательная к исполнению. Какие туристические возможности есть сейчас у потребителей, и как туристическая отрасль использует беспрецедентные возможности по развитию внутреннего туризма? — обозначил тему события первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.
С тем, что сегодня для туроператоров время возможностей, перспектив и креатива согласна модератор, основатель Международного центра креативного гостеприимства, председатель Комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров Инна Пехова.
– В любое время, в любой отрасли, чтобы быть первыми, надо следить за тенденциями, своевременно переформатировать продукт, искать единомышленников, предлагать коллегиальные решения, – уверена председатель комиссии.
В числе перспективных направлений, способных заинтересовать потребителей, Инна Пехова назвала образовательный, промышленный, медицинский, гастрономический туризм.
По словам заместителя генерального директора FUN&SUN Александра Сирченко, еще в 2018 году компания начала взаимодействовать с субъектами Российской Федерации с целью развития новых направлений. Выстроенные отношения, реализованные планы стали конкурентным преимуществом туроператора в кризисные времена, что позволило компании занять лидирующие позиции на внутрироссийских направлениях.
– Благодаря ранее выстроенным взаимоотношениям с региональными органами власти мы смогли запустить чартерные программы по России, раньше о таком можно было только мечтать, – подчеркнул Александр Сирченко. – В этом году мы реализовали туры на чартерах и на блоках по 20 маршрутам от Камчатки до Калининграда и будем наращивать ассортимент направлений. Это один из ярчайших примеров, когда мы смогли вызов конвертировать в новые возможности развития компании, а также обеспечили россиянам возможность путешествовать внутри страны по привлекательным ценам.
Эксперт также уверен, что кризисы последних лет в совокупности с выстроенным взаимодействием между турбизнесом и государством содействуют развитию новых видов туризма.
В частности, председатель Правления ФРОС Region PR, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Геннадий Шаталов обозначил особую роль событийного туризма. Этот драйвер туристической жизни региона посредством фестивалей, конкурсов, масштабных мероприятий, превращает любое время года в «высокий» сезон и является инструментом для развития местного бизнеса.
В Бурятии ставку делают на лечебно-оздоровительный туризм. Уникальные санаторно-курортные возможности региона представила заместитель министра туризма Республики Бурятия Баярма Цыдыпова.
– Пандемия и санкции ударили по рынку очень серьезно: мы потеряли не только большой объем бизнеса, но и поставщиков, – в свою очередь рассказала генеральный директор дизайн-отеля «СтандАрт» Елизавета Никитина. – Тем не менее, мы решили во что бы то ни стало сохранить высокий уровень сервиса, и верим, что это поспособствует выполнению показателей. Несмотря на уход некоторых зарубежных гостиничных сетей, в индустрии много квалифицированных специалистов, которые помогут гостиничной индустрии выйти на новый уровень. Увеличить объем въездного туризма можно за счет гостей из стран СНГ.
На туристов из дружественных стран, в том числе, делает ставку директор по стратегическому развитию Курорта Красная Поляна Ольга Филипенкова. Говоря о возможностях курорта, она остановилась и на вопросах импортозамещения. Мы практически не потеряли объемы бронирования после ухода профильных интернет-систем, большой процент гостей переключился на собственный онлайн магазин курорта (krasnayapolyanaresort.ru), где гости могут забронировать любой из 9 отелей курорта, а также дополнить покупку ски-пассами и различными сервисами.
Ольга Филиппенкова также отметила тенденцию создания интегрированных курортов, которые предоставляют широкий спектр туристическо-развлекательных услуг и имеют единую структуру управления.
– В туризме остро стоит вопрос о квалифицированных кадрах, которых необходимо все больше, учитывая государственную политику туристического развития территорий. Обучать их надо уже сейчас, невзирая на обстоятельства и мыслить на перспективу, — подчеркнула спикер.
Продолжая тему инструментов для туротрасли член Экспертного Совета комитета по туризму Государственной Думы Российской Федерации, руководитель центра по развитию регионов «МТС Трэвел» Венера Ровенская представила комплексное решение для развития туристического потенциала регионов. Это платформа «МТС Трэвел», в основе которой – в том числе решения на основе Big Data.
– Для развития туристического потенциала регионов мы используем пути, которые повышают эффективность бизнеса и в системе принятия решения являются ключевыми. Контекст сильно изменился, а большие данные позволяют быть не только эффективными, но и тратить меньше финансов. Платформа позволяет создать цифровую витрину туристическо привлекательного региона на основе цифрового портрета потенциального туриста, управлять их потоками, контролировать показатели для привлечения инвестиций.
Во время заседания спикеры предложили еще несколько инструментов. Которые, по их мнению, позволяют консолидировать операторов туристической отрасли и индустрии гостеприимства, обмениваться опытом, принимать эффективные решения. В частности, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков для привлечения внешних туристов работает над созданием Международной туристической ассоциации. Основатель премии «Горы России» Илья Виноградов считает, что конкурс станет точкой роста для региональных горнолыжных курортов. Своим видением поделились также инвестор Александр Шульгин и эксперт в области сенсорного маркетинга Тимофей Смоленский.
Информационным партнером комиссии выступает журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России».