Когалым – один из самых молодых городов России. В переводе с языка хантов, проживавших в этом краю с незапамятных времен, «Когалым» значит «Гиблое место». В наши дни о городе отзываются как о «Жемчужине Западной Сибири», и это не преувеличение. Когалым возник благодаря открытию в Западной Сибири «черного золота». Современный город, начавшийся с армейских палаток, был возведен нефтяниками. Когалым – «столица» нефтяного гиганта, компании «ЛУКОЙЛ». Кстати, аббревиатура ЛУКОЙЛ состоит из начальных букв трех городов – Лангепас, Урай и Когалым. Вся история города и земли, на которой его создали, умно, тонко и интересно отражена в экспозиции Музейно-выставочного комплекса Когалыма, на экскурсию по залам которого мы и отправляемся.
-Как нам удалось собрать такую экспозицию? – переспрашивает шатенка в синей униформе – методист музея Наталья Подольская, наш экскурсовод на весь день. – Мы обратились к населению по телевидению, и большинство экспонатов люди принесли безвозмездно. Да и мы не сидели спокойно, объезжали гаражи, ходили по квартирам, даже помойки осматривали. У Когалыма короткая история, но людям она необходима. В течение первого месяца после открытия у нас было две тысячи посетителей. На стене висят черно-белые фотографии, датированные 1976 г. На одной улыбающиеся парни в строительных касках, девушки с букетами сирени, музыканты-духовики на фоне крановой стрелы путеукладчика.
Так отмечали окончание строительства каждого сотого километра железной дороги Сургут – Уренгой, объясняет Наталья. Первопроходцы, до сих пор живущие в Когалыме, часто приходят к нам в музей, рассматривают снимки и всегда радуются, обнаружив себя.
Мы заходим в плацкартный вагон, слышим гудки и стук колес, трогаем лежащие на полках вещи – приметы ушедшей эпохи. Здесь нет ничего бутафорского, все подлинное, включая и сам вагон. Чтобы добыть его, пришлось обить много порогов, а при получении – разрезать на части, занести в помещение музея и заново сварить.
– Вполне логично, – продолжает рассказ Наталья, – что отдельная часть музейной экспозиции посвящена нефти, ведь Когалым возник благодаря открытию в Западной Сибири «черного золота». Вот на одной из фотографий новоиспеченный президент «ЛУКОЙЛА» Вагит Алекперов, стоя на дощатой сцене, выступает перед жителями, а по соседству первый мэр Когалыма Сергей Собянин в меховой шапке и шубе налаживает работу местного ЖКХ. Под стеклом – археологическая коллекция старинных светильников, найденных на территории Персии. Закопченные глиняные плошки подтверждают, что нефть как горючий материал была известна человеку с древнейших времен. На соседнем стенде – пышная шапка гренадера Петровского полка. Она здесь тоже оказалась не случайно. Когда Петр Первый узнал, что в районе Каспия добывают черную «нафту», на доходы от продажи которой можно содержать целую армию, он снарядил войско и приказал завоевать Баку.
Музей выставляет награды, выданные российскому керосину на международных выставках. Во всех деталях можно разглядеть Большую золотую медаль, полученную на выставке мировых промышленных достижений в 1883 г. Наталья показывает мне еще один любопытный экспонат – действующий макетик нефтяной вышки с насосом и качалкой. В середине XIX в. людей надо было приучить к тому, что керосин более удобен для освещения, чем масло и сальные свечи. В то время вместе с канистрой горючего покупателю бесплатно давали керосиновую лампу. И демонстрировали с помощью макета, как работает нефтяная качалка, – это была своеобразная реклама.
Наталья ведет меня дальше, в зал с прозрачным полом и колышущейся в нем травой. Я встаю на стекло – и вдруг почва резко уходит из-под ног. Мне кажется, что какая-то сила с бешеной скоростью затягивает меня вниз. С помощью сделанной по особому заказу проекционной системы достигается эффект полета между разломами и складками земной коры. Миновав солевые образования и слой песчаника, я едва не падаю в кипящую жидкую магму. Но тут проектор выключается, на полу снова шевелится трава. За несколько минут мне становится понятно, как устроена планета внутри, каким образом в ее толще образуются залежи нефти. Погружение под землю – не единственный интерактивный познавательный объект Музейно-выставочного центра. Есть еще комплекс «Транс-Форс», позволяющий совершить виртуальное путешествие по экзотическим странам с помощью трехмерной графики. Наташа открывает дверь, и я вижу на экране размером со стену панораму китайского Шанхая с устремленной в небо телебашней и скоплением высоченных небоскребов. За столиками у компьютеров сидят школьники, на вид четвертый-пятый класс. Глядя на экран, мальчики и девочки нажимают на клавиши, отвечая на заданные вопросы. После «Транс-Форса» школьников ждет Зал занимательной науки, или «Экспериментариум». Наблюдая за движением железных опилок, здесь можно увидеть веерное расхождение магнитных полей и проверить себя на детекторе лжи. Прикладывая ухо к фокусу параболической антенны, можно пошептаться друг с другом, находясь в разных концах комнаты. Можно увидеть эффект торнадо, рожденного ультразвуковым генератором, который выбивает с поверхности воды молекулы и образует завихрение.
Мы переходим в следующий зал, где установлен казацкий корабль – струг. На парус проецируются сцены из художественного фильма «Ермак». Для этого фильма по старинным чертежам была сделана копия корабля – она-то и попала в когалымский музей. В конце XVI в., волоком перетащив струги через Урал, казаки двинулись в Сибирь Последний зал посвящен этнографии коренных жителей Западной Сибири – народов ханты и манси. Повсюду развешаны разноцветные ленточки – просьбы к вездесущим духам, а также к Воде, к Земле, к Верховному богу Торуму. На бубне шамана изображены узоры, символизирующие мир, каким его видят ханты. Возле чума стоит хлебная печь, сделанная из ивовых прутьев, обмазанных речной глиной. Наталья говорит, что на отдаленных стойбищах ханты до сих пор используют такие печи для изготовления лепешек из черемуховой муки, смешанной с рыбьим жиром. Орнаменты из бисера на одежде тоже не похожи, поэтому издалека, по узору на одежде, хант может безошибочно определить, откуда родом его соплеменник.
Только сейчас, заканчивая экскурсию по музею, я начинаю понимать, как талантливо современные компьютерные технологии соприкасаются здесь с древней культурой коренных жителей Севера. И как тесно короткая хроника одного из самых молодых городов России пересекается с историей возникновения планеты Земля.