Дело всей жизни

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ЛИДЕР ПО КОЛИЧЕСТВУ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ В РОССИИ: ОТ МАЛЕНЬКИХ С НЕБОЛЬШИМИ ЭКСПОЗИЦИЯМИ ДО СОЛИДНЫХ, В НЕСКОЛЬКО СОТ, И ДАЖЕ ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ. В САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ИЗ НИХ ПОБЫВАЛА ЕЛЕНА ЧУЙКОВА.

Коллекции некоторых частных музеев восхищают не менее, чем государственных. За каждым таким объектом стоит судьба конкретного человека, который собирает и сохраняет произведения искусства, вкладывает душу и сердце в свое детище.

Красивый фасад музея в стиле классицизма –результат пере-стройки здания начала XIX века.

Музей имени Вадима Орлова

Музей представляет богатую коллекцию художественного фарфора частных заводов России XIX–XX веков, произведений чугунного художественного литья уральских заводов, русского и европейского столового серебра, а также русских самоваров.

А началось все с историй одного человека и одного дома, жизни которых в какой-то момент сошлись, словно две реки.

Ваза с портретом Наполеона.Императорский фарфоровый завод. 1905–1910 годы.

Вадим Орлов – коренной ярославец, промышленник, ученый, химик, человек, посвятивший всю свою жизнь производству технического углерода. С конца 80-х годов XX века он стал коллекционировать предметы русской старины и каслинского литья. Собрание предметов стремительно пополнялось и в какой-то момент перестало умещаться в домашнем и рабочем пространстве. Еще задолго до открытия музея началась профессиональная работа: описание экспонатов, систематизация, поиск помещения для коллекции, которая «просила место». Выбор пал на дом на Волжской набережной.

– Трогательный в своей неухоженности, беззащитный, дом взывал о помощи, – рассказывает директор музея Анна Орлова. – Вадим Юрьевич привел в порядок и само здание, и часть набережной, на которой оно расположено.

Коллекция музея насчитывает 5200 экспонатов, три тысячи из которых составляет фарфор. В нем девять залов и театральная площадка.

История дома, в котором разместился музей, впечатляет. Он был построен во второй половине XVII века, с тех пор сохранился великолепный сводчатый подвал. В 20-е годы XIX века дом полностью перестроили. В разные годы он был купеческим, доходным, домом общества врачей, больницей. Находился то в частном владении, то в государственном. Какое-то время он вовсе пустовал и обветшал. Стараниями Вадима Юрьевича и поддержкой завода, которым он руководил более 20 лет, дом снова ожил. Скоро ему исполнится 350 лет.

Мальчик-садовник с гирляндой цветов. Англия, фарфоровая фабрика Коупленда. РубежXIX–XX веков.

– Благость для дома – стать впоследствии музеем, – говорит Анна Орлова.

Окна в полу позволяют заглянуть в подвал конца XVII века.

Сейчас коллекция музея насчитывает 5200 единиц хранения, три тысячи из которых составляет фарфор. В нем девять залов на трех этажах, театральная площадка. Здесь проводятся всевозможные мастер-классы и квесты для детей и взрослых, а также воскресные чаепития с беседами о фарфоре, этикете и сервировке. Также есть специальные программы для слабовидящих и слабослышащих людей.

Коллекция самоваров представлена в красивом зале цокольного этажа.

В коллекции представлены фарфоровые изделия основных крупных фабрик, таких как завод Гарднера и Русский Императорский завод. Однако основная любовь Вадима Орлова была обращена на частные фарфоровые заводы, а их существовало в XIX веке более ста. Здесь есть изделия фабрики М.С. Кузнецова, фарфорового завода братьев Корниловых, завода Попова, фабрики братьев Рачкиных, фабрики Миклашевского.

– Мы хотим показать с помощью нашей коллекции, что на Руси всегда были талантливые люди, с золотыми руками. Это восхищало тогда и продолжает удивлять сейчас, – рассказывает директор музея.

Музей часто становится площадкой для спектаклей, концертов, программ для детей.

В начале марта здесь открылась выставка европейского кружевного фарфора коллекционера из Подмосковья Жанны Полански. Фантастический по красоте фарфор из Германии и Франции, в основе изготовления которого содержится настоящее кружево, представлен образцами конца XIX – начала XX веков. В музее это первая выставка привозного фарфора.

Коллекция художественного литья из чугуна насчитывает более 300 экспонатов.

В планах на этот год создание наборов открыток с изображением экспонатов, которые положат начало целому каталогу, участие в выездных выставках в Москве на ВДНХ, а также организация выставки печных изразцов последней трети XVII – начала XVIII веков в Санкт-Петербурге.

Адрес: Ярославль, Волжская набережная, 15. Сайт orlovmuseum.ru

 

 

Музей эмальерного искусства «Эмалис»

Еще одно интереснейшее и уютное место, в котором нужно обязательно побывать, если вы оказались в Ярославле, – Международный творческий центр эмальерного искусства «Эмалис». Он располагается в особняке 1786 года. Центр был создан в 1991 году народным художником России Александром Карихом для обучения и объединения художников-эмальеров России и стран СНГ. Сам музей открыли уже в 2010 году, когда Александр и его супруга Наталья решили, что коллекция картин, искусно и кропотливо выполненных в технике «горячая эмаль», достойна широкого круга зрителей, а не только узкого круга друзей. Собрание картин, одно из самых крупных в мире, представлено работами из России, стран СНГ, Европы, Китая, Японии, Латинской Америки и США.

Лестница в мезонин – два небольших уютных зала позволяют проводить выставки и мастер-классы.

Александр Карих – художник-монументалист, 11 лет возглавлял Союз художников в Ярославле. Он познакомился с техникой горячей эмали в Венгрии в 1986 году. Эта техника предполагает роспись эмалевыми красками по металлу. После обучения в Венгрии, а также посещения мирового Центра эмальерного искусства в Германии он создает свой первый и на данный момент единственный в России Международный центр эмальерного дела «Эмалис». В нем ежегодно проходят международные симпозиумы, на которые съезжаются эмальеры, художники, керамисты, ювелиры, скульпторы, творческие люди со всей страны, а также стран СНГ и Европы. В декабре 2021 года состоялся юбилейный 35-й симпозиум.

Карих А.А. Парад марионеток. Медь, горячая эмаль,1991 год.

Творческий центр «Эмалис» был создан в 1991 году народным художником России Александром Карихом для обучения и объединения художников-эмальеров России и стран СНГ.

Александр и Наталья Карих с гостями из Великобритании.

У гостей музея есть замечательная возможность не только полюбоваться картинами и украшениями, но и принять участие в увлекательном мастер-классе по созданию своего собственного шедевра в технике «горячей эмали», например кулона или картины. Они будут расписаны лично вами и тут же пройдут обжиг в печи при температуре более 800 °С. Важная особенность данного искусства – произведения хранятся сотни, а то и тысячи лет, потому как эмаль не стареет, и вы сможете их предавать из поколения в поколение как семейную реликвию.

В музее регулярно проводятся мастер-классы.

Ежегодно мастер-классы по «горячей эмали» посещают более 10 тысяч туристов и школьников, и их количество неуклонно растет. С 2018 года музей входит в Топ-15 лучших частных музеев страны, по данным Ассоциации туроператоров России.

Гертруд Ритман Фишер, Композиция «Мир». Горячая эмаль, медь.

Картины и украшения, созданные мастерами в творческом центре «Эмалис», можно приобрести в сувенирном магазине при музее или на его сайте.

Готовые кулоны и картины, сделанные гостями в технике «горячая эмаль».

Адрес: Ярославль, Тверицкая набережная, 15. Сайт emalis.org

 

ФОТО: МУЗЕЙ ИМЕНИ ВАДИМА ОРЛОВА / МУЗЕЙ ЭМАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА «ЭМАЛИС»

 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest