Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели седьмое ежегодное исследование, посвященное развитию туризма и туристической привлекательности российских регионов. Кто же оказался в лидерах по итогам 2021 года?
В целом минувший год оказался успешнее предыдущего. Вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя в течение года властями вводились различные ограничения, связанные с пандемией, в целом регионы прошли этот год неплохо. Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, вообще показали динамику лучше допандемийного 2019 года, увеличив на 15–20% количество принятых туристов.
Наиболее заметной поддержкой в условиях распространения коронавируса для граждан и турбизнеса стал туристический кешбэк – возврат 20% от стоимости тура по России. По официальным данным, за период до 2022 года этой программой воспользовались более 1,6 млн россиян, на карты «Мир» им вернулось 6,7 млрд рублей. В этом году акция будет действовать с 18 января по 1 марта. Отправиться отдыхать можно вплоть до 30 апреля, а поехать в круиз – с момента открытия навигации и до 1 июня.
Основные тренды видны: развивать будут
уже раскрученные курорты, имеющие потенциал для роста и нехватку номеров.
При этом некоторые эксперты считают, что кешбэк нужно распространить и на все государственные санатории, даже не прошедшие классификацию, то есть не получившие гостиничные звезды.
– Частный отельчик сомнительного уровня, но со звездами, непонятно как полученными, включается в реестр, а государственный санаторий со всеми лицензиями Минздрава и разрешениями, в котором лечат людей, не входит. Причем эта проблема касается всех санаториев, не только крымских, – рассуждает директор симферопольского туроператора «Тесс Тур Крым» Виктор Весна.
Хорошим знаком для отрасли стало появление в прошлом году нового нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
– Это наше будущее. Помимо кешбэка, появилась субсидия для туроператоров, зарезервировано 1,2 млрд рублей на развитие чартерных маршрутов. При этом восстановление будет постепенным, ближайшие два года, и приведет к серьезным изменениям на рынке. В следующем году будет меняться законодательство о туризме, все проекты должны проходить общественные слушания. Все это дает нам перспективы, перемены не будут быстрыми и одномоментными, нас ждет долгий процесс перестройки отрасли, – высказал свое мнение председатель совета директоров холдинга «Випсервис», вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
Одной из компаний, которая взялась за организацию чартеров, стал туроператор TUI Россия.
– Мы в пять раз по сравнению с прошлым годом увеличили число туристов, отправленных по России. Укрепили позиции на чартерных направлениях: в Бурятии, Шерегеше, Мурманске, запустили новые – Сахалин, Тюмень, Казань. Мы завершили год, выполнив все обязательства перед нашими клиентами, чьи путешествия не состоялись по причине введения локдауна в 2020 году, – говорит генеральный директор туроператора TUI Россия Тарас Демура.
С 1 января 2022 года в России заработала госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. Общий объем финансового обеспечения до 2024 года составляет 724 млрд рублей, из них 168 млрд – средства федерального бюджета.
– Основные тренды видны: развивать будут уже раскрученные курорты, имеющие потенциал для роста и нехватку номерного фонда, и труднодоступные, но безумно красивые локации: на Камчатке, Сахалине, Курилах, Кольском полуострове, плато Путорана, Карелии, Алтае, Байкале. Эти заповедные территории требуют особого, аккуратного отношения к себе, но могут стать настоящими туристическими звездами мирового значения при умелой организации работы на них, – считает генеральный директор журнала «Отдых в России» Антон Семенов.
Итак, критериями для оценки регионов стали: уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры; доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона; развитие санаторно-курортной отрасли; популярность у российских и иностранных туристов; количество объектов культурного наследия; уровень преступности; интерес как к месту отдыха в Интернете; продвижение туристического потенциала в информационном пространстве.
На основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2020–2021 годы, с учетом мнения экспертов, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга – 2021.
Итоги Национального туристического рейтинга – 2021
Лидером рейтинга в этом году стал Краснодарский край. Черноморское побережье является главным магнитом для миллионов туристов, мечтающих о море и солнце. Расположенные в крае курорты, в том числе зимние, на Красной Поляне, в условиях длящейся второй год пандемии бьют все рекорды по посещаемости. Только по официальным данным Росстата, за 9 месяцев 2021 года в гостиницах края остановились 8 млн человек, совершив более 53 млн ночевок. По данным администрации Краснодарского края, за 11 месяцев 2021 года регион принял 16,2 млн туристов, превысив показатель 2020 года на 47%.
Группа 1: «ЗОЛОТАЯ ДВАДЦАТКА»
Место | Наименование субъекта РФ | Баллы |
1 | Краснодарский край | 120,3 |
2 | Московская область | 119,8 |
3 | Город федерального значения Москва | 118,3 |
4 | Республика Крым | 117,8 |
5 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 112,4 |
6 | Приморский край | 107,2 |
7 | Алтайский край | 104,6 |
8 | Республика Татарстан | 103,7 |
9 | Нижегородская область | 101,6 |
10 | Самарская область | 101,2 |
11 | Ставропольский край | 100,3 |
12 | Республика Башкортостан | 99,1 |
13 | Новосибирская область | 97,1 |
14 | Челябинская область | 96,4 |
15 | Иркутская область | 93,1 |
16 | Свердловская область | 91,8 |
17 | Тюменская область | 90,8 |
18 | Ростовская область | 89,9 |
19 | Калининградская область | 89,5 |
20 | Сахалинская область | 88,4 |
На втором месте рейтинга расположилась Московская область. Как и год назад, Подмосковье в условиях пандемии стало местом, где жители российской столицы могли не только отдохнуть, набраться сил, но и восстановить здоровье. Развитая санаторно-курортная база и большое количество ее постояльцев вновь помогли региону обойти ближайшего соперника по рейтингу – Москву, занявшую в этом году 3-е место.
В Москве, где традиционно иностранных туристов больше, чем в каком-либо регионе России, восстановление гостиничного рынка идет более низкими темпами, чем в среднем по России. Так, по оценкам Росстата, средства размещения столицы в январе – сентябре 2021 года получили 61,1 млрд рублей доходов, что на 36% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (по России – плюс 1%). Число ночевок в Москве относительно 2019 года сократилось на 6%, до 23,7 млн.
В Москве, где иностранных туристов больше, чем в каком-либо регионе,
восстановление гостиничного рынка идет более низкими темпами.
Четвертую строчку итоговой таблицы занимает Республика Крым. Глава региона Сергей Аксенов сообщил, что туристический поток в республику по итогам 2021 года достиг 9,5 млн человек. Официальная статистика выглядит скромнее: по данным Росстата, число размещенных в гостиницах за 9 месяцев 2021 года составило около 2 млн человек (в 2020 году – 1,9 млн).
Группа 2: «КРЕПКИЕ ПРОФИ»
21 | Пермский край | 88,3 |
22 | Ярославская область | 87,9 |
23 | Ленинградская область | 87,8 |
24 | Тверская область | 85,6 |
25 | Саратовская область | 80,7 |
26 | Тульская область | 79,4 |
27 | Владимирская область | 77,8 |
28 | Республика Карелия | 77,6 |
29 | Воронежская область | 77,2 |
30 | Волгоградская область | 74,9 |
31 | Вологодская область | 74,3 |
32 | Омская область | 73,4 |
33 | Белгородская область | 71,7 |
34 | Липецкая область | 69,8 |
35 | Кемеровская область – Кузбасс | 68,7 |
36 | Красноярский край | 68,4 |
37 | Астраханская область | 68,1 |
38 | Оренбургская область | 66,6 |
39 | Калужская область | 66,5 |
40 | Удмуртская Республика | 65,6 |
41 | Ульяновская область | 65,5 |
42 | Хабаровский край | 64,5 |
43 | Рязанская область | 64,4 |
44 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 63,1 |
45 | Мурманская область | 62,1 |
46 | Псковская область | 61,9 |
47 | Архангельская область | 61,8 |
48 | Чувашская Республика | 59,7 |
49 | Республика Бурятия | 59,6 |
50 | Ивановская область | 56,9 |
51 | Кировская область | 56,7 |
52 | Новгородская область | 56,5 |
53 | Пензенская область | 55,4 |
54 | Кабардино-Балкарская Республика | 54,6 |
55 | Брянская область | 54,4 |
56 | Город федерального значения Севастополь | 54,2 |
57 | Республика Дагестан | 50,8 |
58 | Амурская область | 50,7 |
59 | Чеченская Республика | 49,7 |
60 | Костромская область | 48,4 |
61 | Курская область | 47,8 |
62 | Смоленская область | 43,9 |
63 | Республика Саха (Якутия) | 42,8 |
64 | Республика Алтай | 42,7 |
65 | Республика Марий Эл | 39,4 |
66 | Республика Хакасия | 38,7 |
67 | Республика Коми | 38,6 |
68 | Томская область | 37,9 |
69 | Камчатский край | 36,8 |
Северная столица, занимающая пятую строчку рейтинга, пока не смогла восстановить свои допандемийные показатели. По данным Росстата, в Санкт-Петербурге доходы гостиниц за первые три квартала этого года достигли 24,3 млрд рублей, что на 34% меньше, чем в 2019 году. Число ночевок в Санкт-Петербурге относительно 2019 года сократилось на 52%, до 6,2 млн.
Вторая, «серебряная» группа – «Крепкие профи». Лидером «Крепких профи» в этом году стал Пермский край. Пандемия отразилась на загрузке здешних гостиниц – по прогнозам регионального минтуризма, по итогам года ожидается около 550 тысяч посетителей, что значительно меньше показателей 2019 года.
Значительно улучшила по сравнению с прошлым годом свои позиции Саратовская область. По данным регионального комитета по туризму, туристский поток на 1 ноября 2021 года составил 182% от уровня 2020 года, регион посетили 735 тысяч человек. Главным же событием 2021 года стало открытие масштабного комплекса на месте приземления Юрия Гагарина в Энгельсском районе в день 60-летия первого полета человека в космос. Сюда же была построена новая велодорожка длиной более 13 километров.
В апреле 2021 года в Оренбургской области, знаменитой своими солеными озерами и арбузами, открыли музей Виктора Черномырдина. Так на родине первого председателя правительства России в селе Черный Отрог появился крупнейший музей на Южном Урале. В нем насчитывается более 25 тысяч экспонатов, есть кабинет премьера, коллекция автомобилей, оружие, ордена, живопись. Регион также улучшил свои показатели и поднялся в рейтинге.
Заметны успехи и Мурманской области. Неординарный глава региона Андрей Чибис, сыгравший губернатора в эпизоде сериала «Везет», снятом тоже в Мурманске, любит пропагандировать отдых за полярным кругом. По динамике восстановления турпотока, лишившегося из-за пандемии тысяч иностранных туристов, регион показывает неплохие результаты. Притягивают туристов ставшая знаменитой после выхода «Левиафана» Териберка, Баренцево море и северное сияние.
Группа 3: «НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ»
70 | Орловская область | 36,4 |
71 | Республика Адыгея | 36,1 |
72 | Республика Мордовия | 35,8 |
73 | Забайкальский край | 35,1 |
74 | Республика Северная Осетия – Алания | 34,9 |
75 | Курганская область | 33,4 |
76 | Тамбовская область | 32,5 |
77 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 31 |
78 | Карачаево-Черкесская Республика | 24 |
79 | Республика Калмыкия | 22,5 |
80 | Магаданская область | 21,6 |
81 | Республика Тыва | 16,1 |
82 | Республика Ингушетия | 14,3 |
83 | Еврейская автономная область | 13,7 |
84 | Ненецкий автономный округ | 12,2 |
85 | Чукотский автономный округ | 9 |
Замыкает «серебряную» группу рейтинга Камчатский край. Один из самых загадочных и неповторимых регионов России находится внизу группы из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Многие эксперты называют Камчатку одним из самых перспективных направлений экологического, активного и приключенческого туризма.
Третья «бронзовая», группа – «Начальный уровень». Состав третьей, самой малочисленной группы, где туризм еще не так развит, как в большинстве регионов, не изменился по сравнению с прошлым годом. Некоторые регионы смогли улучшить свои показатели и поднялись вверх в таблице, другие – напротив, опустились. Вместе с тем каждый из регионов этой группы по-своему уникален и имеет перспективы для развития туризма.
Трудности с грамотным позиционированием и продвижением регионов за последние годы не уменьшились. Отсутствие опыта, креатива, нестандартных подходов приводит к стагнации в управлении туристической отраслью многих регионов. Традиционные отраслевые выставки и конкурсы не приносят их участникам нужной узнаваемости на федеральном уровне. Тут требуются внятная стратегия развития, диалог и слаженная работа власти и бизнеса.
ОвР
Полную версию исследования читайте
на сайте rustur.ru
ФОТО: XDEPOSITPHOTOS / INSTAGRAM>MADRUSSIANS / ODISSEYA-NN.RU / NESIDITSA.RU / RATANEWS.RU / АРТУР ДЕМЧЕНКО / ВАДИМ РАЗУМОВ / САХАЛИНСКИЙ ТИЦ / УПРАВЛЕНИЕ ПО ТУРИЗМУ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ