Театр дяди Васи

Вместе с экоцентром «Заповедники» наш корреспондент ЮЛИЯ ТИХОНОВА пробиралась через леса Воронежского заповедника, сплавлялась по реке Хопер и знакомилась с хуторским колоритом в природно-ландшафтном парке Ломы.

Миссия охранных зон – поддерживать биологическое разнообразие животных, растений и оберегать их естественную среду обитания. Например, в начале XX века в России истребили почти всех бобров: в стране их оставалось всего несколько сотен. Перед учеными Воронежского заповедника поставили государственную задачу восстановить число речного бобра. Так, в 1932 году на юге России появился бобровый питомник, в котором сегодня уже достаточно животных, чтобы расселять их по другим странам.

Хоперский заповедник.

Природа как книга

Игорь Воробьев – биолог, всю жизнь посвятивший изучению леса. Сначала он был научным сотрудником Хоперского заповедника, затем работал в Тамбовской области, а последние 14 лет – в Воронежском заповеднике.

– Одна из самых больших проблем леса – чужеродные виды, – объясняет Игорь Иванович, проводя нашу группу по едва протоптанным дорожкам заповедника. – Эта череда, например, не наша, а североамериканская. Даже неизвестно, лечебная или нет.

Новохоперск расположен на правом крутом берегу реки, и его улицы являются отличной смотровой площадкой.

– Как она сюда попала?

– Вот один из источников, – указывает на железную дорогу ученый. – Природа – это книга, просто нужно уметь ее читать. Посмотрите на осины – деревья-клоны. Нам кажется, что это разные отдельные стволы. Но если изучить их генотип, окажется, что они одна особь. Умирая, дерево успевает заменить себя двойником, выпустив отросток из своего корня.

Некоторые растения размножаются вегетативным путем: любая отделенная от них часть становится самостоятельным организмом. Существуют целые колонии растений-клонов, чей возраст насчитывает сотни тысяч лет. Сегодня самая известная колония деревьев-клонов – Пандо, роща осинообразного тополя в США. Ученые подсчитали, что суммарный вес этого единого организма – 6 тысяч тонн, что делает его сегодня наиболее тяжелым на планете.

Во многих домах Новохоперска только крыша новая.

Мы думаем, что кит – самое крупное живое существо. А выяснилось, что вовсе не кит. Представьте, 40 тысяч единовременно растущих стволов одного дерева, возраст которого – 80 тысяч лет! Меня этот факт навел на мысль. Есть в Евангелии момент: все люди – члены тела Христова. И природа показывает нам, как это может быть. И мораль указывает на то же: «Относись к другим так, как к самому себе». Может, другие – и есть ты?

На таком пленэре кинематографистам легко снимать исторические фильмы: кажется, вот-вот крепостные крестьянки выйдут на поле.

Спектакль под небом

В 250 км от Воронежа, на границе с Волгоградской областью находится природный ландшафтный парк Ломы. Его сложно найти на карте, связи здесь практически нет. В Ломы приезжают жители ближайших городов, чтобы попариться в бане и насладиться тишиной в уютных домиках с камином и террасой. А иногда сюда съезжаются сотни людей на различные арт-фестивали, когда от зари до зари не утихает музыка.

Сплав по Хопру – путешествие для созерцателей, можно не работать веслами, а просто отдать свою байдарку на волю течения.

Раньше на месте парка находился казачий хутор, но после войны жизнь здесь совсем угасла. Главная тому причина – селение осталось без мужчин. Все те, кто ушли на фронт, так и не вернулись.

«Хорошо там, где нет места подвигу», – виднеется за рекой надпись инсталляции.

– Эта фраза из книги Ерофеева «Москва – Петушки», он связист по профессии и философ, – поясняет хранитель хутора Василий Козлов, или попросту дядя Вася, как все здесь его зовут. – Не хотелось бы совершать подвигов. Пусть на этих местах уживаются суслики, коровы, лоси, люди, чтобы всем было комфортно. Подвиг совершить – значит кого-то остановить, убить, свою жизнь потерять. Я у матери один. Она у меня, слава богу, живая, 97 лет. Но если бы снова случилась война, я бы точно перекрыл собой амбразуру, чтобы другие пробежали. Я отчаянный.

В мобильном приложении будут собраны все экскурсии от дяди Васи.

Дядя Вася не просто хранитель парка. Он режиссер-постановщик, чей «театр» сегодня – поле величиной более 100 гектаров. Ломы могли исчезнуть навсегда, но в 2003 году эти места обрели новую жизнь: жители соседних хуторов начали высаживать тут деревья, а затем воссоздавать хуторской колорит, расставляя по территории причудливые этнические декорации.

В основе концепции парка лежит идея «ландшафтного театра». Здесь и древняя мельница, которую перевезли по бревнышкам из Таловского района, и небольшие мазанки, где останавливаются гости, и колодец, студеную воду которого вкуснее пить прямо из ведра. И еще разные «арт-объекты» – плавучая сцена, маслобойня, кузница, хитросплетенный «мертвый лес», на ветвях которого можно покачаться как на качелях.

Палатки и навесы для туристов – вот и все, что нарушает природный ландшафт Хоперского заповедника.

– Родился я в хуторе Высокое, что в 30 километрах отсюда, – продолжает Василий. – Потом уехал в Киев, где учился в театральном на режиссуре. Мы ставили постановки в Чечне, в Киеве, в других городах. Вернулся я на родину в 2002 году и начал заниматься делами здесь. И столько в детей я вложил, столько произведений создал, столько «лауреатств» получил, но хотелось найти место, где можно раствориться и уединиться с природой. И теперь мы создаем спектакль под небом. Там пчелы жужжат, там птицы щебечут – 62 вида краснокнижных, между прочим. К нам приезжают художники и вдохновляются.

В Ломах трудится не так много человек, но дел всегда хватает: надо и за огородом следить, и за скотом, и за порядком. Порой это непросто, ведь вокруг парка нет ни заборов, ни шлагбаума.

Одно удовольствие пройтись по дорожкам такого терренкура.

– Если человек где-то бедокурит, значит, это моя вина. Чтобы не ездили на машинах по траве, я ставлю каменные валуны или насыпаю земляной вал. А если вижу, что какой-то рыбак сети опустил, то снимаю их, отдаю целыми и говорю: не надо так, уезжай. С людьми по-хорошему надо, тогда человек не будет нарушать порядки снова.

Несмотря на то что в Ломах возрождают быт прошлого, к созданию новых сооружений здесь подходят вполне современно: работает система «умного» полива, интерьер гостевых домиков продуман до мелочей. В планах – запустить мобильное приложение, где наконец будут собраны все экскурсии дяди Васи по уже продуманным пешим маршрутам, а затем – отстроить новое здание визит-центра. И раз в этом году дорогу до Ломов заасфальтировали, значит, дела строительные пойдут быстрее.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest