Кормилец ЕНИСЕЙ

Корпорация развития Енисейской Сибири совместно с компанией SibWayTour организовали пресс-тур для журналистов по Красноярскому краю, Республикам Хакасия и Тыва, чтобы показать красоты здешних мест.

Так состоялось мое знакомство с историей, древней культурой и основными достопримечательностями Енисейской Сибири, объединяющей три региона.

Национальный парк «Красноярские Столбы» располагается на северо-западных отрогах Восточных Саян.

 

Батюшка Енисей

«Кормилец», «необъятный», «богатырь» – так почтительно величают Енисей. Самая полноводная в России река – пятая по длине в мире. На тувинском языке Енисей называют Улуг-Хем – Великая река, на эвенкийском Ионеси – Большая вода. Пришедшие в Сибирь казаки несколько изменили данные местными народами названия реки на привычное уже нам наименование.

Революционеры на Столбах проводили нелегальные собрания, митинги и маевки.

Наше путешествие к истокам великой реки начинается в Красноярске. В 1628 году на берегу Енисея был сооружен острог Красный Яр. Впоследствии именно здесь вырос один из крупнейших городов Сибири.

Знаменитые Столбы

В числе символов Красноярска – Национальный парк «Красноярские Столбы». Сейчас он примыкает к городу, и до него можно доехать на автобусе за полчаса.

Удивительную красоту этих мест горожане оценили еще в середине XIX века. К подножию скал потянулись любители природы – купцы, чиновники, военные, рабочие, гимназисты. До Красноярска было далеко, поэтому для ночлега стали рубить избушки. Вокруг домов собирались друзья и единомышленники, складывались компании, у каждой из которых были свои названия, форма, устав и традиции. А всех вместе таких любителей экстрима издавна окрестили столбистами.

Это и есть та лестница, что ведет от Перевала к Центральным Столбам.

Дорога становится круче, рюкзак – тяжелее, а куртка – теплее. Благо по дороге есть лавочки, беседки и площадки, где можно перевести дух и перекусить. На кордоне Лалетино находится мемориальный комплекс – часовня Святителя Иннокентия и стена памяти с именами погибших столбистов.

Тропа круто взмывает вверх, оправдывая свое название Пыхтун, последнее усилие, и вот он – Перевал. Отсюда начинаются основные маршруты к скалам, а телефон наконец ловит сеть. Здесь, в сервисном центре, можно высушить вещи и переодеться. Мягкий вкус и аромат кофе с кедровыми орешками возвращают к жизни, и мы продолжаем путь. От «Центральных Столбов» нас отделяют 317 ступеней деревянной лестницы, предохраняющей растительный покров парка от вытаптывания.

– У нас более 800 видов растений, 216 видов птиц и 61 вид млекопитающих; из деревьев представлены сосна, ель, лиственница, кедр, пихта, – рассказывает наш экскурсовод – главный специалист отдела экологического просвещения Национального парка «Красноярские Столбы» Игорь Ковач.

Заповедник «Столбы» был основан в 1925 году по инициативе местных жителей. Два года назад он был преобразован в национальный парк. Его территория занимает 48 гектаров, 5 процентов которых доступны для посещения. Игорь Ковач работает в заповеднике уже более тридцати лет и про Столбы знает все: «Скал здесь около 160, и почти у каждой свое имя: Дед, Перья, Грешник, Бабка, Внучка, Львиные Ворота, Дикарь, Крепость, Монах, Каин и Авель…».

Говорят, что очень легко взойти на Первый Столб. Однажды на него на веревках подняли корову. Правда, потом, когда спустили, она перестала доиться, но аргумент, что даже корова покорила Столбы, вдохновлял многих. Кстати, может, поэтому и в наши дни желающих покорить Первый Столб порой бывает так много, что на подъеме и спуске образуются пробки.

Главное на Столбах – не взобраться на скалу, а с нее слезть! Скалы обманчивы. Поднимаешься, все просто, а спуститься порой невозможно. И тогда легкомысленных скалолазов снимают с вершины спасатели или сотрудники МЧС. В Сибири часто так: кажется, легко и близко, а на деле оказывается тяжело и далеко.

Сундуки и могила Чингисхана

Мы отправляемся дальше, держа путь на юг вдоль Енисея. Здесь раскинулась солнечная Хакасия – количество ясных дней в республике значительно больше, чем в соседних регионах. Ландшафт меняется – все ближе к нам подступают горы, они уже, в отличие от небольших степных холмов, покрыты густой тайгой… По обеим сторонам дороги тут и там возвышаются менгиры, каменные глыбы, установленные древними обитателями этих мест, пасутся стада коров, мелькают озера. Мы пересекаем одну речку за другой – и это неудивительно, ведь рек и озер в Хакасии больше 500. А исторических и культурных достопримечательностей тысячи!

Музей–заповедник «Сундуки». Множество завязанных ленточек – это подношения духам.

Одно из потрясающих, загадочных и мистических мест Хакасии – Музей-заповедник «Сундуки» в Орджоникидзевском и Ширинском районах. Это сакральный центр древней земли, находящийся в долине реки Белый Июс, памятник природы, имеющий мировое значение. По возрасту он старше египетских пирамид.

Сундуки – горная гряда, состоящая из пяти возвышенностей «ростом» до 200 метров. Свое название она получила по каменному останцу на одной из вершин, формой похожему на огромный сундук. Относительно происхождения горного массива среди специалистов до сих пор идут споры. Некоторые исследователи уверены, что на 80 процентов автором Сундуков является природа и лишь на 20 приложил руку человек. Оппоненты считают, что эта гряда по большей части рукотворна.

Петроглифы на Сундуках были сделаны несколько тысяч лет назад.

Ученые фиксируют здесь разного рода аномалии: например, приборы начинают показывать неверные значения тех или иных параметров или вообще перестают работать. Говорят, что около полуночи на Сундуках стихает ветер и в тишине вдруг возникают фантастические световые эффекты. А порой наблюдатели видят призраков, различные миражи. Утверждают, что после посещения Сундуков можно исцелиться от болезней, у некоторых открываются экстрасенсорные способности.

– Сундуки – это не только сакральный центр, но и древнейшая астрономическая обсерватория, возраст которой 18 тысяч лет, – рассказывает Андрей Вайгандт, наш экскурсовод и, как он себя называет, хранитель Сундуков.

Дорога к Первому Сундуку несложная, с ней справится любой человек без специального снаряжения и подготовки. На святилище находится древнее захоронение. В таких местах погребения удостаивались только люди, занимавшие очень высокую ступень социальной лестницы.

«Я считаю, тут могила Чингисхана. На эту мысль меня навели шаманы, когда я еще работал директором Музея-заповедника «Сундуки», – рассказывает Андрей Вайгандт. – Во время камлания перед многими из них возникала одна и та же картина. Шаманы видели спускающегося с горы человека с длинными белыми волосами и в длинных белых одеяниях, очень похожего на Чингисхана».

На Сундуках много наскальных рисунков, каждый из них несет свой тайный смысл. Здесь находится знаменитый петроглиф «Белой лошади». Древний художник выполнил его оригинальным способом; ученые, владея современными технологиями, до сих пор не могут определить каким.

Поднимаемся к каменному Сундуку. Кто бы ни создал это сооружение, природа или человек, он был гениальным мастером.

Камень покрыт надписями «Тут был…». Говорят, что некоторые из их авторов уже ушли, не дожив до сорока лет, – духи не терпят неуважения к себе. Сам человек может и не пострадать, но тогда за его негативные поступки будут расплачиваться потомки.

Вот так выглядит древняя астрономическая обсерватория.

Здесь уникальная акустика: звук, произнесенный обычным голосом, слышен на расстоянии около 300 метров. Возможно, отсюда верховный жрец руководил массовыми ритуалами, во время которых совершали жертвоприношения.

В Первом Сундуке есть небольшое углубление, одни называют его «троном жреца», другие – «креслом шамана». Говорят, что, сидя в нем, человек заряжается энергией, надо только закрыть глаза и сконцентрироваться на себе. А рядом находятся необычные камни. Загаданное на них желание, если его правильно сформулировать и точно соблюсти ритуал, прямиком транслируется во Вселенную и исполняется в течение года.

«Красный» город

Усинский тракт, старинная торговая дорога (сейчас участок федеральной трассы М-54 «Енисей»), соединяет Красноярск, Абакан, Кызыл и Монголию. Буйбинский перевал был одним из наиболее опасных ее участков, пока не построили «полку» – противолавинный тоннель с белой колоннадой, прорубленный по краю отвесной скалы. Со смотровой площадки открывается шикарный вид. Туман рекой стекается с Саянских гор, на фоне густой зелени тайги белеют ледники, снизу доносится журчание речки, скрытой молочной пеленой. За «полкой» начинается природный парк «Ергаки». Дорога петляет между скал, ее перебегает речка Буйба, слева виден Спящий Саян: гребни гор вырисовывают профиль лежащего человека со скрещенными на груди руками. По легенде, пока его покой никто не тревожит, в мире все будет спокойно.

Скульптурная композиция «Царская охота» стала одним из символов Кызыла.

Тайга на склонах гор редеет, каменистые сопки с еловыми островками переходят в широкие степные просторы Тувы. Вдоль дороги пасутся стада лошадей. Тувинцы говорят: нет лошади – нет жизни, все хорошее, что есть в жизни, они сравнивают с лошадьми.

Свадьба – один из самых важных семейных праздников тувинцев.

Бывший Белоцарск, сейчас Кызыл – столица Республики Тыва. В переводе означает «Красный». Город расположен в географическом центре Азии. Именно возле Кызыла при слиянии двух рек: Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем – (Малый Енисей) и берет начало Великий Енисей.

Трасса М-54 (бывший Усинский тракт) соединяет Красноярск, Абакан, Кызыл и Монголию.

Тайны древнего погребения

В начале ХХ века открытие тувинских археологов изменило взгляд на мировую историю. В Национальном музее имени Алдан-Маадыр Республики Тыва хранятся сокровища, найденные в одном из погребений в Долине царей. По сути, это огромное кладбище, где расположены более 200 курганов, 50 из которых считаются царскими. Захоронение назвали Аржаан-2, что в переводе с тувинского – целебный источник. Раскопки показали, что в XIII веке до нашей эры здесь существовала великая цивилизация скифов-кочевников. Более древних артефактов, принадлежащих скифам, в мире не найдено. Здесь, в верховьях Енисея, зародилась кочевая, так называемая скифо-сибирская культура.

Многие тувинцы верят, что духи природы не только все решают за них, но и незримо защищают.

Фигура скифа-кочевника из коллекции Национального музея Республики Тыва.

В захоронении обнаружили более 20 килограммов украшений, культовых и бытовых предметов из золота. Могила находилась не в центре кургана, как было принято, а на 14 метров ближе к краю, что спасло ее от грабителей. Царь и царица лежали рядом. Их одежда была расшита несколькими тысячами золотых бляшек в виде фигурок диких кошек.

Сокровища, найденные при раскопках в курганах Аржаан-1 и Аржаан-2, признаны достоянием мировой культуры.

 

Всадники гор и степей

В 130 километрах от Кызыла, в местечке Кызыл-Тей Чеди-Хольского района, расположена летняя стоянка чабанов – кочевников, которые живут по законам предков, по их рецептам готовят еду и выполняют обряды, переходящие из поколения в поколение.

Впереди путешествие по необъятной Енисейской Сибири.

Алефтине родственники на свадьбу подарили сто овец и юрту. В ней на чабанской стоянке молодые и свадьбу сыграли, и вырастили четверых детей. В 2017 году чабаны Буян Делгер-оолович и Алефтина Оруспай стали победителями республиканского конкурса «Лучшее образцовое стойбище Тувы».

На стойбище недалеко от юрты находятся кошары, куда загоняют скот. Четыре раза в год чабаны переезжают с одной стоянки на другую, меняя обедневшие подножным кормом пастбища. И юрта идеально приспособлена к такой кочевой жизни, ее можно быстро свернуть и отправиться в путь.

Природный парк «Ергаки» еще одна жемчужина Красноярского края.

В Туве распространен буддизм, который часто совмещается с шаманизмом. Многие тувинцы прежде, чем принять какое-то важное решение, советуются с шаманом.

– Мы ходим в буддийский храм, но еще у нас некоторые поклоняются духам воды, другие – дерева, а мы – духам горы, она расположена тут, неподалеку, – рассказывает Алефтина.

Утром она в первую очередь готовит чай, тувинцы заваривают его с молоком и вместо сахара добавляют соль, и обрызгивает им вокруг себя – делает подношение духам. Просит у них здоровья и благополучия, чтобы день прошел гладко, овцы не болели и хорошо плодились, и вообще, чтобы «жизнь была хорошая». Раз в год собираются всей семьей, приглашают шамана и совершают на горе обряд жертвоприношения – на большом костре сжигают еду, приготовленную из молока.

– Когда обряд сделаешь, как будто тяжесть с плеч спадает, возникает чувство свободы и на душе становится хорошо, – говорит Алефтина.

Затем угощают гостей и участников церемонии национальными блюдами, в основном мясными. Без кровяной колбасы изиг-хан, что в переводе означает «горячая кровь», не обходится ни одно тувинское застолье. Часть бараньего желудка заполняют сырой кровью с нашинкованным репчатым луком и отваривают. В кровь добавляют немного воды, но ни в коем случае не молоко – считается, что смешивать красное с белым – значит, разминуться со счастьем. А тувинское лакомство боорзак, обжаренные узкие полоски из пшеничной муки, смешанной с молоком, любят не только дети, но и взрослые.

Семейный праздник продолжают скачки и состязания по национальной борьбе хуреш. И, конечно, пение. Из глубины веков дошло до нас это тувинское искусство, песни без слов, горловое пение – хоомей. Древние кочевники в нем находили утешение, и оно помогало им пережить трудные времена. Им издревле сопровождали ритуальные действия, и до сих пор используют шаманы при камлании. Горловое пение влияет на состояние человека и помогает войти в транс. Над горными просторами далеко разносятся голоса певцов, в которых слышны голоса животных и птиц, журчание рек, свист ветра и шум вековых деревьев.

Никого не оставит равнодушным красота, культура и традиции Енисейской Сибири. Еще много секретов, тайн и загадок хранит она. Побывав на берегах Енисея один раз, помнишь об этом всю жизнь и мечтаешь когда-нибудь сюда вернуться вновь.

Текст: МАРИНА КРУГЛЯКОВА



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest