Июльский ралли-марафон «Шелковый путь-2012» без преувеличения можно назвать самым ярким и захватывающим событием минувшего лета. В рамках этого проекта российские и иностранные гонщики вот уже четвертый год подряд готовятся к легендарному марафону «Дакар».
Бренд «Дакар» неотрывно следует за «Шелковым путем». И дело здесь не только в спортивной составляющей, но и в самой системе организации, к которой наряду с российской командой под руководством Семена Якубова привлечены лучшие французские специалисты из группы организаторов «Дакара».
Во многом благодаря этому довольно молодой проект «Шелковый путь» в короткие сроки стал известным во всем мире спортивным соревнованием, узнаваемым брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами, напряженной борьбой и увлекательнейшими приключениями. Кроме того, организаторам удается успешно решать и государственную задачу продвижения национальных проектов (в том числе в автоспорте в рамках программы подготовки к Олимпийским играм 2014 г. в Сочи), а также добиваться признания их значимости мировой спортивной общественностью.
Четвертый выпуск гонки собрал участников из 25 стран мира – всего112 экипажей, в разбивке по категориям это 88 джипов и 24 грузовика.
В этом году запланированный маршрут ралли включал шесть этапов со стартом 7 июля в самом сердце столицы, на Красной площади, и финишем 13 июля на Черноморском побережье, в Геленджике. Однако в связи с известными трагическими последствиями наводнения в Краснодарском крае организаторы вынуждены были отменить заключительный этап гонки и перенести финиш и церемонию награждения в Майкоп.
Тем не менее обещанный организаторами обновленный маршрут предоставил участникам отличную возможность испытать на прочность самих себя, технику и прочувствовать на все сто истинный дух спортивного состязания, полного волнующих интриг, неожиданных событий и настоящих сенсаций.
Первый этап из Рязани в Волгоград, получивший романтическое название «дух африканской саванны», с первых километров заставил участников включиться в гонку по полной программе, оперативно реагируя на постоянно меняющиеся ландшафты и особенности дорожного покрытия.
Начало спецучастка протяженностью 258 км представляло собой извилистую трассу вдоль озер и речек с пересечением знаменитого брода на реке Бузулук. Именно там и начались первые проблемы.
Сначала почти на полчаса в броде застрял автомобиль – багги команды Sodicars, который задней частью ушел в глубокую канаву и только в результате совместных усилий болельщиков и прибывшего на место тягача смог выбраться на сухую трассу. А дальше произошел совершенно неожиданный инцидент. Пилот команды 4RALLY Вадим Савельев и его испанский штурман Ариель Хатон при заходе к броду… легли на крышу. К счастью, это произошло на небольшой скорости, поэтому обошлось без серьезных повреждений, и экипаж продолжил гонку в боевом режиме.
Вадим Савельев: «Первое ощущение от этого дня – как будто прошел не день, а целая неделя. Длинный по дистанции утренний лиазон был довольно изнурительным, и мы стартовали на этапе, уже будучи в состоянии некоторой усталости. Сам этап получился очень интересным – первые участки достаточно быстрые, и мы успели раскатиться, а во второй половине случился небольшой инцидент на броде. Кстати, этот брод не был четко прописан в легенде. При повороте к реке я сначала увидел большое количество зрителей и стал подворачивать, чтобы пересечь брод прямо, а не по диагонали, но довернул слишком сильно. Дальше все произошло, как в замедленной киносъемке: мы сначала легли на бок, потом повисли на ремнях вверх ногами. Выключили зажигание… Спасибо, зрители довольно быстро поставили нас на колеса, и мы продолжили гонку. Кроме лобового стекла никаких повреждений не было, и это самое главное, так как несколько километров после брода пришлось ехать осторожно, прислушиваясь к машине, чтобы выявить возможные скрытые механические проблемы. И вот мы на финише, получили новый опыт, будем работать над собой дальше».
А на 195-м км дотла сгорел «Мицубиси Лансер» голландского экипажа в составе Герта Узинка и Матье Бомеля, которые стали первыми аутсайдерами ралли «Шелковый путь».
Перед прибытием на первый бивуак в Волгоград экипажам предстояло преодолеть первые пески, чередующиеся с холмами и пролесками. Здесь многие экипажи вновь испытали проблемы технического плана, а также сложности в пилотировании и навигации.
День закончился двойной победой россиян – Бориса Гадасина (G-Force) в категории джипов и Эдуарда Николаева («КамАЗ») в категории грузовиков.
Кольцевой доп Волгоград – Волгоград стартовал в уникальном Арчединском лесу и приготовил участникам встречу с настоящими песками и белыми дюнами, преодолеть которые под силу было далеко не всем.
По ходу спецучастка в штаб организаторов постоянно поступали сигналы об остановке автомобилей из-за проблем технического плана. А буквально через 20 км после старта пришла новость о сходе одного из фаворитов гонки – Жан-Луи Шлессера, у которого на автомобиле отвинтилась защита и металлический лист попал под заднее колесо, в результате чего багги перевернулась и пилота с травмой руки доставили в больницу.
Команде 4RALLY также пришлось испытать механические проблемы. На 12-м км после старта на спортивной Toyota Hilux Evo IV Павла Логинова перестало работать сцепление, поэтому экипаж был вынужден отправиться на бивуак по асфальту. Всю вторую половину дня и ночь механики работали над устранением проблемы, организовав замену сцепления и ее отдельных компонентов. А комиссары ралли тем временем посетили бивуак 4RALLY, чтобы сообщить Павлу, что по регламенту он сможет продолжить гонку, получив временной штраф по системе «супер-ралли», но использовать такой шанс («джокер») можно лишь один раз!
Для второго экипажа – под управлением Вадима Савельева – день сложился более удачно: двадцать отыгранных позиций и 32-е место в общем зачете.
На третий боевой день караван последовал из Волгограда в Элисту по степным дорогам и скоростным плато, встречая на своем пути редкие поселения пастухов-кочевников. Из-за капризов погоды спецучасток протяженностью 488 км был сокращен почти в два раза. Всю ночь и утро шел сильный дождь, который основательно размыл трассу и сделал первую ее часть просто непроходимой.
В этих экстремальных условиях серьезный инцидент произошел с Тони Гардемейстером, который на большой скорости влетел в дренажную канаву и получил травму позвоночника. А проблема с рулевым управлением на Toyota аргентинца Лусио Альвареса не оставила шансов на медаль еще одному претенденту на подиум.
Для команды 4RALLY этот день сложился удачно, даже несмотря на ряд технических проблем, возникших в автомобиле Вадима Савельева (неработавшая форсунка на омывателе стекол, замена колеса и порванный тормозной шланг).
А вот Павел Логинов и Антон Плетенев обеспечили себе хороший реванш: стартовав на этапе на 66-й позиции, они примчались на финиш 36-ми!
Павел Логинов: «Самое главное, что сегодняшний день закончился финишем, а то два предыдущих дня нас преследовали технические проблемы. Трасса спецучастка была довольно скоростной – ходовые прямики с подбросами, поэтому мы все время ехали в режиме «газ в пол» со скоростью 130–140 км в час. Как настоящие ралли-рейдовцы, испытали себя в песке, подсев один раз минут на 5–7, а также активно отработали и пилотирование, и навигацию. Прошедшие дожди превратили покрытие в скользкую грязь, машину выбрасывало из колеи, поэтому приходилось постоянно ее удерживать, подруливать и т.д. Штурман ни разу не ошибся, хотя навигация была не самой простой. По личным подсчетам, на этапе мы обогнали порядка 30 автомобилей и выполнили поставленную задачу – подняться в турнирной таблице, чтобы завтра стартовать с более выгодной позиции. Все отлично, очень довольны этим днем».
Что касается лидеров гонки, то Кристиан Лавией и Паскаль Ларок (прототип Dessoude) выиграли еще один специальный участок на «Шелковом пути», опередив на 2 минуты 36 секунд Владимира Васильева и Виталия Евтехова (прототип G-Force), и вышли в лидеры ралли по сумме этапов. Следующие за ними в общем зачете Жером Пелише – Ксавье Панзери (Toyota Overdrive) и Борис Гадасин – Дан Щемель (прототип G-Force).
В грузовом зачете экипаж Эдуарда Николаева («КамАЗ-мастер»), с самого начала лидировавший в гонке, также выиграл еще один СУ, обойдя Алеша Лопрайса (MAN) и Айрата Мардеева («КамАЗ-мастер»).
Финальные два дня гонки стали самыми захватывающими – спортивную интригу удалось наблюдать вплоть до последнего километра! А потрясающие виды и пейзажи за бортом органично вписывались в атмосферу спортивного приключения.
На четвертый день ралли участникам предстояло преодолеть большой песчаный массив, степные дороги, петлявшие среди живописных солончаков белого, розового и черного цвета, а также самую засушливую часть астраханской пустыни.
Россияне постепенно усиливали свои позиции, хотя и здесь не обошлось без потерь. У Владимира Васильева, трижды приезжавшего в тройке лидеров, на последнем этапе срезало задний привод – и экипаж сошел с дистанции. Лидеры общего зачета Лавией и Пелише столкнулись c серьезными техническими неприятностями – сломанный мост у Пелише и приводной ремень у Лавией. Эстафету подхватил Борис Гадасин, который не потерял темп и довел дело до победы. Сергей Савенко финишировал шестым, а Илья Кузнецов выиграл зачет Т2.
Нельзя не отметить успешный дебют на ралли «Шелковый путь-2012» команды 4RALLУ. Вадим Савельев финишировал 19-м в абсолюте и 3-м в категории дизельных Т2, а второй экипаж команды – Павел Логинов и Антон Плетенев – по итогам гонки классифицированы на 51-й позиции.
Финал в грузовом зачете получился и вовсе сенсационным. Лидировавший всю гонку Эдуард Николаев на последнем допе увяз в болоте вместе с чехом Алешем Лопрайсом, и, как результат, «КамАЗ» Айрата Мардеева стал лучшим, вторым финишировал Петер Верслуис (MAN), а третьим – Антон Шибалов («КамАЗ»).
Торжественный подиум в Майкопе, поздравления от организаторов и встреча восторженной публики, безусловно, останутся в памяти каждого, кто добрался до финиша этого тяжелого испытания. «Шелковый путь» пройден. Бесценный опыт, приобретенный участниками российского ралли-марафона, несомненно, станет для каждого из них отличным плацдармом в совершенствовании спортивного мастерства, а также важным этапом в подготовке к полноценному марафону «Дакар».