Каменные кружева Знаменья

28.09.2012 | ОВР Храм

«А церковь такова удивительная и резная вся в вонную сторону и таким образцом и переводом, что такой в Москве удивительной по нынешнее время не было». Так в 1697 г. И.В. Погорельский описал уникальный памятник архитектуры – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы.

Это имение, некогда принадлежавшее нескольким знаменитым дворянским фамилиям, находится в Подольском районе Московской области. Усадьба давно приобрела мировую известность благодаря входящему в ее ансамбль храму. Он является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. До сегодняшнего дня неизвестны имена архитектора и мастеров, создавших этот шедевр. С уверенностью можно сказать лишь о том, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские зодчие.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Храм строился с 1690 по 1704 г. Его стены сложены из местного белого камня. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких как мелкая резьба декоративного убранства церкви.

Использование скульптур для украшения – прием для России почти уникальный

11 февраля 1704 г. «в пятницу при высочайшем присутствии того благочестивейшего Государя Царя Петра Алексиевича и любезнейшего сына Его благоверного Государя Царевича и великого князя Алексия Петровича, знатнейших такожде духовных и светских особ (храм. – Авт.) освящен Преосвященнейшим Стефаном Яворским». Это событие в Дубровицах отмечали целую неделю.

В плане церковь Знамения Пресвятой Богородицы представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом – 42,3 метра. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая терраса (1,3 метра), возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента. Даже такие незначительные части постройки, как подступеньки, украшены цепями полукружков, чередующихся с треугольными зубчиками.

Все здание обильно украшено круглой каменной скульптурой – вещью небывалой до того на Руси. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, а у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад декорирован множеством изображений ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами короны – знака власти Бога и символа царского храма. Подобное завершение церкви в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б.А. Голицына, в Больших Вяземах, князь тоже украсил храм венцом. Однако в отличие от дубровицкой короны он был выполнен из белого камня и отличался по форме.

Интерьер Знаменской церкви также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур очень разнообразны («Восстание из гроба», «Коронование Богородицы» и т. д.), но их объединяет одно – все они выполнены в технике стукко. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере храма является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации в XIX в. их заменили церковнославянскими. При восстановительных работах, проводившихся в 2004 г., латинские надписи были восстановлены.

В северо-западном пилоне церкви находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора храма. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательная резьба иконостаса и двухъярусных хоров требует отдельного разговора.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона. Однако никакого вреда церкви французы не нанесли, оставив все в целости и сохранности. Хотя не ко всем церквям было проявлено такое отношение: от Покровской церкви в соседнем селе Ерино уцелел только фундамент.

Советский период нашей истории оказался более жестоким, чем французы. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов (чуть позже колокольня была взорвана). Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

В 1940–1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. Церковь вернули верующим лишь в 1990 г.

С того времени силами прихода и благотворителей в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. Тем не менее уникальная церковь остро нуждается в помощи. В 2010 г. Всемирный фонд памятников включил Знаменский храм в список 100 объектов культурного наследия, находящихся под угрозой гибели. В настоящее время в аварийном состоянии – белокаменная галерея церкви, украшенная уникальным декором с неповторяющимся рисунком…

В 1910 г. архитектор С. Маковский сказал о дубровицком храме, что «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!». Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает и очаровывает так же, как и столетие назад!



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest