«О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» Грустный вопрос пушкинского Руслана прячется в высокой траве у лесной опушки, за которой открывается Бородинское поле – поле русской славы. Ну, может быть, немного – и французской. Если, конечно, на секунду забыть о скором – после Бородина и вступления в Москву – бесславном бегстве и последующем фактическом конце великой армии «двунадесять народов», знаменовавшем провал глобалистского проекта Наполеона Буонапарте.
«И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле!» Совсем другим – боевым – духом веет от бессмертных строк Лермонтова, посвященных невиданной до той поры по масштабам и кровопролитности битве, развернувшейся 200 лет назад на этих просторах.
71 год назад еще более страшная война прокатилась здесь траками танковых гусениц, оставив в земле новые кости – русские и немецкие. На этом поле в 1941 г. был передовой рубеж Можайской линии обороны: здесь с 12 по 18 октября воины 5-й армии сдерживали наступление немецко-фашистских войск на Москву.
Землянки и окопы второй Отечественной войны перемешались с флешами и редутами первой Отечественной. Первые серьезные раскопки Института археологии и ЦИГИ, которые начались здесь за два года до нынешнего юбилея, вскрыли пласты, о которых никто и не подозревал. Два тысячелетия назад на этих холмах и полях жили люди так называемой дьяковской культуры, здесь находят следы жилищ и очагов, бытовую керамику и остатки оружия. В одном раскопе был найден убитый осколком бомбы советский пехотинец, а прямо под ним – разделенный всего несколькими сантиметрами земли – лежал наконечник стрелы бронзового века. Кладбище немецкого госпиталя 41-го, а неподалеку в одной могиле – кости коней и людей предыдущих, наполеоновских «цивилизаторов» Руси – тех самых «уланов с пестрыми значками» и «драгунов с конскими хвостами».
Из центра старинного русского города Можайска в сторону Бородинского поля ведет дорога, по которой отступали, а потом наступали русские полки два столетия назад, – бывший Новый Смоленский почтовый тракт. Дорога приближает к прошлому макетами «имперских» черно-белых полосатых дорожных столбов с указанием расстояний. И вот перед взором открывается эпическая в своей русской простой красе картина: петляющая среди зеленых обрывистых берегов речка Колоч, церковки на холмах, перелески, полынь, звенящая тишина полей.
Когда 22 августа 1812 г. отступающая от западных границ России русская армия вступила в лагерь при селе Бородино «в 12 верстах впереди Можайска», главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, объехав на коне Бородинскую позицию, назвал ее «одной из лучших, какие только на плоских местах найти можно».
Главные события Бородинского сражения происходили в основном между двумя смоленскими дорогами. Именно здесь расположены важнейшие объекты, название которых вошли в историю: Шевардинский редут, Багратионовы (Семеновские) флеши, батарея Раевского.
«Доблесть родителей – наследие детей…» Эти слова, выбитые золотом на двух памятниках Бородинского поля, посвященных артиллеристам, можно назвать главным историческим заветом потомкам и центральной мыслью всего огромного бородинского мемориала под открытым небом.
«Битва гигантов»
Во французской историографии Бородинская битва называется сражением на Москве-реке (Bataille de la Moskova). Утром 26 августа (7 сентября) Наполеон находился на захваченном Шевардинском редуте. Увидев встающее на востоке солнце за русским лагерем, он воскликнул: «Вот солнце Аустерлица!». Императору, уставшему от арьергардных стычек с русской армией, уходившей от решающего сражения, виделась битва, в которой он разгромит войско неприятеля и заставит Александра I подписать мирный договор. Нового Аустерлица не случилось, вышло жесточайшее сражение с сомнительным исходом и зимовкой в спаленной обезлюдевшей Москве.
О смысле и итогах битвы при Бородине до сих пор яростно спорят профессиональные историки и «любители». Модные с начала 90-х «разоблачения» не пощадили и самого Кутузова. Дескать, и самим сражением он почти не руководил, и клятву, мол, свою нарушил, обещав императору и московскому градоначальнику графу Ростопчину не пустить Буонапарте в Белокаменную. Договариваются до того, что главнокомандующий, будучи членом масонской ложи, сдал-де Москву Наполеону из братской солидарности «вольных каменщиков». Стоит ли опровергать этот бред, если сама история опровергает его. Пожертвовав по сложившимся обстоятельствам древней столицей страны, но сохранив костяк армии, Кутузов тактически и психологически переиграл Наполеона, значительно ослабив его войско и вынудив вскоре стремительно бежать из непонятной России, теряя воинов и славу.
Припоминается и фраза, которую произнес Наполеон, оценивая результаты битвы: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».
По данным участника и историка событий 1812 г. Клаузевича, служившего при штабе российской армии, соотношение сил перед началом Бородинского сражения было таково: русские – 112 тыс. войска и 640 орудий, французы – 130 тыс. и 587 орудий. Есть и несколько иные сведения, однако историки согласны в целом: решающего преимущества в живой силе и пушках не было ни у одной из армий. Стоит добавить, что около 20 тыс. в русском войске составляли ополченцы, вооруженные лишь пиками. Они в основном стояли сзади, изображая резерв, а также работали санитарами, унося раненых с поля боя.
Сражение началось с нападения на деревню Бородино примерно в два часа пополудни, откуда большой кровью французам удалось выбить наших егерей. Схватка продолжалась почти до сумерек.
Главные же события развернулись на следующий день – с 5 часов утра на левом фланге нашей армии, где у Семеновского оврага стоял князь Багратион. В течение более чем шести часов все атаки французов на Багратионовы флеши отбивались с огромными потерями для нападавших. Наполеон направил туда 400 орудий, более 2/3 всей своей артиллерии. Флеши были сплошь покрыты трупами людей и лошадей – «и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».
В ходе 12-часового сражения неприятелю удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле. К 17 часам русские войска вынуждены были оставить все свои позиции и отойти на расстояние около 1 км. Несмотря на большие потери, солдаты не были деморализованы и собирались удерживать новые рубежи так же упорно, как и старые.
На следующий день командование русской армии по приказу Кутузова начало отвод войск и отступление за Москву. Наполеон не рискнул преследовать отходящих русских и, обойдя их, устремился в древнюю русскую столицу.
Таково вкратце хрестоматийное описание этапов полуторасуточного сражения. Но сколько между этими краткими строками уместилось эпизодов величайшего героизма и драматизма! Бой за Утицкий курган, лихой рейд казаков Платова и Уварова, задержавший на 2 часа решающую атаку противника, что позволило перегруппировать русские войска. Считается, что именно из-за этого рейда Наполеон не решился отправить в бой свою гвардию. А бой за батарею Раевского, названную «роковым редутом»! Русские артиллеристы и пехотинцы героически оборонялись на кургане от упорных атак кавалерии вице-короля Италии Евгения Богарне и Даву. Редут был все-таки взят французами, а затем отбит вновь яростной штыковой атакой полков генерал-майоров Паскевича и Васильчикова, но вскоре вновь перешел в руки неприятеля…
Бородинская битва стала самой кровопролитной из всех, которые были в истории человечества до нее. Подсчитано, что каждый час на поле погибало около 2,5 тыс. человек. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тыс. пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал битву под Бородином своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.
Поле русской славы: пешком, на машине и с самолета
Бородинское поле – первым в мире – было объявлено мемориалом боевой славы уже в 1830-е годы. Его основой стали могилы погибших воинов. Известно, что общих – братских – могил здесь около трехсот. Они разбросаны по всему полю и по большей части не найдены. Принято считать, что большинство памятников стоят не на захоронениях, хотя определить это сегодня трудно. Да и нужно ли? Все поле можно считать огромным воинским кладбищем.
Обычно экскурсию по Бородинскому полю принято начинать с подъема на высокий курган за деревней Горки. Именно здесь в день битвы располагался командный пункт М.И. Голенищева-Кутузова, а ныне возвышается обелиск из красного гранита, который венчает бронзовый парящий орел с золоченым лавровым венком Победы в когтях. Памятник был сооружен в 1912 г. по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова. Известна история, зафиксированная множеством очевидцев: перед началом сражения на этом кургане над головой Кутузова кружился орел, которого командующий приветствовал, сняв шляпу, под радостный крик войска. Эпизод этот вошел в многочисленные стихотворные строфы современников. С вершины холма открывается вид практически на все поле сражения.
Этот обелиск и еще 34 памятника, стоящих на холмах, на склонах оврагов и на берегах ручьев, были воздвигнуты здесь в 1912 г. – в 100-летний юбилей великой битвы. Большинство из них построено на добровольные пожертвования солдат и офицеров тех воинских частей и соединений, однополчане которых когда-то сражались здесь.
Рядом с ним – памятные знаки на братских могилах славных потомков, защищавших Москву в 1941–1942 гг.
На знаменитых Бородинских флешах в 1839–1859 гг. вдовой генерала А.А. Тучкова, убитого на этом месте в день Бородинского сражения, был построен Спасо-Бородинский монастырь, внутри которого стоит красивая Спасская церковь-усыпальница Тучковых. В «гостином доме» этого монастыря осенью 1865 г. работал над романом «Война и мир» граф Толстой. Можно представить, как Лев Николаевич выходил под вечер на Бородинское поле, вдыхая пряный аромат скошенной травы и представляя князя Андрея Болконского в его минуту роковую. Помните: «Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни. «Неужели это смерть?» – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика».
В 25-ю годовщину вступления русских войск в Париж на Курганной высоте, где стояла батарея Раевского, гордо вознесся 27-метровый монумент героям Бородина, «положившим живот свой на поле чести за Веру, Царя и Отечество». У подножия монумента по ходатайству героя 1812 г. Дениса Давыдова был торжественно перезахоронен прах легендарного полководца П.И. Багратиона, смертельно раненного в «битве гигантов».
Это как раз из тех редких случаев на Бородинском поле, когда памятник является в прямом смысле надгробием. Другое известное надгробие стоит над могилой участника Бородинской битвы генерала Д.П. Неверовского, погибшего, однако, вовсе не здесь, а под Лейпцигом – в Битве народов 1813 г. Останки генерала были перенесены сюда из немецкого города Галле в 1912-м.
Единственный французский памятник был воздвигнут в 1912 г. вблизи знаменитого Шевардинского редута – на месте командного пункта Наполеона. Надпись на нем гласит по-французски: «Aux Morts de la Grande Armee» («Мертвым великой армии»).
Из объектов, которые обязательно стоит посетить во время экскурсии по мемориалу, – Рождественская церковь постройки 1697–1701 гг. Она стоит в самом селе Бородино и была свидетелем тех великих двух дней конца августа 1812 г.
Еще одно любопытное место – так называемая высота Рубо. Это холм в селе Семеновское перед поворотом на Шевардино и немного поодаль от дороги. Находясь на этом возвышении, живописец Франц Рубо писал свое знаменитое полотно «Панорама Бородинского сражения». На высоте есть указатели на основные «точки» битвы, что помогает сориентироваться на местности.
Ну, и конечно же никак нельзя обойти вниманием (да и вряд ли это получится!) Бородинский военно-исторический музей с экспозицией, подробно рассказывающей о событиях и героях «битвы гигантов». Музей стоит в центре тогдашнего расположения русских войск, недалеко от батареи Раевского.
Осмотреть поле можно и пешком: протопать придется минимум километра три, а максимум – все десять. Есть, впрочем, и автомобильная дорога с парковками. Однако некоторые, даже приехав к мемориалу на машине, предпочитают затем измерить «поле русской славы» собственными ногами, в крайнем случае – на велосипеде.
Для любителей гордого взгляда сверху есть даже такая опция, как «Бородинское поле с высоты птичьего полета». Ее предлагает аэроклуб «Ватулино» под Рузой по весьма умеренной цене. Разумеется, аэроэкскурсия может лишь дополнить, но никак не заменить прогулку по ратному полю.
200-летие Бородинской битвы
К знаковому юбилею этого года подготовка началась давно. В госпрограмму подготовки к празднованию 200-летия Бородинского сражения входили восстановление и реставрация памятников, причем находящихся не только на самом поле, но и в его окрестностях. Например, был отреставрирован древний Колоцкий монастырь, который в 2013 г. отметит 600-летие.
Те, кто посещал Бородинский мемориал последний раз два-три года назад, будут приятно удивлены объемом сделанного и восстановленного за эти годы. Была значительно обновлена основная экспозиция музея-заповедника «Бородино – «битва гигантов». У главного монумента героям Бородинского сражения на батарее Раевского появился мемориальный сквер, где увековечены все соединения, участвовавшие в Отечественной войне 1812 г. Еще один сквер – в память о героизме французов был разбит у Шевардинского редута – рядом с памятником «Мертвым великой армии».
Кроме того, воссоздана часть помещений Императорского дворца в селе Бородино, куда переехали фонды музея-заповедника. А к 2014 г. – к 175-летию со дня создания музея-заповедника, – будет полностью восстановлен дворцово-парковый ансамбль. Туда будут переведены пять экспозиций, которые сейчас располагаются в зданиях на территории Спасо-Бородинского женского монастыря.
Таким образом, в Бородино как бы возвращается Путевой дворец Николая I, выстроенный к 25-й годовщине битвы и утраченный в ХХ в.
Кстати, именно благодаря подготовке к юбилею удалось по крайней мере притормозить – если не остановить совсем – варварскую застройку охраняемой территории частными коттеджами, наступавшими с середины 90-х годов с разных сторон на «поле русской славы». Было заморожено также сооружение свалки отходов ТБО в 7 км от Бородинского поля. В прошлом году защитники исторической святыни даже крестным ходом по полю ходили, отгоняя от него нечистых духов мамоны и равнодушия.
В итоге, как у нас водится, была создана госкомиссия, некоторые материалы попали в областную прокуратуру. Теперь работники музея с замиранием сердца ждут, не закрутится ли опять беспредел частной застройки по окончании юбилейных торжеств.
Юбилей в пороховом дыму
В этом году раньше, чем обычно – 2 сентября 2012 года, – на Бородинском поле прошли торжества, посвященные 200-летию Бородинской битвы.
В торжествах приняли участие президент РФ Владимир Путин, послы Франции, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Сербии, Украины, глава российского Императорского Дома Романовых Мария Романова, бывший президент Французской Республики Валерии Жискар д’Эстен, чей предок сражался в наполеоновской армии, и десятки других потомков участников Отечественной войны 1812 года: прапраправнуки Кутузова, Наполеона, Дениса Давыдова… Всего же, по данным МВД РФ, в этот день Бородинское поле посетили более 140 000 человек, а в музее побывало более 4000 человек.
В начале торжеств глава российского государства возложил венок к монументу героям Бородинского сражения и поздравил присутствующих с великим юбилеем Отечественной войны 1812 года.
Ну а далее – всех приехавших сюда не только из самых дальних уголков России, но и с разных континентов ждала кульминация этого дня – традиционная историческая реконструкция сражения, генеральная репетиция которой проходила накануне.
Как известно, двести лет назад Бородинская битва началась еще до рассвета – около 6 часов утра. Но нынешней «показательной схватке» было решено дать отмашку после обеда. Прежде всего для того, чтобы ее воочию узрело как можно большее число приехавших ради нее.
По свидетельству экспертов, нынешняя реконструкция стала самой масштабной за все годы проведения. В батальных сценах с обеих сторон приняли участие члены 120 военно-исторических клубов из России, Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Франции, Польши, Германии, Чехии, Бельгии, Великобритании, Канады и США общей численностью 2878 человек.
340 кавалеристов, 420 артиллеристов, 30 артиллерийских орудий, пехота двух армий действовали на театре военных действий протяженностью от одного до полутора километров. Как и двести лет назад, численное преимущество было на стороне французов. На поле заложили около 20 тонн черного дымного пороха, а из ружей стреляли хлопушками. Организовала это впечатляющее действо Международная военно-историческая ассоциация (президент – Александр Валькович).
Первой сценой в реконструкции стало «Утро перед сражением»: русская армия, помолившись на походные иконы, отправилась биться со внезапно напавшим на село Бородино противником.
Интересно, что погода в этот день стояла примерно такая же, как и двести лет назад, – прохладно, и все небо затянуто облаками. В ходе реконструкции перед взволнованными зрителями развернулись эпизоды «битвы гигантов», происходившие на всей протяженности боевой линии русских войск, от правого до левого флангов. 15-часовое Бородинское сражение прошло в ускоренном режиме, сжавшись до полутора часов. В клубах порохового дыма предстали красочные иллюстрации главных вех сражения: от атаки багратионовых флешей до штурма батареи Раевского. Были избраны страницы Бородинской битвы, где наиболее ярко проявились сила духа, самоотверженность и героизм русских войск.
Как отмечали все наблюдатели, игравший французского императора американский актер и преподаватель истории Нью-Йоркского университета Марк Шнайдер был невероятно похож на Бонапарта. Не подкачал и «Михаил Илларионович Кутузов», которого традиционно изобразил новгородец Павел Тимофеев – директор новгородского протезно-ортопедического предприятия и член президиума Международной военно-исторической ассоциации – в Дне Бородина-2012.
В общем, понюхать пороху (в буквальном смысле этого слова!) довелось в этот день не только участникам-реконструкторам, но и тысячам зрителей из разных стран, смотревших с трибун. Довольны остались, кажется, все.
СПРАВКА
Как проехать до Бородинского музея
На машине
Из Москвы: проезд по автомагистрали Москва – Минск (М1) до 96-го километра (ориентир – памятная стела «Самолет Як-3»), 102 км, далее направо – к Можайску. Из Можайска выехать на запад, ехать до села Бородино, далее поворот налево к Бородинскому музею и главному монументу.
Около здания центральной экспозиции музея и Спасо-Бородинского монастыря имеются комфортные автостоянки.
На электричке
От Белорусского вокзала доехать электропоездом на Можайск, Бородино или Вязьму до станции Можайск (около 2 ч езды) или Бородино (следующая остановка после Можайска). Далее рейсовым автобусом на Бородино или Поречье до остановки «Музей». Или любым автобусом, идущим через село Бородино (от автобусной остановки «Бородино» до музея примерно 600–700 м).
От станции Бородино до музея – около 3 км. Электрички до Можайска ходят с периодичностью один раз в 1,5–2 ч.
Музей открыт ежедневно, включая праздничные дни, с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца.
фото Артура ДЕМЧЕНКО, Александры ОГАНЯН, ИТАР-ТАСС