На юге Архангельской области есть место особенное, если не сказать магическое. Здесь что ни дерево – то исполняет желания, что ни роща – то священная, что ни храм – то образец русского деревянного зодчества. Даже если он такого размера, что войти в него может только один человек, да и то на коленях… Кенозерский национальный парк – живописнейший уголок Русского Севера, где природа и человек за многолетнюю историю научились слышать и понимать друг друга.
От Москвы до станции Плесецкая поезд идет более 17 ч. В Плесецке надо пересесть на автобус, что следует до деревни Вершинино, там находится административный центр Кенозерского национального парка. Дорога сюда займет еще около 4 ч. При этом в пути следования сначала пропадет асфальт, затем исчезнет телефонная сеть. Впрочем, по мере удаления от Москвы признакам цивилизации перестаешь придавать значение. А после переправы по военному понтонному мосту через реку Онегу память большого города и вовсе почти сотрется: пейзажи здесь такой красоты, что от наплыва чувств слезы подступают к глазам…
В 2004 г. Кенозерский национальный парк был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, получив, таким образом, официальное признание как достояние всей планеты. Это территория с таежными лесами и огромным количеством водоемов: озер, рек и ручьев здесь насчитывается около 300. Водятся здесь и дикие звери, и рыба, а разнообразие птиц привлекает орнитологов со всего мира. Среди пернатых есть замечательные экземпляры: гусь-пискулька и орлан-белохвост, занесенные, между прочим, в Красную книгу.
В деревне Вершинино – центре северного сектора Кенозерского парка – можно поселиться в небольшой гостинице или в гостевых домиках, называемых кордонами. Хотите попариться? Баня во дворе, мосточки от нее ведут прямиком в Кенозеро. В местном кафе подают простую деревенскую пищу – творог, сметану, пироги-рыбники (это когда в тесто заворачивают целиком щуку или налима), а еще душистый чай со сказочными колобками.
Вкусив пищи телесной, здесь легко и естественно переходишь к пище духовной. Ведь другая ценность парка – историко-культурные памятники, среди которых уникальные деревянные церкви и часовни XVII–XIX вв.
Своеобразная «визитная карточка» Кенозерья – часовня XVIII в. Святого Николая, что стоит в Вершинине на высоком пригорке. Внутри нет дорогого алтаря – убранство самое простое: иконы с полотенцами, домашние половички и занавески на окнах. Но когда поднимаешь голову, видишь то, что здесь называют «небом». Это особая форма потолка, похожая на солнце с расходящимися лучами. Подобные потолочные перекрытия – доски-клинья, расписанные на библейские сюжеты на голубом фоне, – были характерны для северной русской архитектуры начиная с XVII в. Они не совсем похожи на традиционные иконы – лица святых слишком «человеческие», часто наивно-трогательные, какие-то домашние. Расписывали их местные мастера, или «красильщики», как их называли крестьяне. Суровый климат и исторические катаклизмы не способствовали сохранности культовых сооружений, однако на территории Кенозерского парка «выжили» 39 часовен, в 15 из них сохранились расписные «небеса».
Все, что уцелело до наших дней, было сфотографировано и тщательно описано в 2009 г. и вместе с другими уникальными материалами вошло в книгу-альбом «Небеса и окрестности Кенозерья». Это фундаментальное исследование позволило впервые зафиксировать все сохранившиеся на территории парка храмы и часовни, «небеса», иконостасы, значительную часть икон. Такой необычный подарок парку, переданный в виде тиража издания, сделал Благотворительный фонд В. Потанина.
Стоит заметить, что исследователи давно интересовались кенозерскими памятниками, некоторые из них даже подвергались реставрации (в частности, в 90-е годы с помощью норвежских специалистов). В 2008 г. Кенозерский национальный парк стал победителем конкурса Фонда Потанина «Первая публикация». Формально заявка парка не отвечала полностью требованиям программы, посвященной публикации музейных артефактов – малоизученных, но представляющих безусловную историческую и культурную ценность. Сотрудники парка в качестве материала представили не музейные экспонаты, а «живые» предметы убранства церквей и часовен, расположенных на территории Кенозерья. Тем не менее эксперты конкурса взялись за реализацию данного проекта, который в результате вышел далеко за рамки сбора материала и печатания книги.
Все кенозерские храмы и часовенки живы – сюда приходят люди со своими радостями и горестями, здесь зажигают свечи и читают молитвы сами деревенские жители, если на селе нет священника. Наконец, сюда приносят «заветы» – платки, полотенца, самодельные иконки – своего рода жертвоприношения, материализованные молитвы, простодушные и скромные, как и сами жители этих мест.
Многие храмы можно было бы принять за почерневшие деревенские избушки, если бы не маковки на тонких «шейках» или колоколенки. Уменьшительно-ласкательные имена тут сами собой просятся с языка, вот и местные жители называют свои часовенки с любовью: «Николушка», «Варварушка»… Вообще, для верующих крестьян строить «свои» домашние часовни было необходимостью, продиктованной суровыми условиями жизни. Деревни здесь разбросаны в глухих лесах или на островках, добраться до которых можно только по воде, а в межсезонье – и вовсе никак. Вот и стали местные жители строить крошечные храмы без алтаря – для себя, для души, без мысли кого-то поразить или превзойти. А заодно и без благословения духовного начальства.
– И плевать они хотели на запреты! – комментирует директор национального парка «Кенозерский» Елена Шатковская. – Местные жители ведь как рассуждали: большой Бог далеко, он, может, и не услышит, а маленький – всегда рядом, у тебя за пазухой. Вот и ставили рядом со своим жилищем небольшие часовни, посвящая их тем или иным почитаемым святым.
В красивой и аккуратной деревне Зехново стоит часовня XVIII в. Святого апостола Иоанна Богослова. Здесь же, на перекрестке дорог, возвышается поклонный крест для путников, а неподалеку от него – священная сосна, обняв которую, каждый может попросить заветное. Такое вот смешение верований и традиций… Впрочем, здесь это выглядит вполне естественно: природа – неотъемлемая часть повседневного существования. Местные жители также уверены, что здесь лежит камень со следком маленького Христа, на который они по древней традиции кладут ягоды и конфеты. Здесь же течет «умный» ручей, напившись из которого, непременно наберешься ума. А если кто из путников захочет поумнеть – пожалуйста, берестяные стаканчики заботливо развешены на соседнем дереве.
Возле деревни Тырышкино, в лесу, стоит самая маленькая часовня-крест Успения Пресвятой Богородицы – она настолько миниатюрна, что войти в нее можно, только опустившись на колени. И рядом – большая красивая часовня Параскевы Пятницы, возведенная в конце XVIII в. и призванная остановить падеж скота. Параскева – целительница, помогающая при тяжелых телесных и душевных недугах. Она также считается покровительницей брака и родов – здесь сохранились тканые заветы с прошлого и даже позапрошлого веков! Например, наряд невесты 30-х годов прошлого века, принесенный в дар Богу, чтобы семейная жизнь сложилась счастливо.
Заветы приносятся в часовню как благодарность за услышанную и исполненную молитву с просьбой, например, о ниспослании детей, достатка или об исцелении от недуга. Внесенные однажды в часовню, они уже не могут быть вынесены обратно, поскольку принадлежат Богу, Богоматери, святым.
Удивительная история у «неба» из часовни Николая Чудотворца в селе Усть-Поча. Несколько лет назад старший научный сотрудник парка Марина Гусева сделала важное научное открытие: осматривая «небеса» в часовне в своем родном селе, она разглядела, что они подписаны художником! Это произвело сенсацию: оказалось, что это единственное «небо» с авторской подписью. Подпись гласила: «Писаны сии небеса в 1881 году живописцем Федором Захаровым Иоком. Отроду 17 лет мастер». Позднее удалось выяснить, что, несмотря на юность мастера, его кисти принадлежат еще несколько «небес» в округе. Находка в рамках программы «Первая публикация» была отправлена в Москву, где прошла реставрацию во ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Там же была организована выставка «Небеса ручной работы», ставшая событием культурной жизни столицы. А затем отреставрированное «небо» вернулось в родную часовню.
…Из Кенозерья возвращаешься как будто из другого мира, где нет дней недели, понятий личного и общественного, где любые травинка или дерево могут так много рассказать, где люди умеют жить в гармонии с собой и с природой. Именно молитвами этих людей Кенозеру и удается сохранять уникальную связь времен – ту, что лежит в основе подлинной культуры.
Прикоснуться к этой культуре можно на сайте http://kenozerie.ru/, где выложен документальный фильм «Кенозеро: небесные часовни и земные хранители». В его основе – рассказы и воспоминания местных жителей, связанные с часовнями. Здесь же можно полистать и 564-страничный фолиант об одном из удивительных мест на планете.
фото Натальи Дорошевой