«Надо, чтобы «чужое» в сознании каждого стало «своим»»

07.07.2021 | Статьи

Власти и турбизнес активизируют усилия в развитии внутреннего туризма в России. Сегодня это направление очень перспективно

Регионы нуждаются в том, чтобы турист поехал к ним, но надо еще и подготовиться. Главное, что может способствовать достижению этих целей – не только развитие инфраструктуры гостеприимства и логистики, но и сбережение уникальных природных мест, заслон вредным производствам. Подчас, убеждены эксперты отрасли, для этого требуется менять менталитет и туристов, не заботящихся о чистоте, и тех предприятий, которые равнодушно относятся к земле, на которой работают. 

Развитие внутреннего туризма в России сегодня получило второе дыхание. Закрытие границ, связанное с пандемией коронавируса, дала новый толчок туристической сфере, к тому же природные богатства регионов России – это огромный стимул. Стыдно оставлять такие уникальные места без внимания туристов, тем более граждан своей страны. Наконец, это отличный путь подъема местных экономик. Власти оперативно среагировали на ситуацию, утвердив национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и создав институт развития – корпорацию «Туризм.РФ». В его задачи входит стимулирование развития туристических мест в субъектах страны.

Зампред правительства РФ Дмитрий Чернышенко, который курирует развитие туризма, отмечает, что в ближайшие 5-10 лет планируется вести массовое строительство туристической инфраструктуры, которую «задолжали российским туристам». До 2030 года планируется возвести 600 новых объектов, в том числе 300 гостиниц. Уже началось субсидирование чартерных перевозок, ну а акция туристического кешбэка призвана еще больше заинтересовать туристов путешествовать по России. Разрабатывается и новый закон о туристских территориях, где будет вводиться специальный порядок согласований и строительства объектов гостеприимства и обеспечивающей инфраструктуры, с соблюдением бережного отношения к природе.

 Всего же на национальный проект планируется потратить 530 млрд бюджетных рублей и более 2 трлн рублей привлечь из внебюджетных источников, отмечает Дмитрий Чернышенко.

И основная задача – открыть для людей удивительные возможности наших природных зон. Красота, сберегаемая в этих местах, достойна того, чтобы ее видеть и восхищаться ею. Экологический туризм сегодня – одно из приоритетных и перспективных направлений. Кстати, популярность экотуризма растет пропорционально ухудшению экологии, можно сказать, даже в пику загрязнению планеты. И это понятно: это один из способов сегодня сохранить заповедные уголки. Люди ощущают потребность сегодня отдыхать от цивилизации, быть ближе к природе — любоваться нетронутыми красотами, дикими животными в их естественной среде обитания, надышаться свежим воздухом. Кстати, сегодня даже социологические исследования подтверждают резкий рост спроса напознавательный, видовой и специализированный (фото-, кино-, детский) экотуризм. А развитие этих направлений отдыха поможет сохранять природные территории, направляя туризм в цивилизованное русло, которое обеспечивает грамотное использование этих мест.

По данным на доковидный2019 год, примерно $1 млрд в день приносит этот сегмент мировой экономики, и обороты будут расти.

«Нам нужно сформировать развитие внутреннего туризма. Форсировать наши возможности на этом направлении», — отмечал и президент РФ Владимир Путин, отметив, что это необходимо сделать при участии транспортных компаний, турагентств, гостиничного бизнеса. Как замечает глава государства, пора создавать привлекательные маршруты, открывать новые направления для путешествий по стране.

Пока же на долю экологического туризма в России приходится всего 2 процента.

«Сейчас уникальный момент, когда внешние обстоятельства, связанные с пандемией, дают нашему внутреннему туризму шанс совершить рывок. Но этот момент продлится недолго. Есть два-три года, когда мы можем побороться за туриста, который всегда ездил на отдых в другие страны. Доказать ему, что в и России есть места, где можно отдохнуть с комфортом и хорошим сервисом. Иначе, когда границы откроют и ограничения снимут, в стране не останется платежеспособного туриста. Надо, чтобы люди продолжили путешествовать по стране, потому что им это нравится, потому что они получают классный продукт. А не потому, что границы закрыты», — отмечает Сергей Петров, сооснователь глэмпинга«Под небом».

Так что времени мало. Властям и бизнесу надо напрячься, чтобы сформировать качественный турпродукт за короткие сроки, считает эксперт. «И стандартные решения, большое капиталоемкое строительство, которое занимает несколько лет, не подойдет в нашей ситуации.  К моменту, когда введут в строй новые гостиницы и объекты инфраструктуры, туристы могут уже уехать из страны», — полагает Сергей Петров.

Камчатка, Байкал, Сахалин, Саяны – эти места уже давно интересуют туристов, привлекая необычными пейзажами. Особое внимание сейчас уделяют и Крыму и Краснодарскому краю – здесь развернутся новые туристические объекты. Например, на территории «Новая Анапа» есть более 1000 га территории, пригодной для создания инфраструктуры.В Адыгеек 2025 году появитя всесезонный горный экокурорт«Лагонаки». На Байкале разворачивают горнолыжный объект «Гора Соболиная». Доступнее для туристов станет и Камчатка – тут будет создан кластер международного уровня «Парк Три Вулкана».

Глава Ростуризма Зарина Догузова даже лично прилетела на Камчатку, чтобы с высоты камчатских сопок взглянуть на место будущего курорта. Масштабы действительно грандиозные. Дополнительный приток денежных средств в экономику края с 2024 по 2037 год может составить более 135 млрд рублей, отмечает Догузова.Курорт будет иметь отель на 1000 номеров. А еще здесь будут варианты размещения в эколагерях и глэмпингах, так что отдых будет доступен туристу с разным достатком. Отдыхающих будут ждать не только горнолыжные трассы, оборудованные по последнему слову техники, но и возможность увидеть уникальную природу края: вулканы, сопки, горячие источники.

Кстати, это тоже новое слово в туризме – бережно вписывать туристическую инфраструктуру в природу. В этом смысле решением является развитие глэмпингов, модульных отелей в природных территориях. Это быстро – и экологично. «Мы можем буквально за несколько месяцев построить и запустить глэмпинг на 20-25 номеров с питанием и развлечениями. И по качеству обслуживания и уровню сервиса эти глэмпинги вполне могут конкурировать и с капитальными гостиницами уровня 4-5 звезд, как отечественными, так и зарубежными», — приводит свой пример Сергей Петров.

Перспективы у отрасли явно положительные. Но важно, чтобы было что показать туристам. Успешной реализации нацпроекта могут помешать факты загрязнения окружающей среды в регионах. На Байкале до сих пор с этим проблема, и даже несмотря на развитие местной туринфраструктуры, нужно предпринимать усилия для очищения озера и его берегов. На Камчатке нерестовые реки загрязнены отходами золотодобычи. Местные экологи давно бьют тревогу, волнуясь за сохранение природных богатств края. Есть предположения, что ряд территорий и рек (а ими Камчатка пронизана, как кровеносными сосудами) загрязнены так, что на восстановление местных экосистем понадобится несколько десятилетий. Одно из таких месторождений, Родниковое, соседствует с местом будущего отдыха туристов «Парк Три Вулкана». Добычу золота на Родниковом планирует компания «Тревожное зарево» (ныне ТСГ «Асача»), сейчас тут ведется разведка. ТСГ «Асача» официально замечена в постоянном нарушении природоохранного законодательства на других месторождениях в районе реки Асача, игнорируя требования к правильному содержанию мест сборов отходов и очищения территории (воды, грунта) от ядовитых отходов, слив ядовитых веществ в местные реки и ручьи. Причем Родниковое расположено всего в 60 километрах от Петропавловска-Камчатского! Рядом с Родниковым, обозревая территорию будущего курорта, и побывала Зарина Догузова, возможно, даже видела работы по разведке месторождения. Есть о чем тревожиться – рядом с крупнейшим курортом могут начать добычу золота.

Глава Ростуризма Зарина Догузова во время визита на Камчатку (27 мая 2021 года)

Как замечают экологи, даже один сброс ядовитых отходах с цианидами в реку, в чем была замечена ТСГ «Асача», может убить рыбу за пять минут. Восстанавливать же животный и растительный мир после такого вмешательства крайне трудно. Вот пример США – на реке Колумбия после многолетней добычи золота поголовье лосося сократилось с 15–20 млн лососей до 3 млн экземпляров. Жители Камчатки говорят, что давно уже не узнают свои реки: вода в них стала мутной, непригодной для бытовых нужд. Из местных лесов уходит медведь и другие дикие звери – не хватает корма, отпугивает шум золотоизвлекательных фабрик.

Кстати, не так давно Всемирный фонд дикой природы (WWF) предложил Росрыболовству создать в крае рыбохозяйственную заповедную зону, чтобы законодательно оградить Камчатку от вредного золотодобывающего производства на местных реках.

«С точки зрения сохранения экологии в местах развития туризма, во многом регионы – наследники времен СССР. Например, Байкал. Целлюлозно-бумажный комбинат долго не закрывали не потому, что все заинтересованы загрязнять воды Байкала, а потому что есть еще экономика региона, есть жители Байкальска, которым нужны рабочие места. Задача — не только закрывать такие вредные предприятия, которые сливают отходы в воды Байкала или Камчатки.  Надо заменять эти производства на экологически безопасные и развивать территорию. Мне нравится, что сейчас планируется сделать в Байкальске: там развивают горнолыжный курорт и переориентируют город на туризм. Это один из самых универсальных вариантов решения вопроса. Мы убиваем двух зайцев: решаются и экономические проблемы региона, и экологические. То же самое  — на Камчатке», — считает Сергей Петров.

Но это капиталоемкие истории. Перевести целый город с производства на туризм трудно. Часто не хватает компетенций на местах, нужны профессионалы, которые могут сделать из туристических предложений конфетку, убеждены эксперты туристической отрасли.

Кстати, кроме вреда от промышленных объектов, как развитию туризма, так и сохранению природных территорий угрожает стихийный туризм и менталитет самих отдыхающих.

«На нашей локации в Подмосковье мы вывезли более 17 грузовиков мусора. Люди закапывали его на протяжении лет 40. Это были ямы с мусором глубиной в человеческий рост, — делится собственным опытом Сергей Петров. — Или, например, у наших граждан до сих пор ассоциация, что поход в лес — это костер и шашлыки. Мы объясняем, что на месте костра земля восстанавливаются более трех лет. Но люди не плохие, они просто не задумываются об этом. Стоит большая задача, которая тоже сейчас решается, — формирование экологического мышления людей. Это и раздельный сбор мусора, и экологические инициативы, бережливое отношение к природе -и не только в местах отдыха, но просто там, где человек живет. Это то, что называется «проблемой общих ресурсов» — общее значит ничье. Значит, могу бросить мусор и делать что угодно».

Надо, полагает эксперт, чтобы люди воспринимали пространство своим, а не чужим. Чтобы каждый понимал, что это проблема не каких-то абстрактных других людей, а твоя личная проблема. Нужно экологическое просвещение, пропаганда. Чтобы то, что было «ничьим» в сознании людей, стало «своим».

Это относится и к бизнесу. Производства в регионах точно так же должны задумываться о будущем территорий, на которых работают. Те же золотодобытчики на Камчатке не особо обеспокоены этим вопросом, ведь лицензия на разработку недр дается на определенный срок, к тому же золото ресурс исчерпаемый.  Кончится – и можно все бросить и уезжать из этих мест, а вот с чем останется регион, в каком состоянии окажется местная природа – это горнодобытчиков не волнует.

Организованный туризм, качественная инфраструктура, обеспечение логистики, тщательный контроль за соблюдением требований к охране природы в рамках отдыха туристов – такой подход сможет переориентировать стихийный отдых в качественный и при этом грамотный, и одновременно помочь обустройству местных природных территорий, защитив их от ущерба. Ну а бюджеты регионов получат новые источники пополнения.

Что касается нацпроекта в сфере развития туризма и помощи в этом властей, то важна глобальная поддержка – в строительстве дорог, водоснабжения, канализации, обеспечения электричеством. «Это огромные затраты, коммуналка забирает процентов 30 средств, а без дорог тоже никак. Или же, если будет субсидирование строительства отелей, льготное кредитование, например, под 3 процента годовых, — это будет реальной поддержкой сектора со стороны государства, — считает Сергей Миронов, основатель горнолыжного курорта «Хвалынский» в Саратовской области. — Теоретически, если государство решило развивать конкретный регион в направлении туризма, оно строит аэропорты, логистику, коммунальную сеть, а остальное построит туристический бизнес. Но происходит это там, где есть какая-то заинтересованность свыше. Даже моральная поддержка властей – уже большое дело. То, что делает своими усилиями туристический бизнес, — это даже более эффективно. Рубль, вложенный бизнесом, более эффективен, чем рубль, вложенный государством». 

Елена Смирнова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest