Где и как москвичи спасались от жары до революции и при советской власти
Во вторник, 22 июня, в Москве продлили «оранжевый» уровень погодной опасности. Причина веская: в ближайшие дни средняя температура воздуха будет выше нормы на 7-10 градусов, а значит, горожан ждет аномальная жара. Естественно, многие будут искать спасения от нее, отправившись купаться… Историки и писатели Павел Гнилорыбов и Александр Васькин рассказали МОСЛЕНТЕ о том, где москвичи разных сословий плавали до революции, где плескались в воде при советской власти и как развила пляжную культуру горожан жаркая подготовка Москвы к Олимпиаде-80.
«Уже тогда хулиганы фотографировали обнаженных девушек»
Павел Гнилорыбов, научный сотрудник Музея Москвы, создатель и главный редактор telegram-канала «Архитектурные излишества»
Если говорить про времена дореволюционные, важно отметить купание по сословному признаку. Никогда крестьяне не купались там, где это делали представители среднего класса, и уж тем более высших слоев общества. А так как очень популярной была дачная жизнь, то практически во всех прудах или небольших речках на Казанском направлении железной дороги, где специально строились дачные поселки, на Западном и Северо-Восточном направлении, где рядом с огромными лесными массивами были дачи, — там преимущественно и купались.
Большой популярностью среди москвичей пользовались пруды на территории Царицыно — тогда еще заброшенного. Туда приезжали, купались, устраивали пикники, бродили по замку. Делали это с полумистическими целями, чего-то ждали.
Уже тогда появились хулиганы, которые фотографировали обнаженных девушек. Мы встречаем сообщения об этом в дореволюционной прессе: девушки ни о чем не подозревают, купаются, вдруг — бац, появляется человек с фотоаппаратом, который собирается все это запечатлеть.
После войны в Москве купались везде, где только можно. И отличительная черта пляжных фотографий того времени — люди со следами от ран, ампутированными руками и ногами.
Нужно сказать, что до революции большая часть московских прудов была довольно грязной, потому что их использовали в промышленности: выделка кож, стоки отходов, — поэтому в прудах мало кто купался. Но на Москва-реке купание в черте города было в порядке вещей.
В советские годы эта практика изменилась. Так как после Гражданской войны было большое количество людей, имеющих хронические заболевания, родился лозунг «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Провозглашался культ здорового тела. Поэтому везде, где только можно, были обустроены лодочные станции. И рядом с ними в Кунцеве, в Парке Горького, на прудах в Сокольниках москвичи купались.
Тогда же происходит и переосмысление детского отдыха. С появлением пионерских лагерей дети в Москве стали активно купаться.
После войны в Москве купались везде, где только можно. И отличительная черта пляжных фотографий того времени — люди со следами от ран, ампутированными руками и ногами. В 1950-е годы Москву «зачистили» от инвалидов, а до этого они совершенно спокойно купались на московских пляжах вместе со всеми.
Самое интересное, что европейский формат пляжного отдыха с шезлонгом сохранялся все советские годы, несмотря на то, что река была уже загрязнена. Например, возрождение Парка Горького в 2011 году началось с Оливкового пляжа. Ну никак нас не покидает мысль, что Москва — это порт пяти морей.
Вообще, конечно, самые знатные купания в Москве были при Брежневе, перед Олимпиадой 1980 года. Тогда несколько очень жарких лет берега Москва-реки в районе Воробьевых гор были буквально облеплены купающимися. Тогда же и Серебряный Бор приобретает популярность как местность, которая, с одной стороны, недалеко от Москвы, а с другой — полузакрытая. Там есть множество укромных пляжей на островках, в зарослях. И надо сказать, что популярны они и поныне.
«За возможность искупаться платили от трех копеек и выше»
Александр Васькин, писатель и москвовед
Еще в XIX веке москвичи в жаркое время любили отдыхать у воды, в основном на берегах Москвы-реки.
В конце XIX — начале XX века открывались частные купальни в районе Большого Каменного, Устьинского, Бородинского и других мостов. На месте сегодняшней набережной у Дома художника на Крымском Валу и нынешнего Парка Горького было известное московское купальное место. За возможность искупаться в цивилизованных условиях платили от трех копеек и выше — в зависимости от уровня обслуживания.
Купальни были мужские и женские, для семей с детьми, для состоятельных горожан и представителей бедного сословия. Раздевался народ в специально построенных деревянных домиках. Тут же рядом обычно стояли и бани, в которых можно было помыться и смыть грязь после купания. Было организовано даже обучение плаванию.
Популярность Серебряный Бор приобрел после войны, превратившись в место «уикенда» москвичей, добиравшихся туда на 20-м троллейбусе
Но уже в те времена река была весьма грязной из-за промышленных выбросов. Бывали и несчастные случаи — на реке шло активное судоходство. Городские власти, пытаясь регулировать беспорядочный отдых москвичей, ввели ограничения на купание по времени — с 8 утра до 11 вечера. Ночью купаться не разрешалось.
Значительно лучше стало с этим вопросом в советской Москве. Для пляжного досуга в Москве существовало немало так называемых парков культуры и отдыха с прудами и водоемами. А купаться и загорать ездили летом в Серебряный Бор.
В Хорошевском Серебряном Бору в Москве находились дачи привилегированной прослойки общества, обозначавшиеся на карте столицы как лесной массив. Популярность он приобрел после войны, превратившись в место «уикенда» москвичей, добиравшихся туда на 20-м троллейбусе.
Здесь играли в волейбол, бадминтон, баскетбол, теннис. Работали пункты проката. Организовывались свои любительские спортивные команды.
Популярным местом отдыха был бассейн «Москва», круглый год принимавший любителей плавания. Здесь летом народ также активно загорал.
Ездили загорать и купаться также в Химки и в усадьбы. Например, в Кусково, где и по сей день существуют роскошные пруды.
Олег Матвеев