Перфоманс Пространства – заключительный аккорд фестиваля Тихона Хренникова

23.06.2021 | События

Всероссийский музыкальный фестиваль, посвященный выдающемуся композитору, с большим успехом в течении 10 дней проходил в городе Ельце Липецкой области и завершился невероятным по силе и зрелищности представлением

На берегу реки Быстрая Сосна состоялось исполнение исторической оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» композитора Александра Чайковского. Более 250 человек участвовали в постановке — ведущие российские музыканты, исполнители, специалисты в области современных технологий, клубы исторической реконструкции, местные творческие коллективы.

Фестиваль Хренникова предложил обновленный формат взаимодействия с аудиторией — об этом рассказывают журналу «Отдых в России» поэтесса Любовь БЕРЗИНА и фотожурналист Владимир САВЕЛЬЕВ.

Организаторы музыкального фестиваля в Ельце представили нам новые способы взаимодействия с окружающим миром, с искусством. Долой рамки душных помещений, вместо зала – площади, газоны, скверы, вместо кулис – фасады старинных зданий, купеческих особняков, золото куполов… В потоке визуальных образов, звучании мировых шедевров – почти тысячелетняя история города. Недаром все дни фестиваля, то тут, то там мы видели живописцев. Казалось, на пленэры съехалось пол-России.

Патриархальный, залитый солнцем Елец, которым в эти дни вдохновлялись современные художники, представлял из себя динамичный коллаж изображений, звуков, бликов… Здесь гармонично сочетались божественные скрипки Башмета, литавры и барабаны Центрального военного оркестра Минобороны, волынки из далекой Шотландии, порхание дирижерской палочки Аннамамедова, джаз Гараняна, сопрано Гариповой, баритон Чернецова, соло Мерабовой, феерия народной музыки, мюзиклов липецких коллективов…

В этом музыкальном путешествии мы снова как будто встретились с самими собой – с огромной, размахнувшейся на одну шестую часть света страной. Приглашая зрителя заглянуть в сокровищницу классики, организаторы фестиваля подчеркивали роль земляка, корифея советской музыки Тихона Николаевича Хренникова, мелодии которого любили миллионы, под консерваторским и организационным началом которого сформировались многие таланты.

Перформанс, взорвавший финал – ландшафтная опера, показанная гостям фестиваля прямо на берегу реки. Зрители этого яркого и масштабного по количеству персонажей и эффектов шоу словно переместились в седую древность. Ничто не напоминало здесь о современности – такой же высокий берег, возвышающийся на нем Вознесенский собор, воины на лошадях, скачущие по берегам реки, древняя ладья с гребцами, и, конечно же, чарующие красотой и силой голоса оперных певцов, эхом отдающиеся во всех концах города.

Ландшафт позволяет художникам конструировать события за пределами нашей реальности – мы переносились то в 14 век, то в 20-й. Природа – вечна! На глазах оживали холмы, где когда-то разбивал свои шатры Тамерлан, погубивший осмелившихся встать на его пути жителей города, где ему, властителю полумира и покорителю Египта, явилась во сне Богородица и заставила его повернуть свое несметное войско обратно.

Уникальная опера «Легенда о граде Ельце», была создана в 2011 году учеником Тихона Хренникова, композитором Александром Чайковским, а поставил ее московский режиссёр, обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян. Либретто написали липецкий писатель Николай Карасик и московский автор Радомира Ползунова. Сценография немецкого художника Эрнста Гейдебрехта.

Опера «Легенда о граде Ельце» уже давно вошла в историю общественной и культурной жизни не только Липецкой области, но и всей России. В 2016 году она была удостоена премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

«Эта опера стала нашим брендом», — отметил начальник управления культуры Ельца Константин Матюхин. Гордятся и ельчане: великолепная музыка, красивые, исторически выверенные костюмы, мастерство, блестящее исполнение солистов. Более двух тысяч зрителей на одном дыхании наблюдали события, произошедшие много лет назад.

Как подчеркнул глава Липецкой области Игорь Артамонов, подобные фестивали дают зрителям возможность увидеть прекрасные постановки и прикоснуться к истории, делают регион привлекательным для туристов.

Кстати, в организации постановки принимал участие и внук Тихона Хренникова, президент Фонда его имени, журналист и историк музыки Андрей Кокарев, который помогал подбирать артистов. В опере принимали участие ведущие солисты оперных театров Москвы, солисты Липецкой филармонии, Липецкий симфонический оркестр, Липецкий камерный хор, дирижером выступил Айрат Кашаев (дирижер Камерной сцены им. Б. Покровского Большого театра России). В массовых сценах участвовало более ста реконструкторов: Клуб военно-исторической реконструкции «Копье», конноспортивный клуб «Кристалл», ансамбль восточного танца «Жемчужина».

Елец – древняя земля, по мнению историков, он был создан на год раньше Москвы – в 1146 году. В Ельце сильны традиции — музыкальные, литературные. На этой благодатной земле процветал дух купечества, благотворительности, стремления сделать культурную жизнь в городе более богатой. Купцы по традиции считали своей обязанностью часть своего дохода отдавать на развитие города, поддержку искусства. Многие красивые особняки в центре Ельца построены на деньги купечества. «В конце 19, начале 20 века у нас было 11 купцов первой гильдии», – рассказал нам Константин Матюхин.

Неудивительно, что именно здесь родился и сформировался как будущий композитор Тихон Хренников. Теперь приехать в Елец, чтобы услышать необыкновенную музыку и увидеть историческую постановку готовы туристы со всей России. Так, через музыкальный фестиваль и замечательную оперу можно продвигать регион. И этот интересный опыт, возможно, смогут перенять и другие города России.

РОСМИПРЕСС специально для журнала «Отдых в России»



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest