В этом регионе бренд сложился задолго до того, как это слово вошло в наш обиход. «Родина В.И. Ленина» – Ульяновск и в советское, и в постсоветское время воспринимался именно так. Но в Ульяновской области имеются и другие бренды – современные, фольклорные, классические.
С классикой помогли знаменитые земляки: писатель Иван Гончаров, историк и писатель Николай Карамзин. Атмосфере неспешного волжского городка вполне соответствует знаковый персонаж – Обломов. Благодаря ему город обрел интересный символ – обломовский диван, памятник, полюбившийся местным и туристам. И брендовое событие в афише – Обломовский фестиваль. Связь города с традициями русской литературы отражена еще в одном памятнике, тоже ставшем здешним символом, – двухметровой стеле с буквой Ё. Установлена она в честь 205-летия этой буквы в алфавите. Уроженец Ульяновской губернии Николай Карамзин был издателем альманаха «Аониды», приобщившего россиян к новой букве.
Недавно одна из маркетинговых компаний, проведя исследования в регионе и за его пределами, предложила слоган: «Ульяновская область– на взлет!». Это связано с активным развитием авиационного кластера области (губернатором принята целевая программа «Ульяновск – авиационная столица» на 2012–2014 гг). Очевидно, что показатели авиапромышленности и даже решение создать в городе авиационный клуб с современной парашютной техникой работают на имидж, но не достаточны для бренда. Тем временем свои права на жительство в Ульяновской области заявил фольклорный персонаж – Колобок. Не сказать, чтобы его прыжок в местные бренды был встречен с радостью: поначалу, по опросам, лишь 13 % населения восприняли его положительно. Ульяновцы высказывались, что региону солиднее быть под брендом «Родина Ленина», нежели «Родина Колобка». Впрочем, по словам директора программы «Ульяновск – культурная столица» Татьяны Ившиной, отношение к вымышленному «земляку» меняется в лучшую сторону. Возможно, повлияла недавняя победа ульяновского Колобка на Всемирных Сказочных играх. К тому же, в регионе появился любопытный объект: «Усадьба Колобка» в Новой Беденьге.
И все-таки Ульяновская область в первую очередь ассоциируется с личностью Ленина и темой советской эпохи. Как отметил директор ОГУ «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса» Сергей Лаковский, регион остро нуждается в ребрендинге объектов, оставшихся с советских времен, и строительстве новых объектов данной тематики. Брендом и основой привлечения турпотоков в регион должны стать и выдающаяся личность В. И. Ленина, и целый исторический период, который наилучшим образом будет отражен в «Музее эпохи СССР».
В 2017 г. предстоит знаковое событие – 100-летие Октябрьской революции. Советская эпоха вызывает интерес у различных групп населения как в Российской Федерации, так и за рубежом. Поэтому идея музейного комплекса, масштабно освещающего эпоху СССР, актуальна не только для региона, но и для России, и для мира. А в 2018 г. в России будет проходить Чемпионат мира по футболу, часть активных площадок которого будет расположена в непосредственной близости от Ульяновска. Наличие здесь музейного комплекса международного значения будет способствовать дополнительному притоку иностранных туристов в Ульяновск. Концепция поддержана министром культуры РФ Владимиром Мединским, губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Благодаря этому, а также победе проекта на конкурсе Gold Brand в номинации «Gold Tour» на MITF-2012 интерес к «Музею эпохи СССР» очень высокий.
Есть надежда, что проект найдет поддержку на федеральном уровне, привлечет внимание общественности, власти и бизнеса. Очевидно, что совершить путешествие в недавнюю эпоху захотят и те, кто, жил в СССР, и поколения, не заставшие этот период, дети и взрослые, россияне и иностранцы.
«Музей эпохи СССР» – это реконструкция Ленинского мемориала, создание современного музейного комплекса и коммуникационной площадки. Увидеть ушедшую эпоху там можно будет с помощью медиа-технологий века нынешнего. Эффект попадания в недавнее прошлое создаст тематический парк приключений «BACK in USSR». Проект органично дополнят парк Дружбы народов, Троицкий собор – символ имперской мощи исторической и будущей России, Выставочный центр, Краеведческий музей, тематические объекты туристской инфраструктуры: гостиницы, кафе, клубы. Появление подобного комплекса всероссийского значения на родине В. И. Ленина могло бы решить острый вопрос о переносе тела Ленина из Мавзолея. Захоронение Ленина на территории комплекса «Музея эпохи СССР» стало бы вполне логичным и подтверждающим концептуальность музея как некоего советского пространства.
Бренд «Музей эпохи СССР» предполагает события, которые увеличат турпоток. Например, советские праздники в интерьерах эпохи, тематические программы.
Гостей региона ульяновцы готовы отправить не только в советское прошлое, но и в другие исторические эпохи. В августе планируется проведение 1-го фестиваля живой истории «Волжский путь». Проект «Волжский путь», связанный с историей Поволжья и России, также является одним из региональных брендов. В год 1150-летия зарождения российской государственности он приобретает особое значение. В Ульяновской области планируются съемки документально-постановочного фильма об истории Руси, а в Старой Майне будут реконструированы стоянки русов, которые впоследствии будут использоваться как декорации для съемок фильма «Русь. От заката до восхода» (продюсер В. Р. Кильбург).
По мнению специалистов Ульяновского областного ресурсеого центра развития туризма и сервиса, и фестиваль живой истории «Волжский путь, и «Симбирский Колобок» перспективны для позиционирования и будут востребованы туристами. При этом бренд «Ульяновск – Родина В. И. Ленина» и тема отражения советской эпохи посредством создания «Музея эпохи СССР» представляются наиболее мощными и притягательными с точки зрения туризма и продвижения региона.