Что посмотреть во Владимире

Главное, чем славится город Владимир — это шедевры древнерусского белокаменного зодчества. Владимир – город с тысячелетней историей. Заложен он в конце X века
киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу р. Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В начале XII века город укреплён Владимиром Мономахом,
а в середине XII в. Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества, всей Северо-Восточной Руси.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золочёной медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь – всё сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот, главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых ворот сохранился почти без изменений до конца XVIII – начала XIX в., однако надвратная церковь «стояла без пения праздна многие лета». Только в губернское время здание было серьёзно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

В настоящее время Золотые ворота входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В памятнике военного зодчества XII века – Золотых воротах, являвшихся ядром городских оборонительных сооружений, размещена военно-историческая экспозиция.

Центральное место в ней занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года». В экспозиции можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох. Представлены материалы о выдающихся полководцах, привлекают внимание редкие экспонаты. Вокруг центрального зала расположена Галерея героев-владимирцев. Основное место в галерее занимают реликвии Второй Мировой войны. Завершают экспозицию комплексы материалов владимирцев, удостоенных звания Героя Советского Союза в послевоенное время.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ул. Б. Московская, 1

http://www.vladmuseum.ru

Контактный телефон:

8 (4922) 32-42-63

с 10.00 до 18.00, выходной день – четверг, санитарный день — последняя пятница месяца.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

В настоящее время в здании размещается экспозиция Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Исторический музей». Здание построено по проекту архитектора Бегена П.Г.

Беген Петр Густавович (1863–1917), окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, с 1906 года – владимирский губернский архитектор. Во Владимире по его проектам построено здание исправительного арестантского отделения, родильного приюта, духовного училища.

Закладка здания состоялась 29 мая 1900 г. К ноябрю 1901 года здание было возведено вчерне. 1902 год ушёл на отделку нижнего этажа. Летом 1903 года на средства Н.М. Софонова и его же рабочими была произведена стенная роспись верхнего этажа. Первый этаж предназначался для библиотеки и исторического архива. На втором размещался музей. До 1906 года шли отделочные работы и размещение экспонатов.

В здании, построенном Владимирской ученой архивной комиссией, на протяжении многих лет находится экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника, знакомящая с развитием Владимирского края с древнейших времён до 1917 года.

История Владимирской земли начинается с рассказа о стоянке древнего человека Сунгирь, открытой недалеко от Владимира в 1956 г. Сунгирь стал славой российской науки. Не имеющие себе равных по сложности ритуального обряда уникальные погребения древних людей, 76000 предметов, найденных на месте жилищ Нomo Sungirensis… – давали возможность узнать, как жили наши предки 30000 лет назад.

В зале древнейшей истории, где представлена сунгирская коллекция, реконструированные антропологами портреты древних людей, их одежда, орудия труда – идёт рассказ не только о борьбе человека с природой, но и о возникновении у наших далёких предков самосознания, первых попытках постичь окружающий мир и выразить творчески свой восторг перед жизнью.

Огромный временной период, значительные исторические вехи, эпохальные события, знаковые явления и культовые личности – как поведать о них не только с помощью предметов материальной культуры, но рассказать языком пластики, посредством визуальных образов? Здесь на помощь создателям музея пришли самые обыкновенные (казалось бы) зеркала. Расположенные по углам, под особым наклоном одно к другому, зеркала создают чудо «прорыва пространства». Из далёкого далека, из зазеркалья на нас «наплывают» многократно отражённые и оттого особенно объёмные, до правдоподобия «настоящие» – языческое капище, хрустальная прорубь со светящейся водой. Кстати, фрагменты льда, с полыньёй-крестом – символом Крещения – изготовлены мастерами Гусь-Хрустального стекольного завода.

В третьем углу размещается композиция, посвящённая основателю Владимиро-Суздальского княжества Андрею Боголюбскому. Воссозданная белокаменная винтовая лестница Боголюбовского дворца – символ восхождения человека к Богу. Обрушившиеся ступеньки – напоминание о трагической гибели князя, русского самодержца и святого.

35 лет правил на Владимирской земле Всеволод III Большое Гнездо, «владыка северных стран». Гипсовый слепок рельефа с его изображением со стен Дмитриевского собора во Владимире – в четвёртом углу зала.

«История», заключённая в квадрат зала, закручиваясь по спирали, приуготовляет появление в поднебесном мире Храма. Потому в центре зала – символ самого совершенного творения рук человеческих, Храма: подлинный белокаменный крест XII в., изображения главных святынь княжества, Владимирской и Боголюбовской икон Божией Матери на оригинальных стеклянных створках, повторяющих контуры церковного фасада. Камень и Храм – это не иллюстрация к истории, это главный акцент экспозиции, её смысловой стержень: восхождение от земного к небесному.


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ул. Б. Московская, 64

http://www.vladmuseum.ru

Контактный телефон:

8 (4922) 32-22-84

Если вы захотите заказать экскурсию, обращайтесь по телефону: 8 (4922) 32-42-63

с 10.00 до 17.00 (понедельник, четверг до 16.00)
выходной день – вторник,
санитарный день — последний четверг месяца.

СТАРЫЙ ВЛАДИМИР

Экспозиция музея «Старый Владимир» занимает здание из красного кирпича, выстроенное возле Козлова вала. Оно появилось во Владимире в XIX веке, когда в городе началась прокладка водопровода, и появилась необходимость в специальном здании, выполнявшим роль водосборника и распределителя воды (интересно, что в качестве варианта такого здания рассматривались даже Золотые ворота, к тому моменту совершенно бездействующие). Это первый случай в России, когда музей был открыт в здании водонапорной башни.

Экспозиции музея представляют иной взгляд на историю города. Ведь история – это не только кровопролитные сражения и политические интриги, это ещё и история повседневности: улицы города, интерьеры домов горожан и их будничное одеяние, церковная лавка, трактир… Чтобы подчеркнуть колорит эпохи, воссозданы интерьеры комнаты в доме состоятельного горожанина, церковной лавки, полицейского участка, трактира с традиционным самоваром, расписными подносами, многочисленными штофами и графинами. Вместо объяснительных текстов – подлинные выписки из книг, газет, журналов конца XIX – начала XX в. Быт, работа, учёба – вся жизнь владимирца до революции 1917 года представлена на трёх этажах в Водонапорной башни.

А закончив изучение экспозиций музея и поднявшись по винтовой лестнице на четвёртый этаж башни, можно попасть на одну из лучших смотровых площадок города.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ул. Козлов вал, 14

http://www.vladmuseum.ru

Контактный телефон:

8 (4922) 32-54-51

Если вы захотите заказать экскурсию, обращайтесь по телефону: 8 (4922) 32-42-63

пн-чт: с 10:00 до 18:00, выходной день — понедельник, санитарный день — последняя среда месяца

ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени. Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил в 1190-е годы князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» — сообщает летопись. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия: «И принес доску гробную из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно точащего на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того же мученика ту же положи».

Одноглавая, четырёхстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения – сам храм – образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство – более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращён трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединявшие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Посредине храм охвачен нарядным поясом-колоннадой. Верхний ярус весь одет резьбой, как драгоценной ризой. «Одеяйся светом, яко ризою, простирай небо, яко кожу», – поёт о Творце в одном из псалмов библейский Давид – пастух, псалмопевец, царь и пророк. Рельеф Давида возвышается в средних закомарах всех трёх фасадов. К трону его собирается вся тварь небесная и земная: ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы…

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нём угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838–1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

В 1919 г. после закрытия стал принадлежать Владимирскому музею. В последние полвека здание неоднократно реставрировалось. Окончательный этап работ проведён в 1999–2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата.

В 2005 году в Дмитриевском соборе открыта необычная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Её главный экспонат – само древнее здание, его замечательные архитектурные формы.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ул. Б. Московская, 60

http://www.vladmuseum.ru

Контактный телефон:

8 (4922) 32-42-63

Если вы захотите заказать экскурсию, обращайтесь по телефону: 8 (4922) 32-42-63

с 11.00 до 18.00 (понедельник, четверг — до 17.00), выходной день – вторник, санитарный день — последняя среда месяца.

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.

В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. «Да будет сей град великое княжение и глава всем» – таков замысел князя-«самовластца». Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158–1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, а пятиглавый верх «Владимирской златоверхой» вознёсся выше Киевской Софии — почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции – «Вознесение Александра Македонского», «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами…

Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: «владычных сенях», «тереме», «столпе», уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией – величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. 4 малые главы разместились на углах галереи. Пятиглавый верх владимирского Успенского собора на многие века определил образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.

Архитектурные формы собора раскрыты и восстановлены реставраторами XIХ и XX вв. Архитектурное совершенство, древность и ценность здания, его историческая значимость – всё в нём живо. Здесь всегда, за исключением периода с 1927 по 1944 г., велось богослужение.

В 1862 г. между собором и колокольней встроен Георгиевский придел (архитектор Н.А. Артлебен), в декоре которого применён аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в.

В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и РПЦ. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

ул. Б. Московская, 56

http://www.vladmuseum.ru

Контактный телефон:

8 (4922) 32-52-01

Если вы захотите заказать экскурсию, обращайтесь по телефону: 8 (4922) 32-42-63

с 13.00 до 16.45,
выходной день – понедельник

Источник

 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest